Сохранилась ли могила священника?

12.10.2016

Общий вид памятника и части территории, прилегающей к церкви

В день выхода очередного номера «Верховажского вестника» редакция газеты получила электронное письмо от Геннадия Африкановича Буданова, автора-составителя упомянутого путеводителя. Обращаясь ко мне, он пишет: «Уважаемый Владимир! В районной газете за 9 сентября в статье «Такой деревни нет и не было» Вы пишете: «На старом кладбище не сохранилось ни одной могилы, тем более священников». При подготовке сборника я был на всех объектах, которые указаны в книге. Местные краеведы показали мне могилу священника Птохова. Она находится на территории кладбища около церкви. На всякий случай могилу этого священника я сфотографировал. Буду очень благодарен, если Вы пройдётесь по территории кладбища около церкви и выясните, чью же могилу мне выдали за могилу священника. Все неточности, которые удаётся обнаружить в сборнике, я исправляю в своей рукописи, так как надеюсь, что наступят лучшие времена и удастся издать полный текст книги. Думаю, что Ваши труды по выяснению истинной истории липецкой земли не пропадут даром». К письму приложены две фотографии.
Я позвонил Геннадию Африкановичу и кратко изложил историю многострадального памятника и «могилы» священника. По всей вероятности, нам можно было ограничиться этим разговором. Но моя статья была выложена на сайте «ВВ», а в группе газеты в социальной сети «ВКонтакте» к ней написали комментарии. Читательница из Липок утверждает, что могила (возможно, священника) около церкви все же существует. С её мнением приходится тоже считаться. Кроме того, нет никакой гарантии, что это последнее читательское письмо. Поэтому пришлось взяться за перо.
В первую очередь надо сказать, что надгробный памятник из чёрного гранита на бывшем кладбище валялся много десятилетий. Во всяком случае, впервые я на него наткнулся 50 лет назад. Уже тогда он был без навершия (обычно в виде православного креста), оно было утрачено, отбито. Он постоянно «кочевал» по прилегающей к церкви территории, лежал даже на берегу реки Ваги.
Примерно в 2010 году во время очередного субботника доброхоты установили памятник, немного заглубив его в землю. То обстоятельство, что он был поставлен не на могиле, а на произвольно выбранном видном месте, знали и сегодня знают немногие. Некоторые жители деревень и особенно люди приезжие полагают, что памятник находится на могиле священника. Прочесть же надпись на нём редко кто удосуживается. Иногда возле него можно увидеть искусственные цветы, воткнутые в землю. Некоторые считают, что обезображенное изделие надо похоронить здесь же, на кладбище. Тем более, что рядом с ним уже накатана широкая дорога. Не надругательство ли это над памятью почивших?!
Что же гласит надпись, эпитафия, высеченная на лицевой части памятника? Читаем: «Здесь покоится тело жены священника Екатерины Андреевны Птоховой. Родилась 1848… скончалась 1890 мая 7 дня», месяц и день рождения не разобрать.


Маловероятно, что священник Птохов был погребён в середине кладбища. По многовековой традиции православных священнослужителей хоронили и сегодня хоронят около церковных стен. Самое почётное место – у алтарной части здания.

При всём уважении к немалым трудам Г.А. Буданова и его помощников вынужден сказать, что досадные неточности и ошибки есть и в описании достопримечательностей доровских деревень Шелотского поселения. К примеру, памятный знак в честь Героя Советского Союза Николая Петухова установлен не рядом со зданием школы, а на месте родного дома в деревне Михалёво. Школа же находится в соседней деревне Столбово. Вероятно, ошибка произошла из-за близости деревень.
В путеводителе сообщается, что Александр Петрович Акиньхов «работал секретарём комитета партии в г. Вологде, в 1936 году его признали врагом народа и расстреляли, жену выслали». Источник информации не указан.
Его сын Г.А. Акиньхов эти события излагает по-другому. «В 1937 году отец, Акиньхов Александр Петрович, работал первым секретарём Грязовецкого райкома ВКП(б), ему было тридцать лет… Осенью 1937 года отца перевели в Вологду: он стал заведовать отделом организационно-партийной работы Оргбюро ЦК ВКП(б) по Вологодской области, только что образованной». Далее он пишет со слов матери, что отца арестовали в ноябре 1937 года. Мать же «отсидела в Казахстане в Акмолинском лагере жён изменников Родины («Алжир») восемь лет, на полгода её задержали вольнонаёмной». (Г.А. Акиньхов, «Та жизнь. Встречи в пути». Вологда, 2002, стр. 3, 15).
Во время личной встречи Геннадий Африканович пояснил, что сведения о семье Акиньхова он взял из альбома Шелотской библиотеки, в котором собраны воспоминания старожилов Шелот. Добавил, что если бы в районе существовало и работало общество краеведов, подобных ошибок удалось бы избежать. Не пора ли создать такую общественную организацию? Участвовавшие в разговоре В.П. Пивоваров, В.А. Первухин и я согласились с ним и решили поработать над её созданием. Это дало бы возможность добытую информацию «просеивать через несколько решет». В том числе и рукописи краеведческих материалов, разумеется, с согласия авторов.
Хотелось бы пожелать автору путеводителя и его сотоварищам в этом интересном и ответственном деле успешно закончить работу по уточнению рукописи и в скором времени издать полный и достоверный текст книги. В наше тяжёлое и непредсказуемое время книги по истории Верховажского края востребованы как никогда. В определённой мере они помогут многим землякам выжить, спастись, если не от социальной, то духовно-нравственной нищеты, пьянства, наркомании, преждевременной смерти в молодом и работоспособном возрасте. 

Поделиться
Комментарии (0)
Свежий номер