- Главная
- Наша история
- Верховажье в конце XIX начале XX века: ярмарка и внешний вид посада
Верховажье в конце XIX начале XX века: ярмарка и внешний вид посада
На карте Российской Империи наше селение было отмечено маленькой точкой. Ее географическое положение по градусной сети можно приблизительно определить так: 65о 15’ северной широты и 42о26’ восточной долготы.
Три сословия
Теперь мы называем наш городок – село Верховажье. В конце ХIХ века вплоть до революции и, видимо, после нее сколько-то лет он именовался иначе – Посад Верховажский. В деревнях среди народа называли его просто Посад.
– Куда пошла, Любовь Ивановна?
– Да на Посад.
– Зачем на Посад-от?
– Да продать десяток яиц, да фунта два масла…
Кто и когда ввел это название – «село» – неизвестно. И почему ввел?.. Видимо, новым руководителям хотелось совсем стереть память о прошлом, таким неприглядным казалось это прошлое.
Верховажье, перекресток современных улиц Стебенева и Первомайская. Видна Благовещенская церковь. ВИМ ОФ 6489
*****
Сборник-справочник «Вся Россия» от 1895 г. (издание А.С. Суворина) сообщает, что к этому году в Посаде Верховажском было 585 жителей. А «Энциклопедический словарь» издания 1899 г. (Брокгауз и Эфрон) дает новую цифру: «Жителей 600». Неужели население Посада за 4 года увеличилось только на 15 человек? /.../
Ясно, что населения в городке было немного.
*****
Все население Посада делилось на три сословия: купцы, мещане и крестьяне. Крестьяне и мещане занимались хлебопашеством, ремеслами, некоторые и торговлей. Но, конечно, главное дело торговли держали в руках крупные верховажские купцы. Кроме того, была небольшая прослойка местных чиновников и интеллигенции.
Тот же сборник «Вся Россия» сообщает, что в Верховажье имеется «спичечный завод». Он принадлежал Буторову Андрею Николаевичу и находился в деревне Рябково. (Это несколько не точно. Спичечная фабрика находилась недалеко от Посада, близ деревни Кошево по эту сторону ручья, на том месте, где теперь находится нефтебаза).
Завод изготовлял 7893 ящика спичек. Там стоял единственный механический двигатель Посада – паровичок в 6 ½ лошадиных сил.
Справочник «Вся Россия» отмечает, что в Посаде имеется бакалейная торговля Быкова Петра Игнатьевича, торговля скобяными товарами Цуварева Федора Григорьевича. Швецов Яков Семенович вел большую галантерейную и бакалейную торговлю, а некий Исупов Петр Архипович торговал часами. Торговлю «чёрным товаром» вел в широком размахе Самылов Викентий Петрович.
Все эти купцы имели в Посаде свои довольно большие дома, магазины, склады и большие участки земли. Крупные купцы имели свои лавки и склады в Архангельске, Вологде, Ярославле и Москве.
В Посад они везли мануфактуру (ситец, сатин, сукно, коленкор, шелк – так называемый «красный товар»), железо-скобяные и москательные товары, сахар, соль, керосин, конфеты, пряники, игрушки, модную обувь, платки и шали, рыбу.
Вывозили в Архангельск, а частично в Вологду, Ярославль и Москву: лен, пеньку, смолу, деготь, пек, скипидар, канифоль, хлеб.
Посад Верховажский находился на очень оживленном торговом тракте. Этим и объясняется такое обильное, усиленное развитие торговли в нем.
Соборная площадь в центре Верховажья. Фото из фонда Верховажского музея
«Лучшая в уезде»
Ежегодно проводилась в Посаде Алексеевская ярмарка с 12 по 22 марта (10 дней). Сообщается, что «ярмарка есть лучшая в уезде»: на нее приезжают крупные купцы – ярославские, вологодские, галичские, и сходится народу до 12 000 человек (чудо, как весь этот народ мог разместится в Посаде!). Безусловно, приезжали купцы и купчишки и мелкие торговцы из Архангельска, Холмогор, Елецка, Шенкурска, Каргополя, В. Устюга, Вельска, Сямжи и Кадникова.
Торговля шла бойко, оживленно. Купцы раскидывали свои палатки, мелкие торговцы выставляли товар на столах под навесами. Главным местом торжища был большой участок в конце Московской улицы, где теперь сад и огород и сами постройки восьмилетней Верховажской школы.
Старушка Наталья Андреевна Головачева хорошо помнила ярмарки. Она не раз бывала на них. Обязательной на торжище была карусель. Иногда приезжали самоеды и желающих за плату катали на оленях. А своих детишек в меховых одеждах бросят на снег и оставляют лежать.
*****
Торговые значения Посада Верховажского начало падать еще во времена Петра I, когда был построен Петербург и открыт новый морской порт, ближайший к торговым центрам Западной Европы.
А когда в 1898 году была открыта железная дорого Вологда – Архангельск, то основная масса грузов и товаров пошла мощным потоком там. И проселочный торговый тракт значительно потерял свою роль. А ярмарки и торжки в Посаде Верховажском, в селе Благовещенском и в других городах проводились ежегодно.
*****
Купцы, торговцы, «увеселители» прибывали сюда из большого села Благовещенского Шенкурского уезда, где проходила знаменитая Евдокиевская ярмарка с 25 февраля по 10 марта (13 дней). Закрывалась Евдокиевская ярмарка, купцы свёртывали палатки, упаковывали на возы товары и спешили в Верховажский Посад на Алексеевскую ярмарку. Два дня уходило на путь-дорогу и 12 марта в нашем Посаде начиналось «великое торжище». И не было во всех окружающих деревнях взрослого человека, который бы не побывал на этом празднике.
Каких товаров только нет!
Это купеческий бизнес, древнейшие «мероприятия» купцов, массовый веселый торг: съехаться в определенное время в определенный город или Посад вместе многим купцам и торговцам, раскинуть палатки, разложить и развесить всяческие товары, зазывать покупателей и повыгоднее продавать. Люди, нуждающиеся в различных товарах, всегда знали о ярмарках и спешили на них.
На Алексеевскую ярмарку в Посад собирались многие тысячи. Каких товаров только тут ни было! Можно прийти совсем пешком, но с хорошими деньгами и всё купить на ярмарке: лошадь, хомýт, шлею, седéлку, дугу, вóжжи, санки или рóзвальни с оглóблями и … с песнями поехать домой.
Жена наготовила пряжи и хочет ткать полотна? Пожалуйста – на ярмарке можно купить ставúны, ворóбы, мотовúло, тюрикú, веретёна, скáльно, цéвки, вáлик, притужáльник, бердó, нúчанки, свóлок, прúшвицу. Всё это привозите домой: вот, получай, жена, станок, тки полотна.
Торговля в Черных рядах. ВИМ ОФ 568
Нехватка посуды в доме? Пожалуйста – вот деревянные чашки, блюда, чашечки, ложки, вот медные брáтины, а тут фаянсовые и фарфоровые чайные приборы и сервизы. На любой вкус, по любой цене. А вот – целые горы отличнейшей сомовской посуды – от маленьких чашечек до больших блюд. А вот и простые глиняные кринки для молока и печные горшки всех размеров.
А красного товару и счету нет. Могут отмерить четверть аршина, могут продать весь кусок. Чего? Ситца? Сукна? Сатина? Бумазéи? Коленкóра? Кисеú? «Чёртовой кожи »? Фланели? Пожалуйста! Что хотите купить?...
Проводилась ярмарка ежегодно с 8 по 18 марта, приурочена была к празднику Алексея божия угодника с 8 по 18 марта старого стиля.
*****
А в этом дальнем углу нечто вроде сельскохозяйственной выставки. Тут кони, породистые коровы, свиньи, куры, кролики, овцы и собаки. Пожалуйста, любуйтесь, выбирайте, покупайте. Где кони там, конечно, и цыганы. Шум, смех, говор, клятвы, торг.
Елизавета Михайловна молоденькой девушкой видела на Алексеевской ярмарке такую свинью, какой никогда в жизни больше не видала. И она теперь в старости с восторгом об этом рассказывает и даже показывает: «Вот свинья такая (от стенки показывает метра полтора), а спина вот такая (руками развела сантиметров на 90). Все ходили и удивлялись. Вот это свинья. Где такую и выкормили!
– «Чудо-свинья?»
– «Да еще, какое чудо-то!»
Были «красные ряды» – мануфактура. «Тёмные ряды» – кондитерские товары: мука, хлеб, всякие продукты.
Ярмарочные развлечения
С другой стороны, ярмарка – это веселое яркое и, пожалуй, радостное народное гуляние. Собирались многие тысячи людей и молодых, и старых. Шли и ехали по делам и просто погулять. Людей посмотреть – себя показать. Новизну узнать, на товары поглядеть, развлечься, повеселиться.
Самодеятельные увеселители и предприниматели тут как тут. Ясно, что не делалось безкорыстно, все за плату.
Ходили шарманщики со своими шутками-прибаутками. Крутили ручку ящика, звенела нехитрая музыка. Раз в ярмарку был шарманщик с мальчиком акробатом. Мальчик тот плясал, прыгал, становился на голову, ходил колесом. Люди давали шарманщикам денег, кто сколько мог. Один носил ящик, на нём в клетке две белых морских свинки. В ящике – пакетики с подарками. Купите билетик или просто уплатите 5 или 10 копеек и – морская свинка вытащит вам пакетик с подарком. Сначала побегает по пакетам, а потом зубами вытаскивает. Все интересуются – что попало.
А вот там поет гармошка, гремит бубен с бубенчиками, крутится яркая карусель. Желающих прокатится на деревянных конях и в расписных санках много.
Карусель привозил и ставил житель с Пежмы, некто Басков. Он ездил с одной ярмарки на другую. Видимо, этим и жил. Катание на карусели в течение примерно двух минут стоило 1 копейку.
А там балаган – выступает Петрушка. Зазывает громко, приглашает публику…
На ярмарке в 1910 году впервые появились «живые картины» – кино. Его привез некто Лисицын Василий Антонович. Сколотил из тонкого тесу небольшой сарай и показывал на удивление всем фильмы. Какой это был фильм – никто из старожилов не помнит. Некоторые утверждали, что видели кино в 1911 и 1912 году.
*****
А вот с широким лотком ходит мужчина. У него своеобразная «конфетная» лотерейка. На лотке аккуратно разложены в рядочки конфеты в бумаж-ных обёртках. «А ну, кто за головку? Налетай, кто за головку? За копейку конфетка! Давай, давай, счастье пытай! Кто за головку?..» Надо продавцу отдать копейку и брать конфетки осторожно за один бумажный свёрнутый кончик. Если возьмешь и поднимешь, на той стороне конфетки увидишь яркую цветную картинку – девочку. И если ты поднял картинку за головку, то можешь взять конфетку себе, если же поднял вверх ногами, клади конфетку на место. Счастья у тебя нет, конфетка пропала. Можно положить конфетку и тянуть два раза. И если опять удача – взять уже две конфетки. Одним словом – лотерея для детей и подростков. А можно пойти в лавку к Красильникову и на ту же самую копейку получить без ошибочно 4 конфетки – правда «без картинки» маленькие «подушечки» без обёртки.
*****
А вот серьезные мужчины у стойки едят гороховый кисель, политый льняным маслом. Кисель разлит в деревянные корытца и холодный. И дома его можно сготовить – но здесь почему-то вкусней. Такова традиция – есть на ярмарке гороховый кисель из деревянных корытец…
Внешний вид посада
Посад – действительно маленький северный городок. Строился он не наобум, не кое-как, а по плану. И в течение столетий план, кем-то давно написанный, выдерживался строго.
Улицы были прямые, широкие. Вдоль заборов и частоколов были сколочены добротные деревянные тротуары. Городок утопал в зелени. Купцы и мещане обсаживали дома и усадьбы деревьями, кустами акации и сирени. Сады были у Самылова, жена которого была любительница цветов, у Рудакова, у Пестеревых, у Нератова. У Нератова, как говорят старожилы, был свой «ботанический сад». Богатые мещане старались тянуться за купцами и тоже сажали деревья и кустарники.
Это было и красиво, и полезно, и даже необходимо в противопожарном отношении, потому что Посад был … деревянный.
Каменных зданий в городке было так мало, что если их считать по пальцам одной руки, то один палец остается. В самом деле были два красивых здания – Успенский собор и кладбищенская церковь в честь Благовещения и еще два каменных трехэтажных дома: на Благовещенской улице дом купцов Давыдовых (после принадлежал Юренскому) и дом купцов Персиковых на Набережной (после дом того же Юренского) и все! Все остальные дома срублены из брёвен: из замечательной северной сосны. Некоторые дома были обиты и покрашены, а большинство так и сияло … серым бревном.
Вид Посада был опрятный и приятный. И поместился он в низине, на солнечном припеке, в долине Ваги реки на южном склоне земной поверхности. Город не поражал величием. Не отличался архитектурно роскошными зданиями. Чего не было, так не было! И все же все приезжие отмечали какой-то приятный и приветливый вид этого нашего городочка.
Вид на Успенский собор с улицы Соборной. Начало 20 века ВИМ ОФ 7572
Широкие улицы зарастали травой-муравой. Были лужайки. Движения было куда-как мало, в сравнении с современным. Да и двигались лишь подводы, запряженные лошадками. Конечно, они осенью или весной тоже месили грязь. Не без этого же. Но все равно улицы не были так разбиты и настолько грязны, как сейчас.
Старожилы в восторге от внешнего вида Верховажья, допустим, 1910 года. Но они понимают, как много изменилось в жизни Посада и всей страны за 60 лет. Верховажье было значительно меньше! По количеству населения, вероятно, меньше в 5 раз и по территории в три раза. И оно продолжает из года в год расти во всех смыслах.
В наше время на главной площади и главной улице положено как-никак 2000 квадратных метров асфальта.
Продолжение следует
«Верховажский вестник» №31 за 26 апреля 2024 года