Рассказы Василия Фомина "Бабушкины пироги" и "Первый мостик"

18.10.2024

 С прошлого года наш земляк, уроженец деревни Данилково Верховского сельсовета Василий ФОМИН помимо стихов пишет и прозу. Как и лирика, его рассказы посвящены малой родине, деревенскому укладу жизни, воспоминаниям и впечатлениям из детства. В декабре прошлого года мы публиковали рассказ Василия Николаевича «Сашка-конюх», который нашел отклик в душе многих наших читателей и современников автора. Сегодня мы предлагаем к прочтению еще две его истории, которые без сомнения подарят вам теплую ностальгию по счастливому прошлому. 

 

Бабушкины пироги

В окна нашей спальни заглядывало щедрое летнее солнце. В этот год мне и брату, с которым мы были двойняшками, предстояло идти в школу, в первый класс. Нам уже были куплены большие ранцы, прописи, пеналы, альбомы, карандаши и краски. Родители были на работе, в основном нашим воспитанием и дальнейшей учебой в начальной школе занималась бабушка. В садик мы не ходили, но до школы умели считать до ста и знали все буквы в букваре.

Проснувшись, я и брат находили под подушками конфеты, положенные заботливой маминой рукой. Бабушка хлопотала на кухне, около русской печи. Наша корова Зорька была после отела, на свежем молоке бабушка затеяла пироги. Мы наблюдали за ней, за работой. Вначале она решетом просеивала муку и замешивала мутовкой тесто. По всему дому распространялся приятный молочно-мучной запах. Уже была готова начинка – пережаренные с луком белые грибы, вареные куриные яйца с зеленью, капуста, брусника, творог и сметана. На воронце в теплом месте, возле печки, в большой кринке поднималось тесто. В него бабушка, как она говорила, вылила веселку. Готовое тесто она раскладывала на противни и сковородки, предварительно смазав их маслом, которое она делала сама. В глиняном горшке с узким горлышком бабушка долго сбивала сметану и получалось желтое коровье масло. Дышала жаром хорошо протопленная березовыми дровами русская печь. Длинной кочергой бабушка распихала по сторонам горячие красные угли. Окунув в тазик с водой сосновое помело, она подмела им в печке. Затем, ловко орудуя деревянной лопатой, посадила пироги в печь. Чтобы не выпустить жар, печное устье прикрыла заслонкой. В наши кружки уже был налит сладкий чай, мы с братом с нетерпением ждали бабушкины пироги. Наконец-то на большом кухонном столе разместились румяные сметанники, творожники, капустники, пироги с ягодами, с грибами и яйцом. Бабушка закрыла выпечку легкими домоткаными полотенцами, пусть немного отдохнут – говорила она. В эмалированном блюдце растопилось домашнее масло. Этим маслом кисточкой, сделанной из куриных перьев, я и брат смазывали сверху горячие пироги. В русской печке бабушка пекла вкуснейшие рыбники и колобки со шкварками. С детства мне так же запомнились картофельные и гороховые шаньги, пареница из репы и моркови. По утрам часто готовили картофельную кашу, гороховый кисель, селянку, топленое с пенкой молоко в глиняных кринках.

Вдоволь наевшись вкусных бабушкиных пирогов, мы бежали на улицу. Около дома была широкая лавка, на ней мы привязывали к березовым удочкам леску, готовили рыболовные снасти. В гараже у сарая ремонтировали старенький отцовский велосипед, потом по очереди гоняли на нем по деревне. За нашим огородом, около зернотока, была волейбольная площадка. С деревенскими ребятами играли мячом в волейбол, вышибалу, в картошку, в лапту. За деревней на пастбище для колхозных лошадей сделали настоящее футбольное поле. Нанесли разметку, по границе прокопали бороздки, просыпали их опилком, поставили ворота. Вечерами играли в футбол до самой темноты, когда стали постарше у зернотока жгли костер. Появились первые кассетные магнитофоны, слушали музыку, засиживались до самого утра. «Гулять, гуляйте, да не загуливайтесь!» – говорил нам отец.

С годами все чаще с теплотой и сердечной благодарностью вспоминаются отцовские наставления, заботливые мамины руки и горячие бабушкины пироги из русской печки.

 

 

Первый мостик

У каждого человека есть памятные места, мысленно в своей жизни он вольно или невольно постоянно возвращаемся к ним. Это может быть березка в огороде за домом, где прошло босоногое детство, дорога в школу или тропинка в лесу. Для меня одним из таких памятных мест является первый мостик. В школу мы ходили в деревню Сметанино за два с половиной километра. Вдоль красавицы Ваги шли по большой проселочной дороге, на которой один за другим располагались три мостика. От них к реке вели глубокие овраги, заросшие соснами и кустарником. После третьего мостика по тропинке через небольшой лесок подходили к первым сметанинским домам. Осенью в леске по пути из школы домой собирали рыжики, набивали ими полные карманы. В березках у третьего мостика было небольшое болотце, на кочках рвали еще зеленую клюкву, морщились и ели.

Вага в то время была важной транспортной артерией. От нашей деревни по левому крутому берегу до переезда рабочие Макарцевского лесопункта ставили бунты. Весной по большой воде лес скатывали в реку и сплавляли до запани на лесобазе г. Вельск Архангельской области. После школы мы бежали к первому мостику и смотрели, как бревна с большой высоты с грохотом плюхались в воду. Тяжелый круглый лес, образуя огромные брызги и буруны, скрывался под волнами, затем, словно освободившись от плена, выскакивал наверх. Крутясь и важно покачиваясь на воде, бревна неохотно устремлялись вниз по течению реки. Во избежание затора на повороте реки сплавщики устанавливали бону. Заряженная режами бона тянулась до середины русла реки. Тяжелые намокшие бревна, ударяясь о преграду, отскакивали от нее и продолжали плыть в нужном направлении.

После сплава и схода большой воды с березовыми удочками мы шли к Ваге ловить рыбу. За домами по тропинке с крутого берега спускались к воде. В этом месте река делает поворот, журча и перекатываясь по каменистому перебору, вода устремлялась к маленькому островку. Ниже по течению, замедляя свой бег, Вага успокаивается, неторопливо и степенно несет свои воды до следующего переката на переезде через реку. Во время моего детства и юности под первым мостиком было мелко, здесь купались, переходили реку вброд. Позднее в этом месте по левой стороне образовался глубокий омут. У дороги росли кудрявые низкорослые сосны, внизу берег зарос ольхой, к самой воде склонялись ветки плакучей ивы. Весной на высоком берегу согретые щедрым солнцем, среди зеленой травы желтели колокольчики и зонтики мать-и-мачехи. Под деревней на Ваге было одно из самых рыбных и уловистых мест. Сколько незабываемых, счастливых минут и часов проведено здесь на реке, у первого мостика.

У деревни за огородом было небольшое колхозное поле, обычно оно засевалось овсом или горохом. Когда поспевал горох, поле становилось местом притяжения всей деревенской ребятни, мы прокладывали в нем целые тропы. Вдоволь наевшись сочных гороховых плиток и стручков, горстями складывали их за майки и рубашки. Сытые и довольные, с «большими животами» шли домой.

С нами навсегда остаются любимые памятные места. Мостик через дорогу, с одной стороны которого было гороховое поле, а с другой речка с чистой, журчащей по каменистому перекату водой.

Василий ФОМИН. Иллюстрация - картина Павла Попова "Бабушкины пирожки", 2014 год

«Верховажский вестник» №78 за 18 октября 2024 года

Поделиться
Комментарии (0)
Свежий номер