"Учителя, вы в нашем сердце остаетесь навсегда…"

12.07.2017

Милая и добрая Лия Михайловна  была нашей второй мамой

Вот и закончился еще один учебный год... Выпуская в жизнь очередных взрослых детей, я всегда вспоминаю свои школьные годы... И жалею, что ничего не вернуть обратно: ни беззаботное счастливое время, когда мы были молодыми и казалось, что мы будем самыми счастливыми, ни школьных уроков, на которых не всегда были послушными и тайком от учителя отправляли друг другу записки, ни школьных вечеров и комсомольских собраний, не вернуть той интересной и незабываемой жизни в пришкольном интернате… Все это осталось в далеких 70-х годах двадцатого столетия.
Но никогда не уйдут из памяти те, кто подарил нам свою любовь и знания, те, кто помогал в трудные минуты и всегда переживал за нас – наши учителя! Сегодня мне хочется вспомнить дорогих моему сердцу учителей Чушевицкой средней школы, школы, которая в 1980 году выпустила в большую жизнь два десятых класса – 70(!) юношей и девушек.

…1 сентября 1978 года нас, целый автобус школьников из Шелот, водитель колхоза имени Н.Е. Петухова, веселый и добродушный дядя Саша (как мы его звали) Дубов привез в село Чушевицы. Школа нам показалась очень большой. У школьного порога нас встретила завуч Нина Александровна Варламова и проводила в кабинет №17. Кабинет литературы стал на два года для нас, 10 «А», родным, а Лия Михайловна Пахолкова, учитель русского языка и литературы, – нашей классной мамой. До сих пор помнятся ее уроки, ее мягкий, спокойный голос. Нас в классе было 35 учеников, больше половины – мальчишки. В течение двух лет мы часто наведывались к нашей классной домой, пили чай и разговаривали. Лия Михайловна была интересным собеседником. И на самом деле она была для нас, особенно шелотских, второй мамой – доброй, заботливой…

А молоденькая Кирьянова (в то время Макаровская) Галина Михайловна учила нас математике со всей еще, кажется, студенческой серьезностью и ответственностью, объясняя и растолковывая нам сложные математические формулы и задачи, и в моей голове не всегда укладывалось, как это все можно понять и уяснить… А в десятом классе математику у нас вела Галина Николаевна Киприянова, строгая, но очень добрая…

«Милые наши физики», как мы звали Владимира Клавдиевича и Нину Владимировну Мизинцевых, вводили нас в мир Чушевиц. Владимир Клавдиевич, сам родом из Шелот, всегда переживал за нас и поддерживал. В первый год мы были частыми гостями в доме Мизинцевых. С восторгом и замиранием сердца смот-
рели на мигающие лампочки и на изобретения великого физика Владимира Клавдиевича. А гостеприимная хозяйка Нина Владимировна всегда угощала нас чем-нибудь вкусненьким…

На химии мы садились за парты еще до звонка и ждали стук каблучков. Нина Николаевна Крюкова, казалось, не шла, а бежала на урок. И когда она входила в кабинет, класс сидел, уткнувшись в учебники. Она была строгая и требовательная, хотела, чтобы мы знали предмет. На контрольные шпаргалок лучше было не готовить, все равно не воспользуешься, даже на последней парте… А новый материал Нина Николаевна объясняла всегда очень доходчиво и ясно…

Биологию мы учили с Глафирой Александровной Дербиной и Валентиной Анатольевной Жидковой. Мне кажется, эти женщины были в чем-то схожи: обе очень спокойные и уроки вели всегда спокойно, не помню, чтобы они когда-то повышали голос…

Как свежий ветер, полная энергии и оптимизма «влетала» в класс Надежда Клавдиевна Кузнецова, наш учитель истории. Очень эмоциональная, она и уроки вела живо, интересно, и ей, помнится, всегда хотелось успеть очень многое на уроке. А еще она никогда не забывала спросить: «Как у вас сегодня дела?»
А на «обществе» мы замирали, когда в класс входила Нина Александровна Варламова. К ее урокам готовились всегда все, даже те, кто не очень налегал на учебу. Никто не хотел после урока побывать в кабинете завуча. Но Нина Александровна была справедливой, могла «отличнику» поставить «двойку», а двоечнику – «пятерку»…Сейчас, проработав в школе много лет, я понимаю, как права была Нина Александровна во многих вопросах. Она любила во всем порядок и дисциплину…

Географию у нас вел сам директор школы – Владимир Николаевич Дербин. Он был очень спокойный и выдержанный. Помню, вызвав ученика отвечать к доске, нередко сам за него это делал, а в дневнике появлялась положительная оценка.

Владимир Николаевич был очень добрый и мягкий по характеру. Один раз за два года учебы в Чушевицах мне пришлось побывать в кабинете директора. В один из выходных дней в феврале нужно было ехать на соревнования по лыжным гонкам, а для этого необходимо было остаться в интернате, но я… уехала домой. А в понедельник, только переступив порог школы, получила приглашение к Владимиру Николаевичу «на прием». Нет, он не кричал, не ругал меня, а большими шагами ходил по кабинету и, держась за голову, многократно повторял: «Танюшка, как ты могла…, я от тебя такого не ожидал…» Как мне тогда было стыдно, я пыталась извиняться, но он, кажется, не слышал ничего…

Моя дорогая и любимая «англичанка» Маргарита Леонидовна Черняева «отрабатывала» в Чушевицах три года после Вологодского пединститута. На ее уроках я еще больше влюбилась в английский язык, и часто в нашей группе мы работали с ней вдвоем… Еще и по вечерам занимались английским…
Труды у нас вели Фия Александровна Шишмакова и Валентин Владимирович Стрежнев. После девятого класса мы 18(!!!) дней отрабатывали практику в колхозах Чушевиц, девчонки – на ферме, мальчишки – в мастерских колхоза имени Ленина.

С молодым учителем физкультуры Николаем Сергеевичем Бечиным всегда можно было договориться, если нам не хотелось идти на урок… Он прощал нам небольшие «шалости», если мы не хотели делать какое-то гимнастическое упражнение… Но мы любили физкультуру, принимали участие во многих соревнованиях.
Очень интересно проходили уроки начальной военной подготовки с Юрием Николаевичем Трапезниковым. Мы очень любили его за доброту и юмор. Помнится, как ходили строем, разбирали автомат Калашникова и «зубрили» воинские уставы… А Юрий Николаевич очень любил над нами пошутить, и мы все вместе весело смеялись…

Жизнь в пришкольном интернате – это отдельная тема, но очень интересная и тоже незабываемая. Воспитатели Нина Николаевна (фамилии, к сожалению, не помню) и Анна Викторовна Кондакова на целую неделю брали нас в свои руки и заботились о нас…

К сожалению, эти женщины, а также Лия Михайловна Пахолкова, супруги Дербины, Нина Александровна Варламова уже ушли из жизни. Вечная им память.

Милые учителя! Спасибо вам огромное за все то доброе, полезное, что вы дали нам! Большинство из нас многого добились в жизни в большей степени благодаря вам! Здоровья вам и удачи, семейного тепла и благополучия! Мы вас помним и любим!

Т.Н. Игнатьевская, директор Нижнекулойской средней школы

 

Поделиться
Комментарии (0)
Свежий номер