• Главная
  • Наша история
  • Проекты и прожекты. Какие перспективы прогнозировались верховажской аграрной отрасли 60 лет назад

Проекты и прожекты. Какие перспективы прогнозировались верховажской аграрной отрасли 60 лет назад

02.02.2024

Механизаторы звена по заготовке сена колхоза "Терменьга", начало 1980-х годов. В этом хозяйстве был построен один из самых крупных в области откормочных животноводческих комплексов, но в результате проект оказался нежизнеспособным и был свернут.

 В архиве администрации округа сохранился экземпляр схемы планировки Верховажского района, датированный 1964 годом. Совершенно раритетный документ хотя бы только с точки зрения «возраста», набранный на пишущей машинке, объемом в 192 страницы. Основная его суть – формулировка положений программы развития сельской территории с перспективой до 1980 года на основании рекомендаций группы специалистов республиканского проектного института по землеустройству «Росгипрозем». Мне показалось интересным вместе с читателями поближе познакомиться с этой в принципе малоизвестной страничкой нашей общей истории.

 

Укрупнение деревень

В своей пространной пояснительной записке 60-летней давности авторы анализируют ситуацию в сфере производства района того времени и представляют детальный проект развития местного сельского хозяйства и социальной сферы на 1964-1980 годы. Думается, что разработанная учеными программа оказала исключительно сильное влияние на дальнейшее становление Верхневажья, как административно-территориальной и экономической единицы в том виде, в каком ее еще помнят многие местные старожилы.

Хотя, по моему личному впечатлению, не все планы в полном объеме удалось претворить в жизнь, значительная часть по тем или иным причинам так и осталась нереализованной. Как говорится, гладко было на бумаге, да забыли про овраги. Жизнь гораздо сложней, чем кажется из чиновничьих кабинетов. И еще. Представленная схема планировки запустила, а, правильней выразиться, активизировала процесс исчезновения с карты района многочисленных малых деревень, поскольку предусматривала обязательное укрупнение населенных пунктов в контексте проведения предложенных реформ. Фактически это можно назвать новой, более мощной, чем раньше, волной индустриализации, так как намечалось кратно повысить уровень механизации производства.

И вот как это позиционировалось. В обосновании проекта говорится, цитирую: «Правильное размещение и рациональная концентрация сельскохозяйственных мощностей становится одним из условий дальнейшего преобразования и переустройства деревень в крупные населенные пункты городского типа со всеми видами культурно-бытового и коммунального обслуживания населения. На основе общего плана развития народного хозяйства при составлении схем районной планировки в тесной взаимосвязи друг с другом решаются следующие вопросы: рациональное размещение сельскохозяйственных предприятий и их производственных комплексов, предприятий по переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, транспортных связей и электрификации, размещение жилищного строительства, лечебно-оздоровительных, культурно-бытовых и коммунальных учреждений».

 

Назревшие реформы

Необходимость подобного рода реформ в аграрной и социальной сферах к 1964 году назрела и перезрела. К такому выводу на основании цифр и фактов приходят составители схемы планирования. Приведу несколько примеров, наглядно характеризующих невысокий по нынешним временам уровень эффективности производства и жизни людей: «Промышленность по переработке сельскохозяйственных продуктов развита слабо… Общий уровень сельскохозяйственного производства является недостаточным, что выражается в низкой урожайности всех сельхозкультур, небольшой плотности скота в расчете на 100 га земельных угодий и выхода продукции животноводства… Производительность труда в сельском хозяйстве низкая… Скот содержится в мелких, разбросанных по многим деревням неблагоустроенных скотных дворах и сараях… Культурно-бытовые постройки в колхозах находятся в плохом состоянии и не обеспечивают возрастающих культурных потребностей населения…Колхозы не обеспечены электроэнергией… Сельские дороги общей протяженностью 240 км, соединяющие основные населенные пункты района – грунтовые и естественные, находятся в плохом состоянии, а в весенне-осенний период – непроезжие. …Все мосты деревянные, балочные, старые…»

Как представляется, картина, что называется, с натуры, более чем наглядная. И – неутешительная для верховажан. Это к сегодняшнему дню, с приходом современных технологий, природного газа и других бытовых удобств разница между городом и деревней изрядно стерлась, а в 60-х годах прошлого века между ними без преувеличения пролегала пропасть. То есть предстояло за 16 лет постараться если и не полностью решить проблему, то, по крайней мере, приблизить селян к жизни по городским стандартам. Точнее, предлагались расчеты и рекомендации как этого достичь, но ни слова не было сказано об источниках финансирования амбициозного проекта. Хотя, возможно, эти вопросы были учтены в других ведомственных документах.

 

Молоко и мясо

При разработке схемы планировки главное внимание уделялось специализации хозяйств и их производственных подразделений. Ведущей отраслью во всех колхозах на перспективу оставалось молочно-мясное животноводство. По причине отсутствия в районе возможностей для развития свиноводства в промышленных масштабах предлагалось сосредоточить все поголовье этих животных в таких хозяйствах, как «Родина» и «Кулое», имеющих наибольшую распаханность земельных угодий и опыт ведения свиноводства. Овец намечалось содержать в семи сельхозпредприятиях, имеющих для этого наиболее пригодные пастбища. Кроме того, на базе колхоза «Ленинский путь» планировалось организовать к 1970 году хозяйство по откорму молодняка крупного рогатого скота. Забегая вперед, скажу, что это предложение было воплощено в жизнь путем создания откормочного производства в совхозе «Верховажский» (Климушино).

Для обеспечения населения района яйцом в перспективе была поставлена задача построить в окрестностях Верховажья промышленную птицефабрику на 75 тысяч кур-несушек. Этот проект тоже оказался жизнеспособным и такое производство в районе действительно существовало в 1980-х годах, но уже давно ушло в историю. Товарное овощеводство в объемах, необходимых для обеспечения населения, предлагалось сосредоточить в колхозах «Кулое» и «Родина», располагающих пойменными землями по рекам Кулой и Вага. Производством льна и картофеля должны были заниматься все сельхозпредприятия за исключением откормочного хозяйства, в посевных площадях которого техническая культура не должна была присутствовать. И действительно, в Климушине льна не сеют уже очень давно.

В связи с реформами не предполагалось изменения распределения земель по категориям землепользователей. Около двух третей территории района занимал государственный лесной фонд, одна треть была закреплена за колхозами. То есть увеличение объемов сельскохозяйственного производства предполагало повышение интенсивности использования земельных угодий. К 1980 году площадь пашни планировалось поднять на 1760 гектаров за счет распашки залежей, сенокосов и приусадебных участков – после расселения неперспективных деревень. Что тоже вошло в обычную практику тех лет. Для повышения продуктивности естественных кормовых угодий предлагалось улучшить сенокосы и пастбища за счет расчистки кустарников на площади 14350 га, уборки камня на 11000 га, дискования, подсева трав и внесения удобрений.

 

Плодородие полей

По ориентировочным подсчетам, затраты на освоение новых земель под пашню и улучшение естественных кормовых угодий должны были составить 7 миллионов 735 тысяч рублей. Хотя, думается, на самом деле наверняка было затрачено гораздо больше денег, поскольку дело не ограничилось локальным выполнение культуртехнических работ. На рубеже 70-х-80-х годов прошлого века в районе стартовала масштабная мелиорация с использованием передовых для того времени технологий полей «пригородного» колхоза «Родина», в Верховье, Олюшине, Чушевицах. Конечно, сейчас эти дренажные системы по своему техническому состоянию уже далеки от идеала, но все же изрядно облегчают жизнь местным земледельцам.

В пояснительной записке проектировщиков отмечалось, что за счет интенсификации использования земли урожайность сельскохозяйственных культур к 1980 году в сравнении с 1963-м должна увеличиться по меньшей мере в три раза. То есть что касается зерновых, то с 7,7 до 23,6 центнера с гектара. Недостижимый результат даже для сегодняшнего дня, когда 17-18 центнеров – уже фактически предел мечтаний и в самый благоприятный год. С другой стороны, приблизиться к подобному ориентиру шансы все же имелись, если бы соблюдались все рекомендованные разработчиками нормативы. Ведь они предусматривали возможность ежегодно вносить свыше 425 тысяч тонн органических и почти 13 тысяч тонн – минеральных удобрений, что в расчете на один гектар площади в среднем составляет соответственно 15 тонн и 4,5 центнера. Совершенно неподъемные расходы для любого местного сельхозпредприятия.

В продолжение темы урожайности полей. Ни для кого не секрет, что абсолютное большинство верховажских почв чрезмерно закислено и поэтому малоплодородно. И для исправления ситуации требует известкования. В этом отношении за 60 лет ничего не изменилось. Разработчики схемы планировки рекомендовали хотя бы один раз в пять лет проводить известкование всех(!) пахотных земель и кормовых угодьев. Годовая же потребность в извести по их расчетам составила 47 тысяч тонн. Как представляется, такого количества не вносилось даже в лучшие советские годы, а сейчас подобные расходы для наших сельхозпредприятий и вовсе не по карману. Хотя в округе и существуют богатые разведанные залежи известняка. Скорее всего, подобные планы так и остались только на бумаге.

 

16 тысяч коров?

И совсем уж по-прожектерски звучат прогнозы проектантов по перспективам животноводства. Они предполагали, что к 1980 году доля крупного рогатого скота в структуре валовой и товарной продукции составит соответственно 38,2% и 60,4%, и поголовье КРС достигнет 34 тысяч единиц, в том числе 16,4 тысячи – коров. Если верить статистике, то даже на пике своего развития в советское время поголовье не достигало и половины заявленных цифр. Остается только гадать, какие ошибки вкрались в научные расчеты, или все дело в организационных и финансовых проблемах?

Столь же нереалистично воспринимаются и предположения разработчиков программы по поводу резкого роста продуктивности скота. Даже из сегодняшнего дня, когда надои молока по меньшей мере в три раза выше, чем тогда. Если в 1963 году колхозы района получили 90,7 тысячи центнеров молока и 10,5 тысячи центнеров мяса, то к 1980-му производство молока должно было достичь 459 тысяч центнеров, а говядины в живом весе – 47 тысяч центнеров, то есть соответственно в 5 и 4,5 раза. Хотя в принципе подобный рубеж можно было взять, но лишь за счет планируемого увеличения поголовья, но отнюдь не за счет подъема продуктивности, поскольку расчетный годовой надой на корову составлял на 1980-й всего 2800 кг молока.

 

Надежды на свиноводство

Серьезные надежды возлагались на свиноводство. В структуре валовой и товарной продукции его доля составляла соответственно 14% и 17,5%. В расчете на основную свиноматку было получено 6,1 центнера мяса в живом весе. В перспективе предполагалось иметь в районе две крупные свиноводческие фермы – в колхозах «Родина» и «Кулое» – по 150 маток каждая, в остальных хозяйствах – поменьше. Среднегодовое откормочное поголовье к 1980 году должно было достичь 6000 голов, а выход свинины увеличиться в 3,2 раза. Но, как показали дальнейшие события, отрасль в итоге вообще выпала из структуры общественного стада.

Как и овцеводство, которое, впрочем, и 60 лет назад в верховажской аграрной сфере не играло сколько-нибудь значительной роли. По состоянию на 1 января 1960-го колхозы имели 735 голов. От одной овцы было получено по 1,5 кг шерсти и 17,2 кг мяса в живом весе. К 1980-му намечалось довести поголовье овец до 13 тысяч штук, а производство баранины – до 390 тонн, шерсти – до 286 центнеров. Как мы прекрасно понимаем, подобный рубеж так и не было достигнут. Не было забыто и пчеловодство, дававшее колхозам дополнительную выручку. В 1963-м в районе имелось 163 пчелосемьи, от которых пасечники получили 44 центнера меда, то есть в среднем по 27 кг на пчелосемью. Крайне низкий результат. В перспективе намечалось довести количество пчелосемей до 600. Планировалось, что при продуктивности 60 кг меда на одну пчелосемью валовой выход меда к 1980-му достигнет 360 центнеров.

Согласитесь, задумано было очень даже неплохо, и сумей тогда власти реализовать поставленные планы, сельское хозяйство района поднялось бы на достаточно высокий уровень. Другой вопрос, каким бы катком прошлась по отрасли перестройка 1990-х, и что бы осталось от аграрной сферы к сегодняшнему дню. Но это уже отдельная история.        

Владимир БАСОВ. Фото из архива «ВВ»

«Верховажский вестник» №7 за 2 февраля 2024 года

 

Поделиться
Комментарии (0)
Свежий номер