"Ренессанс" Успенского храма

09.08.2017

Снятие культурного почвенного слоя

Основательно строили в старину. На века. Яркий пример – Успенский собор в Верховажье. Посудите сами, большая кирпичная церковь была возведена еще в начале второй половины XVI столетия. Двусветный бесстолпный четверик завершался пятью главками на ярусных барабанах с двупридельной двустолпной трапезной, сооруженной несколько позже, и многоярусной колокольней под шпилем. Декор в формах провинциального барокко, впоследствии частично измененный в стиле классицизма.

Но и столь монументальные сооружения не щадит время, особенно, если они долгое время находятся без должного присмотра. Трудно и тяжело идет восстановление храма. В общем-то и предполагалось, что на это уйдет немало времени, но при более тщательном осмотре выявляются все новые проблемы. Так, пару лет назад выяснилось, что влага разрушает основу – церковный фундамент, а это угроза для всего здания.

 

Специалисты в дефиците

Как тогда признал настоятель храма отец Александр, одномоментно выполнить большой объем требующихся ремонтных работ при всем желании невозможно. И дело не только в финансовой стороне вопроса, хотя, несомненно, он очень важен. Существуют еще сложности при воплощении проекта в жизнь чисто технического характера.

– Приглашать специалистов «со стороны» нам не очень-то по карману, – говорит иерей, – поэтому стараемся обходиться своими силами. Разве что звоним знакомым реставраторам, советуется, консультируемся в особо сложных случаях. Были бы у нас в Верховажье собственные мастера соответствующего профиля, наверняка удалось бы избежать при проведении ремонта некоторых ошибок, которые по незнанию поневоле совершили. Дело не только трудоемкое, но еще и непростое с инженерной, технической точки зрения.

 

Тайна церковной ограды

Подготовку к ремонту храма начали еще в мае. Убрали отмостку и старый забор, мешающие выполнению земляных работ. К слову, настоятель мечтает о том, что со временем на этом месте появится новая красивая ограда, соответствующая статусу культового заведения. Я честно пытался рассмотреть на доступных старых фотографиях, что собой представляло ограждение собора в былые времена, но не преуспел. Соответствующие детали «экстерьера» просматриваются очень нечетко и не поддаются классификации. Может быть, кто-то из читателей «ВВ» располагает снимком, на основании которого можно сделать определенные выводы?

Вопрос, конечно, дискуссионный. В моем же представлении это должно быть что-то вроде стальной ажурной решетки, выполненной в виде декоративных кружев и завитков. Насколько помню из институтского курса «Истории религий», церковные ограды в русской национальной архитектуре были представлены огромным разнообразием форм. Причем, преобладали кованые. Нередко встречались и чугунные. Вне сомнения, дорогое удовольствие. В наше время изготовление подобных конструкций максимально упростилось. И удешевилось. Хотя очень не хотелось бы, чтобы наш Успенский храм вопреки эстетичности и, если уж на то пошло, исторической правде, со всех сторон окружал забор из банального профилированного листа. Да наверняка в этом отношении существуют и какие-то свои внутрицерковные каноны, нормы и правила, пусть и неписанные. Но это уже тема отдельного разговора.

 

Фундамент: северная сторона

– По большому счету, ремонт фундамента нужно выполнить по всему периметру здания храма, – продолжает отец Александр. – Но мы начали с северной стороны, поскольку она является самой уязвимой, хуже просыхает. С помощью экскаватора и ручного труда сняли весь накопившийся за века культурный почвенный слой вплоть до бутового фундамента, обнажив кирпичную кладку. Что тут скажешь? Кладка промокла насквозь и подвергается разрушению. Предстоит извлечение старого кирпича, точнее, того что от него осталось и замена его новым. Операция очень трудоемкая и небыстрая. Кроме того, обустроены водостоки, минимизирующие попадание воды на стены.

Как ни крути, но здание давно созрело для капитального ремонта. Косметический нужного эффекта уже дать не в состоянии. Практика показала – полумеры не спасут. Пробовали белить участки потрескавшихся стен, но безрезультатно. От намокшей кладки белила попросту отваливаются. Так что храм ждет фундаментальных работ как в прямом, так и в переносном смысле.

До сих пор добровольцев, или, как принято сейчас говорить, волонтеров из местных жителей к ремонту не привлекали. Если не считать помощи со стороны ребят из трудового лагеря, работавшего при Центре традиционной народной культуры. Впрочем, в самое ближайшее время у желающих есть возможность внести свою лепту в богоугодное дело. На ближайший выходной день, 12 августа, назначен субботник по благоустройству церковной территории. Планируется убрать, погрузить и вывезти весь оставшийся после выполнения строительных работ камень. Кстати, на освободившемся месте предполагается посеять траву и разбить газоны. По словам отца Александра, он будет рад каждой паре рабочих рук.

Продолжение реставрации собора требует немалых финансовых затрат. Пожертвования «на храм» поступают регулярно, надо отдать должное коренным верховажанам. Они вносят посильные средства не под влиянием уговоров, а, как правило, по собственной инициативе, от души. Настоятель именно такую практику считает единственно правильной. Как говорится, насильно мил не будешь. Из маленьких сумм в сотню-другую рублей постепенно набирается достаточная, чтобы приступить к очередному этапу ремонта. И так из года в год необходимо делать шаг за шагом в деле восстановления церкви.

 

«Общее дело»

Раз уж разговор сегодня идет о реставрации. Отец Александр искренне восхищен подвижничеством энтузиастов, участвующих в реализации масштабного проекта «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера». Газета уже об этом неоднократно писала. Проект объединяет людей, стремящихся сохранить древние святыни православия и памятники деревянного зодчества в Архангельской, Вологодской и других северных областях. В течение последних 10 лет работали эти реставраторы и в нашем районе.

В частности, «отметились» они при реконструкции часовни Успения Пресвятой Богородицы в деревне Капустино. В церковной лавке при храме бесплатно распространяются благотворительные буклеты с информацией об «Общем деле». Среди прочих, там есть и две фотографии капустинской часовни: виды храма до реставрации и после. Разница прямо-таки поразительная. Впрочем, посмотрите сами, иначе не поверите.

– Городские жители, москвичи, едут на, в общем-то, чужой им Русский Север, для того, чтобы провести противоаварийные работы в разрушающихся храмах и сохранить их для потомков, – уважительно говорит отец Александр. – И ведь трудятся практически на голом энтузиазме, поскольку сами люди небогатые, а с привлечением спонсорской помощи изрядные проблемы. Мы же, местные, порой смотрим на умирающую красоту совершенно равнодушно.

Владимир БАСОВ.Фото Ольги Гулиной и Ульяны Пивоваровой 
 

Обустройство желоба для стока воды и каменной отмостки

 

Поделиться
Комментарии (0)
Свежий номер