Реклама из прошлого

26.09.2014

Ровно через полгода верховажской районной газете исполнится 80. Солидный юбилей, который, конечно же, нельзя не заметить. Все эти годы издание неизменно выходило точно «по расписанию», несмотря на перебои с электричеством в былые времена, частую поломку типографских машин или рассыпанный по неосторожности шрифтовой набор. Был, правда, короткий период, когда выпуск районки приостанавливался, но это отдельная тема. Сегодня – о другом.

Мне кажется, любопытным будет вспомнить, о чем писал «Сталинский путь» в первый год своего образования. Причем, обратить особое внимание на колонку рекламы. Оттуда думающему человеку можно почерпнуть множество интересной информации. От сегодняшних газетных объявлений отличается как небо от земли. Совсем другая жизнь, другие интересы, другая и реклама.


Колокольные часы

Интереснейший исторический факт находим в обычном будничном объявлении за подписью начальника пожарной охраны Балакина: «С 1 января 1936 года в с.Верховажье на вышке пожарного депо будет производиться отбой часов в колокол, с 6 ч. утра до 10 ч. вечера». Скорее всего, имеется ввиду каланча, возвышавшаяся над зданием пожарной части на улице Стебенева. Четыре с лишним десятилетия назад она уже была ветхой, почерневшей от времени, но колокол еще висел и даже звонил. Хотя, конечно, время не «отбивал», а использовался как сигнал на случай пожара. Да и нужды в этом не было. Часы у верховажан к 60-м годам давно превратились из роскоши в необходимую в обиходе вещь. 
А в середине 30-х посадский народ в большинстве своем определял время по старинке: по солнышку да петухам. Так что, несомненно, радовался бесплатной услуге, прислушиваясь к ежечасно раздававшимся с вышки ударам колокола. И факты опоздания на работу наверняка свелись к нулю. Кстати, вызывает интерес вот что: не из разоренного ли храма висел на каланче сигнальный колокол? Вряд ли теперь мы найдем на него ответ.
А сами помещения Успенского собора подо что только не использовались в прошлом. В том числе и под временные мастерские по ремонту весов и гирь. Были раньше такие в нашем посаде. Бригадир Малышев дает об этом объявление в «Сталинском пути». Как-то верится, что в мастерские сразу же выстроилась очередь. Ведь рядом публикуется обязательное постановление Верховажского райисполкома за подписью председателя Котова, направленное на обеспечение исправного состояния и точности измерительных приборов. Нарушителям грозил в административном порядке штраф в 100 рублей. Думается, в то время это были деньги.
Заместитель райздрава своим объявлением в газете наверняка разочаровал множество верховажан. Он извещал читателей, что больные из нашего района в Вельскую больницу могут ехать только по направлению врача и райздрава. В ином случае приема в городской поликлинике им не дождаться. Видимо, уже тогда население массово лечилось в соседнем Вельске, раз понадобилось специальное предупреждение через газету.


Ботинки из кожи

Очень часто на страницах районки тех лет встречается реклама промартели «Кустарь». К слову, некоторые ее помещения в заречной части села сохранились до сих пор. Председатель правления артели Бовыкин через газету информировал читателей о приемке шерсти в переработку и обмене валенок на шерсть. 
Были и строгие предупреждения, адресованные заказчикам валенок, сдававшим шерсть в переработку. В том случае, если заказанная продукция не выкупалась в двухнедельный срок, валенки признавались бесхозными и продавались на сторону или передавалась в госфонд.
В другом объявлении заместитель председателя Платов сообщает интересный для нас исторический факт. Оказывается, в «Кустаре» не только ремонтировали кожаную обувь, но еще и шили по заказу новую. Вот это сервис! Правда, если клиент вовремя не выкупал заказ, обувь могли реализовать в другие руки.
Есть объявления и из разряда личных. Кстати, в отличие от нынешних дней, крайне редкие. Некто Петр Варсонофьевич Шаляпин из промколхоза имени Ворошилова Коленгского сельсовета извещал читателей, что к нему приблудился гончак «красной» масти. Видимо, отстал от хозяина на охоте. Если в течение месяца владелец пса не объявится, Шаляпин грозил «присвоить» (его собственные слова) собаку.
Уже в то время работники торговли были весьма большими людьми в деревне. А некоторые беззастенчиво использовали свое служебное положение. Газета сообщает, что в Морозовском орсе (отдел рабочего снабжения) продавец Кладовикова нарушает постановление партии и правительства о свободной продаже товаров. Хлеб дает только знакомым. Мануфактура отпускается лишь по запискам заведующего лесопунктом, но Кладовикова «по блату» реализует ее без спроса в узком кругу своих близких друзей.


Трагедия  на реке

А это скорее не объявление, а сообщение из зала суда. По поводу трагического эпизода. Цитирую по оригиналу: «Черных Григорий Федорович, бывший инструктор РСОАХ (вероятнее всего – тогдашний аналог ДОСААФ) 12 сентября в Олюшинском сельсовете принимал нормы на значок ГТО по плаванию от допризывников. Не принял мер к предупреждению на случай стихии и в результате чего потонул допризывник Кремлев…» Стиль автора сохранен без изменения. 
Вряд ли можно всерьез предположить, что в Олюшине тогда существовал бассейн. Вернее всего, закаленные местные ребята делали контрольные заплывы в осенних холодных водах Пежмы. А несчастный Черных получил за свою нерасторопность три года лишения свободы с заключением под стражу. Такая вот расплата за несоблюдение правил техники безопасности.

Владимир БАСОВ
 

Поделиться
Комментарии (0)
Свежий номер