Лесной запас нуждается в реальной оценке
Если по «хвое» увеличение на фоне 2012-го ограничивается несколькими тысячами кубометров, то вырубка «листвы» возросла уже на три десятка тысяч кубов. Лидерство с более чем 100 тысячами кубометров заготовленной древесины сохраняет ООО «Верховажьелес». Свыше 88 тысяч кубов в активе ЗАО «Горстройзаказчик». На пару тысяч кубометров больше вырубило леса и население – 45733 кубометра.
Судя по росту объемов заготовки, лесопромышленный комплекс чувствует себя вполне неплохо. Все это, конечно, хорошо, но…
Понятно, что заготовка древесины для тех же сельхозпроизводителей при нынешней рыночной конъюнктуре фактически единственная возможность выжить. Лишись хозяйства этого существенного «приварка», и проблем у них многократно прибавится. Поневоле будешь стараться «выжать» из своих кварталов все, что только можно. И вряд ли стоит за это винить людей.
Но если мыслить на перспективу, то есть не на ближайшие три-четыре года, а заглянуть на два десятка лет вперед. Как там ни говори, а в государственном лесфонде района лесоустройство не проводилось уже целый десяток лет, с 2004 года. В отличие, скажем, от того же Тарногского района. Там в 2013-м лесоустройство было сделано в фонде практически всех местных арендаторов. Причем, настоящее, а не формальное. И вот какой выявился примечательный факт.
На основании новой лесной инвентаризации расчетная лесосека по «хвое» сократилась почти в два раза! О чем это говорит? О том, что имеющийся средний запас древесины был существенно завышен и вырубался в ущерб природе. В соседнем районе вовремя спохватились, а у нас? Ведь сами же лесопользователи, взявшие делянки в долгосрочную аренду, должны быть кровно заинтересованы в реальной оценке существующего резерва древесины. И вправду, не последовать ли верховажанам тарногскому примеру? За лесоустройство, конечно, придется заплатить, но зато оно даст ответ на три главных вопроса. Как рубить? Сколько рубить? И где рубить? Чтобы леса хватило не только нам, но и нашим потомкам.
Владимир Басов.