Потенциал развития. "Самочувствие" верховажской производственной сферы
Все дальше от нас уходит 2018 год, но мы возвращаемся и будем возвращаться к его экономическим итогам еще не раз, поскольку без этого просто невозможно строить долговременную стратегию развития. Сегодня в качестве материала для анализа происходящих в муниципалитете прямо скажем неоднозначных процессов корреспондент «ВВ» использует цифры и факты, приведенные в ежегодном публичном докладе главы района Александра Дубова. Я сознательно не касаюсь бюджетной сферы, сконцентрировав внимание на производственных отраслях.
Неоднозначная статистика
Чем примечателен текст документа, если изучить его внимательно и всесторонне? На мой взгляд, самым минимумом общих фраз и полным отсутствием заведомо невыполнимых обещаний. Зато приводится масса статистической информации, в том числе и сравнительной, вполне оправданной в рамках подобного отчета и открывающей широкие «горизонты» для осмысления складывающейся ситуации. А еще – определяются устойчивые тенденции, позволяющие спрогнозировать ход развития событий хотя бы на ближайшее будущее.
Наиболее емкий раздел доклада – экономический потенциал. И здесь власти без колебаний на первое место по степени важности для района ставят сельское хозяйство. Точнее, животноводство. Ведь для сельхозпредприятий всех форм собственности главной статьей дохода являются молоко и мясо. Растениеводство в нашей зоне рискованного земледелия все же – «подсобная» отрасль. Успехи здесь налицо, хотя не обошлось и без разочарований. Начну с негативной тенденции, которую аграриям пока так и не удается переломить.
Речь о сокращении поголовья крупного рогатого скота. За минувший год только дойное стадо потеряло 182 коровы и сократилось до 2419 голов. Некритично, но и нерационально, поскольку за рост поголовья государство предусматривает дополнительные преференции. В какой-то степени утешает тот факт, что убыль объясняется зоотехнической выбраковкой непроизводительного скота в ООО «Мегаполис» и колхозе «Верховажский». И есть надежда, что на смену «списанным» придут новые, гораздо более высокоудойные животные.
Молочные рекорды
К несомненному достижению отрасли смело можно отнести заметный рост объемов производства. В минувшем году валовой надой с верховажского стада вплотную приблизился к 14 тысячам тонн. А ведь еще пятилетку назад он не дотягивал и до 13 тысяч. Аналогичная ситуация с продуктивностью. Надой на корову в среднем по району увеличился с 5098 килограммов в 2014-м до 5674 килограммов в 2018 году при 90-процентной товарности. Да что там говорить, даже в сравнении с 2017-м продуктивность повысилась сразу на 423 килограмма. Причем, судя по показателям первых месяцев 2019-го, тенденции к снижению набранных темпов производства не наблюдается. Программа-минимум – увеличить нынче «валовку» почти на 300 тонн – до 14200 тонн.
Безоговорочный лидер как по объемам, так и по продуктивности – СПК колхоз «Н-Кулое». На его фермах ежегодно производят почти 30 процентов всего верховажского молока. А надой на корову впервые в истории района превысил 8 тысяч килограммов молока. В тройке лидеров уверенно удерживают позиции СПК колхоз «Липки» и крестьянское хозяйство Александра Постникова.
Оператор машинного доения СПК колхоз «Н-Кулое» Светлана Головкина. За 2018 год удой на одну фуражную корову у нее составил 9474 кг
Сырьевой рынок
При такой эффективности организации труда аграрии, по крайней мере, крепкие предприятия, казалось бы, должны, образно говоря, «кататься как сыр в масле». Но это лишь одна сторона медали. На самом деле конъюнктура на молочно-сырьевом рынке способствует искусственному занижению цен на животноводческую продукцию со стороны партнеров-переработчиков. Кстати, подобная тенденция касается не только молока, но в последнее время и мяса свинины и говядины. А это весомые суммы мимо колхозной кассы. Ситуацию усугубляет рост тарифов на электроэнергию и ГСМ. В итоге глядишь, а себестоимость производства вновь в очередной раз заметно подскочила, а рентабельность, соответственно, упала.
И если бы все ограничивалось лишь привычными сезонными ценовыми колебаниями, зависящими от изменения уровня спроса и предложения. Зачастую на внутренний сырьевой рынок давят еще и макроэкономические факторы в виде трансформации котировок национальной валюты. В любом случае, аграриям приходится искать пути снижения текущих затрат и издержек и повышения эффективности производства. Один из выходов – модернизация и реконструкция имеющихся мощностей. Во что, к примеру, инвестировали и продолжают инвестировать в колхозах «Н-Кулое», «Липки», ООО «Вага», крестьянских хозяйствах Александра Мызина и Александра Постникова. Или как в случае с морозовским «Колосом» – строительство коровника «с нуля» и оснащение новой фермы высокотехнологичным оборудованием. Может быть, не сразу, но через год-два такие новации просто обречены начать давать отдачу.
Пустующие земли
На фоне неоспоримых успехов в животноводстве весьма скромные результаты демонстрирует верховажское растениеводство. И не только из-за сокращения посевных площадей. Даже при том, что в ООО «Колос», напротив, планомерно вводят в оборот ранее заброшенные земельные участки. В конце концов, если судить по заявленным планам, эту убыль в ближайшей перспективе способно с лихвой восполнить находящееся в стадии становления чушевицкое сельхозпредприятие «Мегаполис», которому для дальнейшего развития требуются тысячи гектаров земельных угодий. Подумывают о расширении площадей и в других хозяйствах.
Как мне представляется, гораздо большая проблема состоит в хроническом ухудшении плодородия почв. Объемы валового сбора сельскохозяйственных культур демонстрируют отрицательную динамику в течение всей последней пятилетки. Хуже чем в 2018-м урожайность была лишь в аномально сыром сезоне 2017 года, когда в связи с погодными условиями в области объявлялась чрезвычайная ситуация. В принципе, если ориентироваться на сравнительный анализ, то подобный спад характерен и для льноводства. Пусть несколько и по другим причинам. А вот что касается зерновых, то нынешний средний сбор в 12 центнеров с гектара точно не способен обеспечить потребность сельхозпроизводителей в собственном фураже. Не говоря уже о посевном материале.
То же самое и сенокосы. Да, в минувшем году удалось обеспечить скоту сытную зимовку, заготовив почти рекордное количество центнеров кормовых единиц на условную голову – 25. Вполне достойный рацион для того, чтобы добиться хороших надоев. Но этот результат был достигнут скорее не за счет больших укосов, а массой скошенных площадей. Не зря среди главных задач аграриев на нынешний год не только сохранение посевных участков, но и увеличение подсева многолетних трав. Хотя, со слов специалистов, это скорее не меры, а полумеры. Коренное улучшение плодородия сельхозземель потребует в разы большего внимания и затрат.
Чушевицкие инвестпроекты
Рекордные показатели в 2018 году демонстрировал и ЛПК. Арендаторами было заготовлено в общей сложности 793 тысячи кубометров древесины, в том числе 477 тысяч – «хвои». Увеличение в сравнении с 2017-м – 53 тысячи кубов. То есть расчетная лесосека оказалась освоена почти на 85 процентов. Высокий результат, позволяющий занимать место в числе лидеров областного рейтинга.
Получается, что рубить лес у нас в районе научились хорошо. Благо в распоряжении есть высокопроизводительные заготовительные комплексы. А вот с полноценной переработкой древесины и с рачительной утилизацией отходов лесопиления дела обстоят не столь блестяще. По подсчетам, высокотехнологичных предприятий, где в дело идет, образно говоря, каждая щепка, на весь район не более пяти. Примером может служить Чушевицкое сельское поселение, где реализуется сразу два инвестпроекта по углубленной переработке древесины и продуктов лесопиления. Что примечательно, одно из предприятий вообще не имеет в лесфонде района арендной базы, а сравнительно скромная расчетная лесосека второго далеко не в состоянии закрыть потребность в сырье.
Вклад бизнеса
Именно в сельском хозяйстве и лесном секторе наиболее сильны позиции у верховажского бизнеса. Хотя солидная доля и у организаций розничной торговли и сферы услуг. В районе зарегистрировано 70 малых предприятий, два средних и 202 индивидуальных предпринимателя. Не так много, как хотелось бы. На объектах малого предпринимательства занято 2100 человек, что составляет 42 процента от общей численности работающих.
Вклад мелкого и среднего предпринимательства в общей сумме поступающих налогов составляет 38 процентов. Заметных изменений в сравнении с 2017 годом приведенные цифры не претерпели. Что касается самозанятых, то в рамках профильной программы единовременную финансовую помощь при государственной регистрации в размере 58800 рублей получил один человек. Безработный верховажанин открыл свое дело по ремонту обуви.
К сожалению, пусть медленно, но неуклонно снижают объемы продукции верховажские хлебопеки. Выпечка хлеба и хлебобулочных изделий сократилась с 1095 тонн в 2015 году до 949 тонн – в 2018-м. Специалисты объясняют подобное сокращение производства жесткой конкуренцией на потребительском рынке. Действительно, завоз этих товаров из-за пределов района принял массовый характер. Но, как мне представляется, это не единственная причина. Исследования показывают, что налицо сокращение потребительского спроса. И подобная общая тенденция не могла обойти стороной и наш район.
И вообще сфера потребления – своего рода индикатор благополучия населения. Потратить деньги верховажанам есть где – в районе порядка 160 магазинов, сотня с лишним из которых расположены в райцентре. Если судить по обороту розничной торговли, то динамика положительная. За последние пять лет он, исключая 2016-й, постоянно рос и достиг в минувшем году своего максимума – 1 миллиарда 97 миллионов. Другое дело, что львиная доля в товарообороте – продовольственные товары: 77,6 процента. И это не может не настораживать.
Услуги общественного питания предоставляют восемь предприятий. Его оборот в последние четыре года остается практически на одном уровне – 34-37 миллионов рублей.
Владимир БАСОВ.Фото автора и Натальи СОЛОМАТОВОЙ
"Верховажский вестник" №28 за 12 апреля 2019 года