"Крутая межа". Лыжный комплекс имеет все шансы стать "крутым" спортивным объектом
В Шелотах рождается проект, способный со временем внести серьезный вклад в развитие экономики района. Не говоря уже о значительных имиджевых выгодах. Даже если удастся реализовать хотя бы часть из запланированного. В чистом виде инициатива «снизу», основанная, как бы это пафосно ни звучало на первый взгляд, на любви к своей малой родине, к месту, где родился и вырос. Кто сказал, что бизнес и патриотизм – понятия несовместимые? Корреспондент «ВВ» узнал, что подобное возможно и в наше прагматичное время.
Шелотские фантазии?
Честно признаюсь, в первый раз, услышав от главы администрации поселения Светланы Корниенко новость о том, что в Шелотах делаются попытки построить горнолыжную трассу с соответствующей инфраструктурой вплоть до подъемников, не поверил. Как и некоторым доходившим до меня неясным слухам. Уж слишком фантастично это звучало, особенно в нынешних непростых экономических условиях, когда предприниматели с осторожностью вкладывают деньги в проекты, не способные принести быструю прибыль.
А тут уж вовсе экзотический для нашего района объект, затратный, смелый до отчаянности и вряд ли способный окупить себя в достаточно короткие сроки. Люди предпочитают тратить кровно заработанные средства как раз не на развлечения или даже на любимое хобби, а на что-нибудь более практичное и приземленное. И трудно их за это винить.
Решающую роль сыграла встреча коллектива «ВВ» с шелотскими читателями, где речь тоже зашла о местной интересной инициативе. Тут уж я не мог и дальше игнорировать происходящее, специально запланировав командировку в самое южное в районе сельское поселение. Захотелось узнать, какой же сюрприз «тайно» готовят шелотяне верховажанам.
Стоит отметить, действительность превзошла все мои ожидания. Я не только убедился в том, что будущая горнолыжная трасса – не попытка выдать желаемое за действительное, но и познакомился с конкретными инициаторами, своими глазами увидел первые плоды труда по реализации проекта. Здоровый скептицизм, как издержка профессии, поневоле сменился робкой надеждой на то, что идею все же удастся претворить в жизнь, как бы сложно ни было на старте.
Задуманное оказалось гораздо масштабней и, если можно так выразиться, фееричней, чем мнилось на первый оценочный взгляд. И в то же время не смотрелось вовсе уж утопией, если отнестись к нему непредвзято. Кто еще лет 15 назад верил в то, что в Верховье появится Центр подготовки лыжников и биатлонистов? Закономерный вопрос: почему бы в Шелотах через год-два не оказаться горнолыжной трассе, да еще с множеством дополнительных «наворотов». Понятно, что не по мановению волшебной палочки, а благодаря грамотным организационным решениям, привлечению реальных материальных средств. А в перспективе – продуманным рекламным ходам.
Частные инвестиции
Правда, между этими двумя объектами, действующим и будущим, существует принципиальная разница. В Верховье реализацию проекта финансировало государство. В Шелотах в спортивно-развлекательную инфраструктуру инвестирует местный малый бизнес. Инвестирует частично за счет прибыли от придорожного сервиса, частично за счет имеющихся внутренних ресурсов. Риски, без сомнения, велики, но в случае вероятного успеха вложения способны окупиться сторицей. Постучу по дереву, чтобы, не дай бог, не сглазить.
У Завьяловых по нынешним меркам большая семья – пятеро детей. Двое сыновей, Степан и Алексей, продолжили дело своего отца, Сергея Юрьевича, по ведению придорожного бизнеса. Казалось бы, с расположенными на автотрассе М-8 гостиницей и столовой и без того забот полон рот, хозяйство хлопотное, но парни добровольно и осознанно взвалили на свои плечи выполнение еще одной, кажущейся кое-кому безумной идеи. И вот нынче стали заметны первые подвижки. Остававшийся не столь давно только на бумаге бизнес-план начал претворяться в жизнь.
Эффект крутизны
– Естественно, в теории все казалось проще, чем теперь, когда пришло время реализовать свои задумки на практике, – рассказывает Степан Завьялов, с подачи которого, собственно, все и началось. – В первую очередь встала проблема, где найти подходящее место для нашей трассы. Местность у нас хоть и холмистая, но объект должен отвечать соответствующим требованиям, обеспечивающим крутизну спуска. Объездили в поисках всю территорию поселения. Поочередно забраковали карьер, горки у деревни Макаровской, затем Цыганскую гору. Не устраивали не одни, так другие параметры. И, наконец, остановились на местности рядом со своей родной деревней Денисовской, испокон веку именовавшейся Крутая Межа. Вот будущий горнолыжный комплекс и получил одноименное название, а в просторечии – просто Межа. Само собой озаботились оформлением земельного участка, что оказалось не столь уж простым делом. Спасибо, помогла администрация.
Кстати, информация об объекте размещена в группе "ВКонтакте". По словам Степана, сетевое информационное сопровождение обеспечивает сестра Наташа. На сегодняшний день у Межи 350 подписчиков, видимо, с гарантией дальнейшего расширения круга общения.
Трудовые будни
Но даже здешней местной холмистости для нужной крутизны спуска не хватило. Пришлось к естественному природному ландшафту добавлять искусственное сооружение – земляную насыпь чуть не в двухэтажный дом высотой. Мы со Степаном стоим на самой вершине, откуда открывается великолепный обзор на все четыре стороны, в том числе на находящуюся в прямой видимости деревню Денисовскую.
– Хорошо, что в хозяйстве есть своя техника, экскаватор и бульдозер, расходы на наемную оказались бы непомерными, – объясняет мой собеседник. – Пусть она и не новая и нередко ломается, что замедляет дело. И все же к зиме нам удалось закончить насыпку искусственного холма. Вот здесь, справа, будет располагаться учебная трасса протяженностью 150 метров. Уже из названия понятно, что это место для начинающих лыжников или сноубордистов. Левее – основная трасса, которая длинней учебной на сотню метров. Еще левее – так называемый снежный парк с рейлами, могулами, трамплинами.
А здесь – «гвоздь программы» – хафпайп, в буквальном переводе с английского – полутруба. Ничего подобного вообще пока нет на Вологодчине, хотя эта спортивная дисциплина стремительно набирает популярность. Мы будем первыми. При отсутствии аналогов Межа должна привлечь внимание сноубордистов. И, наконец, трасса для тюбинга, проще говоря, для катания на ватрушках. Со временем рассчитываем поставить и подъемники для доставки спортсменов на вершину, пока же за неимением будем поднимать их снегоходами. Для трамбовки же снега намерены изготовить нечто вроде импровизированного ратрака на базе трактора ДТ.
Взгляд в будущее
Часть из задуманного, как, к примеру, снежный парк с его зимними спортивными снарядами, пока лишь в воображении Степана. Дело это, как говорят, наживное. Направления же для трасс с выверенной крутизной спуска уже в наличии. Хотя труда для их доведения до ума нужно приложить еще немало. Есть и простенькие подсобные помещения – один вагончик для того, чтобы погреться и вскипятить себе чаю, другой – для хранения инвентаря. На первых порах пристанищем для приезжих спортсменов вполне может служить придорожная гостиница со столовой и баней, находящиеся всего-то в полутора километрах от Межи. Хотя со временем бизнес-план предусматривает обзаведение и другой собственной инфраструктурой.
Вместо послесловия. В ближайшее время комплекс «Крутая межа» планирует открыть сезон. Осталось решить ряд технических проблем. Тогда мы и получим первое свидетельство жизненности масштабного и амбициозного проекта.
Владимир БАСОВ. Фото автора
Вдохновитель проекта – Степан Завьялов
Кстати
После окончания политехнического университета Степан достаточно долго жил в Вологде. И даже имел «на паях» собственный бизнес – автосервис. Но потянуло обратно домой. И захотелось сделать для малой родины, для деревни Денисовской что-то такое, что бы помогло уберечь Шелота от сползания в разряд неперспективных и выморочных территорий. Насколько я понял, это – искреннее желание молодого человека, пусть он и сторонится высоких и громких слов о патриотизме и верности традициям. И это, знаете ли, убеждает лучше красивых фраз.