Сады Верховажья: прошлое и настоящее

03.06.2016

Этот рассказ о садах, что были украшением посада в XIX-XX веках, о людях неравнодушных, о людях-чудаках, которые хотели сделать сказку былью. Идея собрать материал родилась в школе и имела цель показать учащимся уникальность Верховажья, самобытность нашей малой Родины.

 

Оранжереи и померанцы

Действительно, неповторимое чувство охватывает и меня, и детей, и гостей села, когда рассказываешь им о насыпном саде купца Рудакова. (В доме купца сейчас – администрация сельского поселения, а остатки насыпи еще можно увидеть на углу улиц Петухова и Свободы. О нем я узнала из книги «История Верховажского посада» протоиерея Алексея Беляева, изданной в 2009 году в Вельске его внучкой О.А. Марчук. «Не лишне отметить еще, что в саду в прежние времена были теплицы и оранжереи для цветов и фруктовых деревьев. Так, в описи сказано, что в саду – одна теплица с двадцатью одной рамой, тремя оранжереями для винограду и деревьев. Для персиков и цветов – 42 рамы со ставнями, для слив и яблонь (с 20 рамами)». В разных местах описи встречаются названия деревьев: груши, сливы, абрикосовые, персиковые, финиковые, лимонные, миндальные, и говорится о 14 лозах винограда, ста кустах георгинов.

Совсем недавно в Верховажье появилась книга «Иван Александрович Юренский. Статьи и письма» из серии«Нерчинские краеведы»,изданная в Улан-Удэ в 2014 году.

Бывший купец И.А. Юренский имел в Забайкалье крупную торговую корпорацию и в 1844 году два месяца гостил у купца Рудакова в Верховажском Посаде.

Надо оговориться, что И.А. Юренский родом из д. Кузнечиха. Это был человек, интересовавшийся садоводством, он знал толк в цветах и был их страстным собирателем. 

В своем письме в Нерчинск он сообщает М.А. Зензинову, что «у Рудакова два сада (один с беседкой, второй находится «близ заднего двора», в нем находятся большие оранжереи и теплицы).На 14 апреля 1844 года цветет виноград, лимоны, апельсины, которых нынешнего года будет много. Грецкий орех цветет, а персики уже отцвели, и есть небольшие плоды, их тоже много. Померанцы (цитрусовые) наливаются, некоторые их плоды есть уже довольно жёлтые и, верно, скоро будем ими лакомиться. Яблоков, вишней разных родов очень довольно, но деревья без листьев и стоят в холодном месте. Деревцо синель (вероятно, сирень) уже цветет, оно очень красивое. Скоро будут цвести очень красивые растения яландра (олеандр обыкновенный) вышиною в сажень (около двух метров). Есть довольно разных луковиц и высоких гортензий разных сортов. Одним словом, много прекрасных цветов и деревьев, названия которых я не знаю». Упоминаются огурцы («которые думают наливаться»),а арбузы «думают цвести».

Во втором письме от 06.05.1844 года читаем: «Ныне разговлялся вашими любимыми кротовыми орехами».

 Старшее поколение военного и послевоенного времени помнит эти орехи, которые росли по межам ржаного поля – клубеньки (корневые утолщения) молодого хвоща. И далее к письму прилагается список семян, которые И.А. Юренский посылает из Верховажья в Забайкалье. Колокольчики зимующие (двух сортов), астры розовые в трубочку, адатур (цветы белые, длинные, похожие на бокалы, висячие), астры (расписные, махровые), думбения полевая, астры синие в трубочку, агростимии зимующие, львиный зев, дельфин (дельфиниум), повелика голубая (семейство вьюнковые), веселый день (значение не установлено), синеция (крестовик). Упоминает Юренский и о семенах яблок лучшего сорта…

В письме от 26.06.1844 года читаю: «В саду у дядюшки расцвели махровые пионы и георгины, цветы которых бывают разных колеров: белые, пунцовые, алые и прочие, бывают некоторые величиною по тарелке. Цветы очень красивые, такие, каких Вы еще не видывали…Тетинька обещала дать два семечка растения называемого не-тронь-меня (недотрога бальзаминовая или бальзамин садовый)».

 

Труд всей жизни

Сады в Верховажье были и у других купеческих семей. До середины 70-х годов остатки сада были заметны во дворе дома купца Нератова. от сада купца Персикова до сих пор остались вековые липы, черный тополь. У дома купца Давыдова был палисадник с георгинами и сиренью, сад над озером. Отрадно сознавать, что купеческая традиция, связанная с созданием садов, не прервалась и в советское время.

Еще одним украшением нашего края в ХХ веке был сад Якова Дмитриевича Булганина – жителя деревни Павлово, который до войны работал пекарем в Верховажье.В 1941 году он ушел добровольцем на фронт, воевал на «малом пятачке», в 1945 году приехал на родину вместе с женой – эстонкой Анной Геннадьевной.

В 1947 (49?) году Яков Дмитриевич привез из Мичуринского семеноводческого завода пять яблонь и вишню – хотел проверить, как будут расти. В 1954 году – еще 10 саженцев яблонь, крыжовник, садовую малину (белую и красную), в 1955 году – прививал яблоньки. Саженцы не жалел –раздавал людям. В 1961 году заказал в том же Мичуринске крыжовник, вишню, иргу, смородину.

В 1972 (73?) году следить за садом начала и супруга Якова Дмитриевича.

В 1976 году садовод высадил сливы, но первые не прижились, а в 1977 году вновь заказал саженцы, заказывал периодически, т.к. зимой они вымерзали. В 1984 году последний раз заказал малину.

Сад на Павлове посажен был в шахматном порядке: ряд яблони, ряд малина, ряд ягодные деревья, в середине картофель, капуста, которые хозяин тоже привозил из Мичуринска. 

Со временем сад остался без присмотра. Этой осенью я с трудом нашла деревню и то, что от него осталось.Шахматный «строй» еще можно увидеть; растут старые яблони, наклонили свои ветви к земле, чтобы людям было удобно собирать их плоды, они как будто говорят – берите яблоки, но не ломайте ветки! А еще в саду много глубоких ям, вероятно, они остались от выкопанных и увезенных к своему дому деревьев. Так человеческая зависть погубила труд всей жизни Якова Дмитриевича Булганина, а соседи вспоминают: «не знали, спит ли когда хозяин, он всегда был в своем саду».

За 168 лет много что изменилось: георгины в июне не цветут, кротовых орехов нет, как и нет ржаных полей; о крымских яблоках не слыхать, чтобы росли; померанцевая аллея – несбыточная мечта многих садоводов.

 

368 видов растений

В 70-80 годах ХХ века уникальным был пришкольный участок у Верховажской восьмилетней школы, которым руководила учитель биологии Л.А.Будрина. Площадь его составляла чуть больше 1 га, здесь размещался плодово-ягодный сад (смородина, малина, крыжовник, яблони, земляника), был отдел овощных культур, дендрарий, где росли акация, сирень, бузина, несколько видов спиреи, маньчжурский орех, кустарники общей численностью 205 штук – их впоследствии использовали для озеленения.

На учебно-опытном участке проводилось сортоиспытание томатов, капусты, картофеля. Лидия Александровна переписывалась с натуралистическими, семеноводческими станциями и получала большое количество семян. Много выращивалось цветов. Всего же около школы росло 368 видов растений. Это уровень ботанического сада!

Ценен опыт в садоводстве пришкольного участка Верховажской средней школы, где под руководством учителей биологии Р.П. Акиньховой и З.П. Потеряевой ребята занимались выведением новых сортов малины и ее агротехникой. Из семян выращивали дички яблонь, прививали их и таким образом на школьном участке выращивали более 15 видов, районированных к нашим местным условиям.

Также на участке средней школы были отделы общей биологии, производственный, коллекционный, полевой отделы, питомник, сад, отдел лекарственных растений.

 

Яблони Ивана Михайловича

Рассказывая об увлеченных людях, не могу не остановиться на Иване Михайловиче Коптелове, известном в нашем районе садоводе, агрономе по образованию и по призванию. С 1998 года он занимается выведением и выращиванием яблонь, зонированых для северо-западного региона.

Процесс сотворения настоящего плодового дерева Иван Михайлович начинает с семечка, поэтому у дома Коптеловых есть собственный питомник, в котором ровными рядами растут молодые дички. В июле Иван Михайлович делает прививку полуторагодовалым яблонькам. Он учитывает такие качества плодов, как зимостойкость, форма, масса, сладкий вкус.

Основные сорта яблонь, выращиваемых Иваном Михайловичем – это «горноалтайка», «боровинка», «коричневое новое», «антоновка», «мелба», «желто-сахарное», «башкирский красавец», «вологодское зимнее», «звезда» и другие.

 

Рассказ о садах прошлого и настоящего можно продолжать и продолжать, упомянув садоводов и из района. И все-таки хочется надеятся, что снова в Верховажье яблони зацветут не только за частными заборами, но и в центре села. 

«Когда цветут деревья – голова в небесах. Целое облако счастья. Надо его взять и дальше в лето, осень, зиму… Ведь счастья всегда не хватает».

 

Татьяна Мухорина 

Поделиться
Комментарии (0)
Свежий номер