- Главная
- Наша история
- Вправе ли мы их забыть?.. О роли школы и районного музея в изучении истории родного края
Вправе ли мы их забыть?.. О роли школы и районного музея в изучении истории родного края
1 августа 2024 года Россия и прогрессивная мировая общественность отметят 110-ю годовщину со дня начала Первой мировой войны (1914-1918). Не останутся в стороне и вологжане. Война была вызвана крайним обострением противоречий между странами в ходе борьбы за сферы влияния, источники сырья и мировое господство. 15 (28 по н.ст.) июля 1914 года Австро-Венгрия под давлением Германии объявило войну Сербии. 19 июля (1 августа по н.ст.) Германия объявила войну России, а через два дня – Франции. 22 июля (4 августа по н.ст.) Великобритания объявила войну Германии. 10 (23 по н.ст.) августа 1914 года на стороне Антанты вступила в войну Япония. В борьбу было вовлечено 38 государств. Численность армии составила более 29 млн. военнослужащих. Для пополнения войск было мобилизовано 74 млн. человек. Людские потери составили 10 млн. убитыми и свыше 20 млн. ранеными. Характерно то, что война кардинальным образом повлияла на дальнейшее государственное устройство России и перекроила все карты мира того времени. Днем ее окончания считается 11 ноября 1918 года.
Книга Памяти Вельского уезда
В Вологодской областной библиотеке подготовлена электронная «Книга Памяти Вельского уезда». Автор – Елена Леонидовна Демидова, кандидат филологических наук, главный библиотекарь сектора редких книг. Книга посвящена уроженцам Вельского уезда, тем, кто погиб, пропал без вести, был ранен, попал в плен или заболел во фронтовой обстановке. Источниками информации послужили списки потерь, публиковавшиеся в годы войны в газете «Вологодские губернские ведомости», документы Вологодского государственного архива, материалы Российского государственного архива и другие. Читатель найдет имена Георгиевских кавалеров, умерших от ран или убитых в сражениях. Среди них есть полные, награжденные Георгиевскими крестами всех четырех степеней. В книге упомянуты 1300 воинов, в том числе верховажан – 347. По волостям: Верховская – 131, Кулойско-Покровская – 73, Морозовская – 31, Чушевицко-Покровская – 54, Шелотская – 58. Поисковая работа продолжается. Предстоит установить около четырех тысяч участников войны.
"Книга памяти Вельского уезда" и одна из ее страниц
По вполне понятным причинам биографические данные военнослужащих кратки. Тем не менее читатели могут найти фамилии родственников и углубить познания своей родословной. Приведу несколько примеров.
Кушев Матвей (?-14.10.1914 года), уроженец д. Зуевская Чушевицко-Покровской волости. Стрелок. Пропал без вести 14 октября 1914 года. К сожалению, отчество и год рождения неизвестны. Не существует и его родная деревня. Но мы знаем, что там действительно жили носители этой фамилии. В частности, Кушев Матвей Федорович, 1927 г.р., участник Великой Отечественной войны. Его наследникам есть повод поразмышлять об истории семьи.
Иевлев Алексей Васильевич. Уроженец Морозовской волости. Рядовой Проскуровского пограничного пехотного полка. Ранен в бою на австрийском фронте 20 июня 1916 года. Поступил в госпиталь г. Одессы 3 июля 1916 года.
Заслуживает внимания то, что в книге есть список населенных мест Вельского уезда, уроженцы которых упомянуты в списке. Например, Кулойско-Покровская волость деревня Рыжичное, Верещагины Михаил, Николай, Прокофий, Шелотская волость, Загоскины Алексей, Василий, Иван, Семен; Истомахин Федор, Верховская волость деревня Климушино, Вирины Алексей, Василий, Павел.
Представлен список полков, в составе которых воевали наши земляки: лейб-гвардейские, гренадерские, стрелковые, но больше всего – пехотных. Это не удивительно, если учесть, что среди мобилизованных мужиков грамотными были, наверное, один из десяти. Среди 168 полков, бригад, дивизионов упоминаются артиллерийские, пограничные и даже авиационные воздухоплавательные части.
Надо ли вести поисковую работу?
Районная газета неоднократно рассказывала о верховажанах, героях той далекой и очень кровавой войны. В частности, о полных Георгиевских кавалерах. Поскольку в их биографиях имеются большие пробелы, редакция «ВВ», Е.Л. Демидова и автор статей выражали надежду, что в этом направлении усиленно поработают школьники, местные краеведы, музейные работники. К сожалению, эти ожидания не оправдались. Например, никто не проявил интереса к судьбе полного Георгиевского кавалера подпрапорщика 18-го саперного батальона Шучева Александра Семеновича, погибшего в сражении за Россию. Приходится напоминать третий раз.
В ночь с 28 на 29 июня 1915 года, будучи смертельно ранен, продолжал руководить работами по возведению искусственных препятствий до тех пор, пока не сдал командование преемнику. Умер от ран и потери крови. Похоронен в деревне Урман (Галиция). Известно, что он являлся уроженцем Верховской волости, имел семью. Георгиевский крест 1-й степени был вручен жене Анне Феодосьевне. В старом написании – Федосеевне. Казалось бы, для начала поисковой работы есть хорошая зацепка. Однако за минувшие 10 лет со дня первой публикации о нем («ВВ» № 40 от 24.06.2014 г.) никто палец о палец не колонул.
Два года назад «ВВ» опубликовал статью, посвященную новым находкам Е.Л. Демидовой («ВВ» № 20 от 25.03.2022 г.). В частности, были открыты фамилии еще трех полных Георгиевских кавалеров. Напомню их имена.
Дербин Дмитрий Федорович, уроженец деревни Ефимова Большая Верховской волости, ефрейтор 2-го Финляндского стрелкового полка.
Кузьминский Иван Федорович, уроженец Морозовской волости, фельдфебель 1-го Финляндского стрелкового полка.
Петухов Павлин Алеексеевич, уроженец деревни Пихтинская Чушевицко-Покровской волости, стрелок 9-го Финляндского стрелкового полка.
Через два года, (2022) «нашелся» еще один полный Георгиевский кавалер. Это Мартюков Семён Иринархович (?-12.06.1915 года), уроженец Кулойско-Покровской волости.
Георгиевский крест для солдат и унтер-офицеров царской армии являлся высшей военной наградой. Он имел четыре степени. Так выглядел бант полного Георгиевского кавалера
Школа или музей?
Важность этих событий для Верховажья трудно переоценить. Ведь многие годы нам были известны лишь два полных Георгиевских кавалера: И.Ф. Сивков и Г.А. Рюмин. Но опять тишина, никакого движения. В чем же дело? После общения с учителями я пришел к неутешительному выводу. Видимо, содержание газетных материалов до учащихся школ не доводилось, не обсуждалось и задачи не ставились. Такова наша действительность. Педагоги жалуются на большую загруженность, нехватку времени. В том числе из-за ежегодной смены учебных программ. «Не только прочесть «ВВ», просмотреть – и то некогда», – сетует учительница из числа проживающих в райцентре. Вторая прямо заявила, что это дело районного музея. Не зря же он называется «исторический». Сумеет заинтересовать школьников – найдутся и добровольные помощники. Но и музей молчит. После выхода на пенсию В.П. Пивоварова не припомню ни одной заметки на означенную тему. Не говоря уже о статьях.
«ВВ» печатает достаточно много информации о достижениях в части сохранения и развития народного творчества, музыкального фольклора. Что вполне заслуженно. Но значит ли это, что изучение истории края, воинской славы верховажан менее актуально, чем старинные песни и пляски? Тем более в наше время! Чем же объяснить такое равнодушие?
Не пора ли вспомнить, что многие верховажане, участники Первой мировой войны, их сыновья и братья беззаветно сражались на фронтах Великой Отечественной. В наши дни воюют и защищают интересы России уже их внуки и правнуки. Так вправе ли мы забывать исторические связи поколений и оставлять без внимания вопросы сохранения памяти о героях Первой мировой?
Хорошо бы в каждой школе оформлять стенд, посвященный тем далеким событиям, разместить фотографии, письма, списки известных участников войны. Начать поисковую работу, она позволит укрепить, оживить связи с жителями округа. Среди них есть немало старожилов, способных оказать действенную помощь. К сожалению, многое упущено. Только за последнюю пятилетку ушли в мир иной более одной тысячи земляков. Сколько интересной, важной и полезной информации унесли они с собой?
В целях активизации работы желательно учредить премию для поощрения энтузиастов, добившихся лучших результатов в изучении истории Верховажского края. Нет сомнения, что такое решение по силам властям округа и оно принесет положительные результаты.
Владимир КОНДАКОВ
Память
Мартюков Семён Иринархович (?-12.06.1915 г.), старший унтер офицер 5 роты, Первого Финляндского стрелкового полка.
Георгиевским крестом 4 степени № 187192 награждён за то, что в бою 4 ноября 1914 г. под сильным огнём неприятеля разрушил проволочные заграждения противника. Сделал проход для атакующих рот.
Крест 3 степени № 51973 получил за то, что в бою 29 октября 1914 г. у деревни Круглянкен вызвался охотником на разведку, под сильным шрапнельным огнём дошёл до соприкосновения с противником и произвёл полную разведку. Передал командованию точные сведения о силах и расположении неприятеля.
Георгиевский крест 2 степени №18733 заслужил за то, что в октябре 1914 г. вызвался охотником в разведку, под сильным артиллерийским и ружейным огнём выяснил и принёс важные сведения о противнике. Неоднократно доставлял по назначению донесения и приказания командира.
25 октября 1915 г., командуя взводом на передовом пункте, отбил атаку противника силой около роты. За этот подвиг был повторно награждён Георгиевским крестом 2 степени (видимо, первый крест 2 степени к тому времени не был вручен, и произошла ошибка. Прим. авт.)
Георгиевским крестом 1 (высшей) степени №8695 был пожалован за то, что с 15 по 19 апреля 1915 г., несмотря на адский огонь артиллерии и яростные атаки неприятеля, лихо отбивал их. По собственному почину неоднократно сам ходил в штыки, не уступив противнику ни пяди окопа.
12 июня 1915 г. в бою у деревни Куропатка на реке Днестр старший унтер-офицер Мартюков С.И. пропал без вести.
«Верховажский вестник» №39 за 31 мая 2024 года