Эмбарго. Нет худа без добра?
Эта тема сейчас обсуждается. Многие мои собеседники считают, что указ Президента — начало развития собственного села в XXI веке: колхозов, фермерских хозяйств и семейных ферм. Если в конце прошлого века произошло их почти полное разорение, то, возможно, сейчас наступит период их расцвета: будут распахивать запущенные поля, строить новые животноводческие фермы, покупать новую технику, создавать новые рабочие места на селе. То есть появится возможность вдохнуть в деревню вторую жизнь, «отключив» ее от аппарата искусственного жизнеобеспечения. Другие обеспокоены тем, не придется ли пережить еще один голодный период, как, например, в 90-е годы, когда потребители были рады купить в магазинах даже свиную кожу. Правы и третьи, утверждающие, что за годы угасания деревни сознание сельчанина сильно изменилось: живя в деревне, он покупает молоко, мясо, яйца в магазине, считая, что это дешевле и проще. А сельские дети, в отличие от своих сверстников 15-20-летней давности, не знают, как выглядит корова, козочка или овца.
В начале августа мы побывали паломниками в Никандровой Пустыни, недалеко от Пскова. В нашей группе вместе с мамами были несколько ребят. По пути на святой источник мы увидели пасущихся монастырских коров и коз. Ребята радостно закричали: «Ой, смотрите, коровы, козочки, куры…» и бросились к мамам за фотоаппаратами, чтобы сфотографировать живность. Я с сожалением смотрела на них и думала, ведь дети-то не городские, а наши, верховажские. Неужели они у своих бабушек в деревне не видели корову? Получается, многие не видели, потому что большинство из бабушек коров уже не держит.
На быструю перестройку в сельском хозяйстве никто и не надеется. Но то, что сельскохозяйственная продукция российских крестьян будет востребована и достойно оплачена (не только за счет потребителей) – это самое главное. Нередко мы слышим от верховажских руководителей, мол, ценами на молоко перерабатывающие предприятия играют, как хотят: если его много, цену могут и снизить, без объяснений. Все это негативно сказывается на экономике хозяйства и эмоциональном состоянии сельчан.
Интересно, а что думают по этому поводу те, кто непосредственно занимается производством молока и мяса в нашем районе, т.е. руководители сельхозпредприятий.
В.Н. Щукин, начальник управления сельского хозяйства:
- Если это обернется поддержкой сельхозпредприятий и прилавки будут свободны от продукции других стран, то мы способны заполнить их своей, более качественной продукцией, в первую очередь, молоком. Район располагает достаточным потенциалом, чтобы обеспечить свое население мясом говядины. Для обеспечения свининой потребуется не более года. А если организовать закупки, то на прилавках наших магазинов будут не только мясо, но и свои овощи и корнеплоды.
А.Г.Бределев, ветеран сельскохозяйственного производства:
- У меня двоякое мнение по этому поводу, и вот почему. Если раньше продукцию закупали в Европе в развитых странах, то сейчас будем покупать мясо и фрукты в странах третьего мира, т.е. в развивающихся. Поэтому о качестве их можно задуматься. Нет радужных на-
дежд и на то, что наши сельхозпроизводители за год-два могут обеспечить своей продукцией население страны. Для того, чтобы вырастить корову, потребуется минимум два года, а сколько времени нужно для того, чтобы посаженная яблоня начала плодоносить? И посмотрите, кто остался в сельском хозяйстве? В основном люди предпенсионного возраста, молодежи мало. Кто будет поднимать село? 18 лет я возглавлял управление сельского хозяйства и все эти годы надеялся, что положение изменится к лучшему. Не дождался. Конечно, я только за то, чтобы поднять деревню, свое сельскохозяйственное производство, но для этого потребуется время. Ну, и политику нужно менять. Приведу пример. Сельчанам дали из областного бюджета дополнительно 500 миллионов рублей, это хорошо. Но тут же подняли цену на электроэнергию, на ГСМ. Вот и получается, что одной рукой дали, другой – отобрали. Делать какие-то прогнозы трудно, хотелось бы на-
деяться, что в будущем проблему продовольственной безопасности в нашей стране будут решать российские сельхозпроизводители.
А.В.Мызин, глава крестьянского хозяйства:
- Сложившаяся ситуация – не есть хорошо. Мы покупали продукты питания хорошего качества и по низкой цене. А что будет после введения эмбарго, пока неизвестно. Это одно. Второе. Почти вся сельскохозяйственная техника на наших полях из Германии, Франции, Канады, Финляндии. Они будут и дальше нам ее поставлять, но по какой цене в сложившейся экономической ситуации? Думаю, совершенно по другой, чем закупали до этого. А запасные части? На них тоже поднимутся цены. Не случится ли так, что мы вновь окажемся с сохой и бороной? Свою-то технику не производим.
В.В. Гребенюк:
- Думаю, что ничего не изменится. Пока мы увеличиваем дойное стадо и надои, в Россию завезут и молоко, и мясо из других стран. И все останется по-прежнему.
В.Н.Сушов, председатель СПК колхоз «Липки»:
- Ограничение ввоза на российский рынок сельскохозяйственных импортных продуктов нам на руку. Точка невозврата сельского хозяйства в стране еще не пройдена. Многие сельхозпредприятия развиваются и дают продукцию. Если правительство будет заниматься ценовой политикой, то и мы будем жить. Вспомните, в 80-е годы литр солярки стоил 8 копеек, а литр молока – 20. Считаю, что наша страна может себя прокормить, только нужно изменить отношение к сельхозпроизводителям со стороны государства, имею ввиду увеличение дотаций на сельхозпродукцию, помощь крестьянину. Ведь мы, к примеру, работаем в зоне рискованного земледелия, наши результаты часто зависят от ее величества погоды. Думаю, что сейчас еще можно поднять деревню, еще не все потеряно.
Уважаемые читатели, нам будет интересно прочитать и ваше мнение на эту тему. Что вы думаете про запрет на ввоз продовольствия?
Нина ЮРЕНСКАЯ