Спичечное искусство

27.06.2025

Слева – первая работа отца Евгения – Успенский собор, справа – пока последняя работа – копия храма Троицы Живоначальной, которую священник вместе со своими воспитанниками передал музею

 В прошлую пятницу, 20 июня, верховажскому музею был передан макет храма. На этот раз коллекцию работ, выполненных иереем Евгением КОРОТИНЫМ, пополнила точная копия шелотского храма Троицы Живоначальной в соотношении 1:60. Как и прежние работы, новое изделие изготовлено из спичек.

 

Пятый по счету макет

Напомним, что это уже пятый макет храма, который стал музейным экспонатом. Необычной техникой прикладного искусства Евгений Коротин увлекся еще в юности. Его первой работой стал верховажский храм Успения Божией Матери. Он собрал его, будучи учеником девятого класса. Сейчас эта модель находится в одном из залов музея.

Идея начать работать со спичками юному Евгению пришла случайно. Он не учился этому намеренно. Интернета для поиска информации по этой теме тогда у него еще не было, да и специальных учебных пособий под рукой тоже не оказалось. Все пришлось постигать самому. Как говорится, методом проб и ошибок. Бывало, что приходилось разбирать изделие едва ли не до основания, чтобы возвести очередной пролет из спичек более качественно и надежно.

К слову, внутри спичечный храм представляет собой сетку из своеобразных колодцев. По словам отца Евгения, такой способ сборки является самым прочным. Настолько, что даже может выдержать вес человека. Чего не скажешь о маленьких деталях – башенках и крестах. Это самые хрупкие элементы макетов.

Отметим, что каждый макет храма выполнен в соответствии с архитектурным проектом. Сначала отец Евгений измерял элементы, имеющиеся на чертежах, в метрах, а потом переводил их в спички. Учтены также и все стилистические особенности сооружений. К примеру, если у храма был купольный свод, то это обязательно отображалось и в его мини-версии из спичек. Если имелись колонны, то изготавливались и они. Овальные, круглые, полукруглые или просто слегка закругленные элементы выполнялись за счет надломов спичек под нужным углом.

После копии Успенского собора была сделана модель Благовещенского храма в Верховажье, затем – терменгского храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость». Предпоследняя работа отца Евгения – макет храма Воскресения Христова, который находится в деревне Леушинская (Липки). Каждое изделие выполнялось примерно за полгода. А вот работа над шелотским храмом затянулась надолго.

«Объем материала для создания этого храма исчисляется килограммами спичек и литрами канцелярского клея, – поделился отец Евгений. – Также использовался картон для крыши и оконных рам, фольга для кровли и куполов и белая краска по дереву. На работу ушло более трех лет. Это в несколько раз больше обычного. И дело даже не в сложности исполнения. Просто в одно мгновение пропало желание брать в руки спички. Хотя раньше бывало так, что мог работать ночами напролет, а тут – как отрезало! Вдохновение вернулось спустя год. Так я возобновил занятия с еще большим рвением завершить этот проект».

 

Не для заработка, а для людей

Привить интерес к конструкциям из спичек отец Евгений смог и своим воспитанникам – юношам из училища благочестия при храме Успения Божией Матери. Ребята вместе с наставником участвовали в передаче очередного макета музею. Среди учеников был и мужчина, который посещал занятия при храме больше десяти лет назад. Сегодня он – действующий военнослужащий, участник Специальной военной операции. Приехав на малую родину в отпуск, Алексей не смог не поддержать своего учителя в такой важный момент.

«Я помню, как нас обучали этому спичечному искусству, – вспоминает Алексей. – Но это занятие оказалось довольно непростым, кропотливым, требующим усидчивости и предельной внимательности. Я смог осилить только небольшой проект. Это была крохотная часовенка, размером раз в десять меньше тех макетов, которые сооружает отец Евгений».

Имея способности к моделированию из спичек, отец Евгений не изготавливает работы на заказ. Однако в студенческие годы, когда большинство молодых людей обычно испытывает нехватку денежных средств, он единственный раз продал свое изделие, причем за достаточно приличную сумму. Это был макет пятиярусной колокольни Троице-Сергиевой Лавры. Сейчас же герой нашей публикации передает свои работы музею на безвозмездной основе. «И отдавать их мне совсем не жалко, – говорит отец Евгений. – Главное, чтобы люди увидели и знали, какими красивыми и величественными были храмовые сооружения на верховажской земле».

К сожалению, сейчас от их былого величия мало что осталось, а Благовещенский храм, который находился на территории нынешнего старого кладбища в Верховажье, и вовсе безвозвратно утрачен. А благодаря работам отца Евгения можно представить, как они выглядели прежде. В этом и есть их основная ценность.

Ульяна МИХЕЕВА. Фото автора

«Верховажский вестник» №44 за 27 июня 2025 года

Поделиться
Комментарии (0)
Свежий номер