"Так я попал в Афганистан..."

01.03.2019

Колонна военных КамАЗов. "Дорога очень тяжёлая, с одной стороны пропасть, а с другой – скалы"

Николай Васильевич Капустин родился 3 марта 1964 г. в д. Артемьевская Верховажского района. Закончил Морозовскую среднюю школу, ПУ-53 в с. Верховажье по специальности шофёр.

С 23 октября 1983 г. по 19 ноября 1985 г. проходил службу в рядах Советской армии. С 20 марта 1984 г. по 12 апреля 1985 г. – в Афганистане в качестве водителя КамАЗа. Закончил службу в звании сержанта. Николай Васильевич награжден нагрудным знаком «Отличник Советской Армии», медалями «За отвагу» и «От благодарного Афганского народа». В настоящее время Н.В. Капустин проживает в д. Артемьевская Морозовского сельского поселения.

Николай Васильевич Капустин

 

 

Николай Васильевич вспоминает: «Первые полгода службы я провел под Ленинградом в Серталове-2, в роте, которую готовили к отправке на Кубу. Из 200 человек отобрали семерых и меня в том числе, отправили на медкомиссию, после которой мы были признаны годными к службе там, где сухой и жаркий климат. Вот так я и попал в Афганистан. Со мной служил земляк из Харовска Алексей Дружининский. Сборы нашего батальона проходили в Петергофе.

В марте 1984 г. батальон погрузили в эшелон и отправили в Кушку, а через границу переезжали на полученных новых КамАЗах. В батальоне имелось 90 машин (две роты). Основной нашей задачей была перевозка горюче-смазочных материалов (бензин, керосин, cолярка). Первые полгода маршрут шел через перевал Саланг, от Пули-Хумри до Кабула. Дорога очень тяжёлая, с одной стороны пропасть, а с другой – скалы.

Требовалось быть очень внимательным. Постоянно ждали обстрелов. Рядом на сиденье всегда находился автомат в боевой готовности. Был приказ: при прохождении туннеля в горах, на перевале надевать противогаз с добавочным баллоном, ездить в бронежилетах и касках. Но из-за жары приказ игнорировали. В горах большой перепад температур, что тоже было для нас испытанием. Питание в рейсе было нормальное, а с водой – проблемы. Сырую пить нельзя, возили с собой кипячёную с верблюжьими колючками. А для приготовления пищи воду брали на перевале, в горах с ледников. Там она была чистая.

На рейс до первой стоянки выдавали усиленный сухой паёк: одна банка каши рисовой или гречневой, банка тушёнки, галеты, сахар и банка «шайба» сгущённого молока.

Спали прямо в КамАЗах. Колонну охранял караул из трёх пар солдат, которые сменялись каждый час. Когда поехали во второй рейс, после перевала простояли четверо суток, так как душманы взорвали мост через реку. Пришлось делать объезд. На Баграмском перекрёстке они обстреляли нашу колонну, сожгли три машины, одного солдата ранило.

Командиром роты был капитан Подосёнов, очень грамотный и справедливый человек. Заместителем командира взвода был горец Руслан Киримхатов, очень хороший человек. Разногласий между солдатами не было, хотя национальностей было много. Служили с нами ребята из Украины, Чечни, Литвы, были даже узбеки.

Вторые полгода наш маршрут был другой – Шанданта-Кандагар. Здесь перевалов не было, но дорога проходила через кишлаки, и это создавало свою опасность. Афганские дети (бачата) обычно близко подбегали к боевым машинам. Однажды наша машина сбила маленького «бачёнка» и была конфликтная ситуация с местным населением. Но начальство сумело решить этот вопрос мирным путём. 15 километров нашего маршрута проходило также через пустыню, которая часто минировалась, поэтому ехать нужно было след в след. Колонну в рейсе охраняли вертолёты или БТР с танками, и ещё три зенитки постоянно находились в колонне. На постоянном месте дислокации жили в палатках по 40 человек. Местное население нас, русских, называли «шурави».

С афганскими солдатами отношения сложились хорошие. Некоторые офицеры учились в нашей стране и хорошо знали русский язык. СССР оказывал гуманитарную помощь афганскому народу в виде продовольствия: муки, сахарного песка, крупы, зерна и т.д.

Впервые там я попробовал алычу. Очень понравились горы, а в долинах – целые поля цветущих маков».

Материалы предоставила Верховажская районная библиотека

“Верховажский вестник» №14 за 22 февраля 2019 года

 

Поделиться
Комментарии (0)
Свежий номер