• Главная
  • Экономика
  • "Битва за урожай". Популярное выражение советских времен оказалось актуальным для нынешнего года

"Битва за урожай". Популярное выражение советских времен оказалось актуальным для нынешнего года

22.11.2017

Уборку зерновых легче было вести на мелиорированных землях

О том, в каких сложных условиях проходили нынче заготовка кормов и уборка урожая, районная газета писала неоднократно. Погода в буквальном смысле слова испытывала аграриев на прочность. Об особенностях минувшей жатвы и готовности к зимовке скота корреспондент «ВВ» беседует с начальником управления сельского хозяйства районной администрации Вячеславом ЩУКИНЫМ.

–  Вячеслав Николаевич, столь дождливого и непредсказуемого лета я даже не припомню. Да и осень в этом отношении была далеко не идеальной. Много погода доставила нашим аграриям лишних сложностей?

– Наверное, не ошибусь, если скажу, что такого неблагоприятного для крестьян лета не было с 1978 года. И жатва, и заготовка кормов оказались очень дорогими по стоимости, с непредвиденными затратами. Это касается больших денежных расходов на ремонт работавшей буквально на износ техники и затрат горючего сверх всяких лимитов. Не говоря уже о том, что поля остались сильно изрезанными колесами уборочных машин.

– Поля действительно пострадали, ведь кое-где пришлось даже применять двойную тягу. Лишние проблемы весной, в посевную?

– Конечно, это – дополнительные помехи. Придется отвлекаться, тратить горючее на выравнивание полей. Так что с учетом крайне затратной посевной, и тем, что большие средства инвестированы с дальним прицелом, на перспективу в производство, финансовое положение сельхозпредприятий сейчас очень непростое. Не зря же речь о необходимости увеличения объемов помощи сельскому хозяйству шла на заседании постоянного комитета по агропромышленному комплексу Законодательного собрания области, на котором присутствовали мы вместе с руководителем крестьянского хозяйства А.В. Мызиным.Только не сжата полоска одна…

– Какую часть урожая все же удалось спасти в столь форс-мажорной ситуации, и каковы потери?

– Статистика неутешительная. Всего убрано 2275 гектаров, документально подтверждена гибель 1014 га. Льна погибло 472 гектара на корню и 278 – в ленте. Намолочено 2270 тонн зерна ячменя, овса и пшеницы. Если считать в амбарном весе, льнотресты собрано 1020 тонн.

– Когда я в сентябре был в командировке в сельхозпредприятии «Вага», то агроном хозяйства Юрий Владимирович Некрасов рассказывал, что в лучшие годы того же овса собирали с гектара до 34 центнеров, а нынче – 8-9. Какова урожайность зерновых в среднем по району?

– Примерно на этом уровне – не больше 10 центнеров с гектара. Впрочем, есть и обнадеживающая новость. Нынешними летом и осенью нашим сельхозпроизводителям удалось заготовить 933 тонны собственных семян при потребности 1100 тонн. К примеру, даже в достаточно благоприятном с точки зрения погодных условий 2011 году своих семян было запасено лишь 700 тонн.

– Что-то я не совсем понимаю: урожайность гораздо ниже обычной, а степень обеспеченности своим посевным материалом чуть ли не рекордная? Парадокс?

– Нет никакого парадокса. Просто руководители и специалисты хозяйств в первую очередь отправляли на сушку именно семенное зерно. В конце концов фураж можно купить, а приобрести хорошие семена гораздо труднее, да и затратней.

Фураж – с юга

– Насколько мне известно, район никогда полностью не обеспечивал себя своим фуражным зерном, даже в советские годы. Наверняка уже есть планы, где закупить необходимое количество недостающего корма? Министр сельского хозяйства Ткачев заявил, что в целом по России урожай зерновых нынче рекордный – 130 миллионов тонн. Значит, проблем с закупкой возникнуть не должно.

– Действительно, на все 100 процентов фуражом мы себя обеспечить пока еще не можем, дает о себе знать зона рискованного земледелия. Всегда делали закупки, просто нынче из-за неурожая и потерь придется делать это в больших, чем обычно, объемах. Уже ведутся переговоры с зерновыми хозяйствами южной полосы России, где хлеб уродился хороший, о закупке фуража по приемлемой цене. При посредничестве Вологодской ассоциации крестьянских и фермерских хозяйств. Кроме того, нужно подождать, пока окончательно решится вопрос о частичной компенсации затрат на перевозку груза железнодорожным транспортом. 

– Снова возвращаюсь к минувшей «битве за урожай». Такое выражение в лексиконе газетчиков, да и партийных работников в советское время было очень популярным. Для прошедшего сезона вполне подходящее название, когда каждый гектар вырывали у стихии с таким трудом. Как показала себя на полях в экстремальных условиях уборочная техника?

– Как известно, в хозяйствах района используются «Енисеи» постарше возрастом и более новые комбайны «Полесье». Лучше себя зарекомендовала более новая техника на резиновом ходу. Но даже ей приходилось нелегко. Кстати, в области уже есть и самые современные скоростные зерноуборочные машины «Акрос» с широкозахватной жаткой. Да и приобретение комбайнов вообще вещь затратная, цена от пяти миллионов рублей и выше за штуку. Но хозяйства все же идут на такие расходы, чтобы не остаться без своих семян и фуража.

Деградация мелиорации

– Понятно, что сырая погода мешала всем, но ведь почвы в хозяйствах района неоднородные, где-то более увлажненные, где-то посуше. Так что наверняка кому-то из земледельцев пришлось легче, а кому-то – трудней?

– Легче уборка шла и потерь было меньше на мелиорированных землях. На полях той же «Родины», крестьянского хозяйства А.В. Мызина, в Чушевицах, где в свое время базировалась мелиоративная ПМК. А вот «Колосу» в Морозове пришлось очень трудно, ведь там провести масштабную мелиорацию в свое время руки не дошли.

– Неужели полевая дренажная система еще в состоянии полноценно работать до сих пор? Ведь мелиорация выполнялась, если не ошибаюсь, как минимум три десятилетия назад, а то и еще раньше.

– Да, в 70-е – в первой половине 80-х годов прошлого века. Тем не менее, мелиорация худо-бедно со своим основным предназначением справляется. Пусть требует большого ремонта и чистки. К сожалению, на эти цели выделяются копейки. Так что система дренажа обречена на медленную, но верную деградацию. А это – серьезные проблемы для земледельцев в не столь уж далекой перспективе. Что и показала недавно завершившаяся жатва.

Крестьянские семьи

– А как в сложных условиях уборочной страды проявили себя механизаторы?

– Выше всяческих похвал. Готовы были при необходимости дневать и ночевать в поле. И количество нарушений дисциплины было сведено к минимуму. Я искренне, от всей души говорю: спасибо вам, мужики, крестьяне, и низкий поклон за ваш нелегкий земледельческий труд. 

Другое дело, что в сельхозпредприятиях назревает дефицит, в том числе и механизаторских кадров. Я специально посмотрел статистику: с начала года в районе родились 108 детей, и лишь восемь из них – в крестьянских семьях, где родители работают в колхозах. Кто же при таких демографических показателях будет продолжать через 20 лет дело жизни людей, которые сейчас трудятся в сельском хозяйстве? А ведь еще Земельное уложение Екатерины Второй 1768 года начиналось такими словами: «Не должно земле российской пустовать от народонаселения. Народ наш должен плодиться и умножаться…» Не выполняем мы мудрых заветов наших предков.

Уроки страды

– Да, демография и профориентация – серьезная тема для отдельного разговора. Но вернемся к «нашим баранам». На ваш взгляд, какие уроки стоит извлечь кормозаготовителям и хлеборобам из минувшего сезона полевых работ?

– Существует много технологических нюансов, от которых зависит рацион питания животных зимой. Большее внимание нужно уделять качеству заготовляемого силоса, как следует его укрывать, использовать консерванты. Это гарантия того, что отдача от сочных кормов будет значительнее. И создавать запасы силоса не только на одну зиму, но и иметь переходящий резерв, как раз на случай неблагоприятных погодных условий. А начинать кормозаготовку следует раньше. Мы обычно ждем, пока травы дойдут, наберут массу, но при этом они теряют полезные вещества. В передовых хозяйствах фермеры давно уже учитывают этот фактор. 

– Но в принципе, несмотря на неудачное лето, кормов запасено, по крайней мере, не меньше обычного – 25,5 центнера кормовых единиц.

– Если с учетом фуража – то 26,1 центнера кормовых единиц на условную голову. Показатель очень неплохой. Случались зимовки и с более бедным рационом. Но ведь раз мы хотим добиваться роста производства продукции, то и кормовая база должна быть соответствующая.

– Для непосвященных читателей все эти кормовые единицы – загадка.

– Если упрощенно, то 5-7 кормовых единиц в сутки хватает лишь для поддержания жизни коровы, а что идет сверх этого – работает уже на продуктивность. Впрочем, суть не только в количестве кормовых единиц, но и в сбалансированности рациона. Тонкостей, хорошо известных специалистам, здесь масса.

Картофель или репа?

– Раз уж разговор сегодня идет об уборке, не могу не вспомнить о картофельном недороде, который случился нынче. Мне прекрасно известно, что специалисты управления сельского хозяйства приняли самое деятельное участие в поиске поставщиков этого традиционного для верховажан продукта. Сейчас местный рынок достаточно насыщен картофелем?

– Действительно, наши специалисты активно занимались проблемой насыщения верховажского рынка картофелем, узнавали адреса, рекомендовали наиболее приемлемые сорта. Большое спасибо предпринимателям, и в первую очередь Нине Пантелеймоновне Полежаевой, которые с учетом консультации агрономов обеспечили завоз товара в район. На сегодняшний день все, кому нужно, смогли обеспечить себя и семенами, и продовольственным картофелем.

– О каких объемах поставок можно говорить?

– Точных данных нет, но, думаю, речь может идти как минимум о тысяче тонн. 

– И чья картошка завозилась в район?

– Вологодская, ярославская, тульская… Одно замечание. Вот вы сказали, что картофель – наш традиционный продукт.

– А разве это не так?

– Так, но исконно русским крестьянским продуктом является все же не картофель, а репа и брюква. И это неоспоримый факт. Стоит только вспомнить народные сказки «Репка», «Вершки и корешки».

– Мне кажется, теперь уж этих корнеплодов никто и не садит.

– Неправда, садят. Я, например, нынче с совсем небольшой площади собрал несколько мешков. Рекомендую.

– И что из них готовите?

– Варим овощно-фруктовый суп, готовим овощные гарниры, пюре. Помимо того, что вкусно, репа и брюква еще и полезны. Помогают при заболеваниях кишечника, сосудов… Я мог бы долго рассказывать о свойствах этого традиционного русского продукта.

– То есть вы считаете репу и брюкву равноценной заменой картофелю?

– Более чем равноценной.

– Зависит и от урожайности.

– Думаю, с учетом того, какой урожай я собрал с ничтожной площади, сотка репы и брюквы способна прокормить средних размеров семью, да еще и на корм скоту останется.

– Спасибо за поднятую тему. Считаю, что к разговору о продвижении названных культур есть смысл вернуться ближе к весне.

Владимир БАСОВ. Фото автора

 

Поделиться
Комментарии (0)
Свежий номер