Путь в Афганистан

22.02.2019

Валерий Собенин и два его боевых товарища во время службы в Афганистане

15 февраля 2019 года исполняется 30 лет со дня вывода советских войск из Афганистана. С 29 декабря 1979 года по 15 февраля 1989 – девять с лишним лет, советские войска вели боевые действия в далекой, нищей, безграмотной южной стране. 40-я армия, которая выполняла приказ политического руководства СССР, потеряла убитыми около 15 тысяч солдат и офицеров, около 50 тысяч раненых, 300 пропавших без вести – горькая цена афганской войны, оставила неизгладимый след в душах солдатских матерей, отцов, вдов, детей, выросших без отцов.

К годовщине события своими воспоминаниями об Афганской войне с читателями «ВВ» делится ее участник, полковник в отставке Валерий СОБЕНИН.

«Приказано быть в Афганистане»

Я в то время командовал бригадой Ленинградского военного округа. В январе 1986 г. на псковском полигоне командующий округа, генерал армии Борис Снетков проводил учения. Меня, комбрига, должны были «заслушивать» у командующего в 20:00 вечером 9-10 января на  командном пункте (КП) полигона. Зашел в палатку с картой, доложил, что я готов к докладу командующему о своем «решении» по учениям. Генерал, выслушав мой доклад, говорит: «Вам приказано быть в Афганистане и командовать бригадой. Завтра утром в 10:00 быть в Москве на беседе у заместителя министра обороны СССР маршала Куроткина. Я ответил «Есть!», вышел из палатки, умылся снегом, сел в УАЗ-469 и поехал в Ленинград переодеваться в повседневную военную форму. Водителем тогда был у меня земляк С. Москвин. О беседах в Москве и о прибытии в Афганистан я писал в предыдущих публикациях в «ВВ», повторяться не буду.

Прошло много лет, стоит ли ругать или обсуждать действия бывших руководителей страны? Вспомним лишь, что это было время «холодной войны», жестокого противостояния двух систем. С тех пор многое изменилось в мировой политике. Нет и того государства, «защищая» которое, гибли в чужих краях наши ребята. Они с честью выполнили свой интернациональный воинский долг. 

Главная цель, которую преследовало правительство бывшего СССР – недопущение размещения военных баз НАТО у южных границ СССР, была достигнута. По-другому отреагировала мировая общественность: этот шаг был воспринят как прямое вмешательство в дела суверенного Афганского государства. Ограниченный контингент советских войск был введен по просьбе афганского правительства.

На данный момент история России показывает, что страны НАТО во главе с США обложили нас базами различного вооружения и санкциями, начиная с того момента, когда Россия начала вставать на ноги и чувствовать себя крепко. Такое было и в советское время, и до Октябрьской революции. Когда наши партнеры в мире чувствовали в лице России серьезного конкурента, под разными предлогами вводились какие-то ограничения. Вот и сейчас законопроект об ужесточении «санкций» в отношении России возник в сенате США на голом месте. Санкции нам здорово помогли, у нас включились мозги и таланты, мы сосредоточили ресурсы на ключевых направлениях, особенно на сельском хозяйстве и т.д.

Бой у туннеля

Первое боевое крещение получил после представления командующему 40-й армии генерал-лейтенанту Родионову. Он впоследствии, уже в ельцинскую эпоху, стал министром обороны России.

Командирам отдан приказ – убыть за 250 км от Кабула на командный пункт в Пули-Хумри (в переводе на русский – Долина Смерти) и приступить к командованию бригадой и Пули-Хумринским гарнизоном. Это размещение (дислокация) частей, не входящих в состав бригады, – но старшим начальником являлся комбриг. В пути следования нужно было преодолеть горный перевал с трехкилометровым туннелем Саланг. Дорога бетонная, узкая, справа пропасть, слева скалистые горы. Из бригады за мной прибыл сержант с отделением бойцов на трех БТР. Горный перевал и туннель охраняли и регулировали его преодоление 2 батальона, мотострелковый и дорожно-комендантский, с моего гарнизона.

Военная колонна движется через перевал Саланг

Перед туннелем нас проверили и мне доложили, что все спокойно. О моем следовании и назначении было сообщено на всех постах. При докладе комбата я заметил что движение по туннелю двухстороннее, очень опасное – приведет к пробке. В одну сторону движутся русские, в другую – афганские части и гражданские. С КП коменданта я связался с начальником штаба армии и доложил обстановку на перевале по туннелю Саланг. Он меня выслушал только наполовину и просто наорал: «Не успел прибыть, а уже лезешь не в свои дела. Приказ движения и преодоления перевала менять не будем». Так генерал Селезнев меня отчитал.

Я переговорил с комендантом перевала, он меня выслушал и назначил время преодоления туннеля. На большой скорости, 40-60 км/ч, проскочили. На выходе нас с трех сторон начали обстреливать с гор «духи» из пулеметов, автоматов, гранатометов и других видов оружия. Один БТР был подбит, два солдата ранены, мы успели их перетащить во второй БТР и с большой скоростью укрылись под скалой в 500-600 м от туннеля. Осмотрев горы и определив, откуда стреляют, приказал по рации вести огонь по целям в горах.

«Духи» просто заблокировали входы и выходы туннеля подбитой и горевшей техникой. В туннеле от скопления газов работающей техники, наши и афганцы погибли. Вентиляция была выведена из строя. В туннеле погибло около 70-80 русских солдат и офицеров, более 300 афганцев просто задохнулись от газов работающих двигателей. Бой шел около часа с обеих сторон. Затем появились наши вертолеты (вертушки), обстреляли горы и все стихло. «Духи» скрылись в пещерах.

Меры оправдались

По прибытию на КП бригады доложил обстановку и вступил в должность. Начальник штаба армии меня внимательно выслушал и приказал завтра в 8:00 быть на перевале Саланг, очистить туннель, возобновить на следующий день движение по моему решению, полностью возложил приказом командование на меня. Многовластие на перевале закончилось. 

В дальнейшем на вершинах гор установил крупнокалиберные зенитные установки с группой из трех солдат-зенитчиков, и во главе – сержант. 

 

Командир бригады полковник Валерий Собенин встречает командира 40-й армии генерал-лейтенанта Дубынина

Подходы к позиции заминировали, высаживали на вертолетах, установили на КАМаЗах, УРАЛах колонн по три зенитные установки, в начале, в середине, хвосте. Варили из 10 мм железа (из списанных БТР по боевым потерям) ящик, и в нем во время движения сидел зенитчик, при обнаружении «духов» открывал по горам огонь. Они очень боялись и реже стали нападать. Над моими идеями и новшествами, принятыми решениями многие генералы, полковники и другие начальники вначале «смеялись», но потом все это оправдалось. Сократились нападения на отдельные гарнизоны, колонны, гибель солдат и офицеров. 

Убывая с Афганистана, командующий 40 армии Виктор Дубынин сказал так: «Валера, раньше мы жали на тебя, но ты справлялся, а сейчас вместо тебя прибыл комбригом сын зам. министра обороны СССР, генерала армии Сорокина. Теперь придется нам сидеть в бывшей твоей бригаде с засученными рукавами».

Через три месяца после моего убытия «духи» взорвали управление бригады вместе с отдельными частями и артиллеристским складом. 

Местные жители в населенном пункте Пули-Хумри

Цена войны

В той проклятой войне участвовало 1800 вологжан. Среди них и 46 верховажан. В пекле Афгана погиб 81 уроженец Вологодчины, один пропал без вести. 

Среди погибших и наши земляки Валерий Кузнецов, Георгий Егоров, Владимир Завьялов, Валентин Полежаев. Все они покоятся в родной верховажской земле. В их память названы улицы Кузнецова и Завьялова в селе Верховажье. Светлая им всем память!

Приведенные выше цифры и данные – официальные. Честно говоря, как офицер, полковник, прошедший ту войну в должности комбрига, я полагаю, что они приблизительные. Все просто. В боевых действия участвовали и вологжане (следовательно, и верховажане) родившиеся здесь, а проживавшие, призванные, служившие в других воинских частях областей, республик бывшего Союза. А кто-то попал на войну по линии МВД, КГБ, прокуратуры и других министерств бывшего СССР

Боевое братство

Я называю сегодня, в 30-ю годовщину вывода советских войск из Афганистана всех верховажан участвовавших в Афганской войне. Отважные, мужественные, смелые, рисковавшие своей жизнью, с честью выполнявшие свой гражданский и интернациональный долг, они достойны уважения и восхищения: офицеры Валентин Овсянкин, Иван Поздеев, Николай Дербин, Александр Житнухин, Александр Тюрнин, Петр Гаврилюк, Владимир Жалейко. 

Солдаты, сержанты и прапорщики: Александр Антуфьев, Дмитрий Баландин, Вениамин Богдановский, Валерий Богдановский, Алексей Васендин, Алексей Гаркунов, Андрей Горбунов, Сергей Гулин, Вячеслав Данилов, Александр Дружинин, Иван Зенков, Константин Зобнин, Николай Капустин, Николай Кобылин, Иван Колотилов, Василий Ламов, Юрий Лебедев, Иван Христман, Николай Некрасов, Виталий Стулов, Юрий Коробицын, Сергей Чашин, Александр Попов, Василий Кувакин, Василий Нарывкин, Александр Лапин, Юрий Новиков, Виктор Магера, Михаил Юлин, Геннадий Лаврик, Нина Слюсар, Зинаида Зенкова, Марина Богданова, Ирина Соколова, Виталий Самылов, Дмитрий Пинаевский, Сергей Чичагов, Сергей Васендин, Владимир Друговской, Леонид Дубовик, Алексей Лихачев, Василий Лысков, Федор Лысков, Николай Мехаев (пропал без вести), Александр Рогозин, Иван Шутов. 

15 февраля 1989 года последние части 40 армии покинули афганскую землю. Для нас, советских солдат, сержантов, прапорщиков и офицеров война закончилась. Но мир на Афганскую землю так и не пришел, воюют до сих пор. Ветеранов Афганской войны, участников других локальных войн и военных конфликтов связывает военная служба, боевое прошлое и непростое настоящее. Многие из них имеют не только награды, но и ранения, и контузии, и инвалидность. Поэтому понятно стремление к объединению: так возникло верховажское «Боевое братство». Его возглавляет Сергей Гулин. Сообща легче решать все проблемы. Верховажское «Боевое братство» входит в состав вологодского. 

Пользуясь случаем, хочу поздравить всех участников Великой Отечественной войны, афганского, чеченского, сирийского, украинского и других конфликтов в «горячих точках», всех земляков, землячек с днем 23 февраля – праздником защитника Отечества. Здоровья вам, счастья, любви, благополучия!

Валерий Собенин, полковник в отставке, участник войны в Афганистане. Фото из архива автора

"Верховажский вестник" №12 за 15 февраля 2019 года

 

Поделиться
Комментарии (0)
Свежий номер