Урожайные риски
В нынешнем году из-за неблагоприятных погодных условий прогноз на урожай зерна в стране снизился со 120 миллионов тонн до 103 миллионов. Если вспомнить, что в предыдущем сельскохозяйственном сезоне были собраны рекордные 130 с лишним миллионов тонн, то падение будет выглядеть достаточно ощутимым. Трудно придумать более неподходящий момент для прогнозируемого роста цен на зерно для верховажского животноводства.
Специалисты уже забили тревогу. Российские регионы опасаются нехватки зерна как из-за недорода, так и из-за прогрессирующего спроса на его экспорт. Как пишет, в частности, газета «Коммерсант» со ссылкой на источники в отрасли, аграрии предлагают ввести ограничение на вывоз пшеницы за границу. «В связи с возросшим экспортом баланс остатков зерна в России становится угрожающим, а переходящие остатки могут быть близки к нулю, поэтому летом 2019 года можно ожидать очень высоких цен на зерно», – утверждает издание.
По данным Минсельхоза, к 16 августа средние цены на пшеницу третьего класса за неделю выросли на 2 процента, до 9,32 тысячи рублей за тонну. Фуражный ячмень за тот же период подорожал на 4 процента, до 7,85 тысячи рублей за тонну. Примерно треть производителей свинины обеспечены собственным зерном, участники рынка накопили запасы, но дальнейшее удорожание зерна на внутреннем рынке может отразиться на себестоимости мяса.
Наверное, паниковать не стоит, да и какой смысл, но и прогнозы по поводу повышения цен на продовольственное зерно не стоит недооценивать. Поскольку этот процесс способен спровоцировать рост потребительской стоимости таких продуктов, как хлеб и хлебобулочные изделия. Остается только надеяться, что созданных запасов окажется достаточно, чтобы ничего подобного не произошло. Да и еще может вмешаться государство. В Министерстве сельского хозяйства утверждают, что пока введение ограничений на экспорт зерна не обсуждается. Но трейдеры всерьез опасаются, что такие меры могут последовать. К примеру, некоторые специалисты не исключают возврата экспортной пошлины на пшеницу, которая действовала в России в 2015-2016 годах. Как известно, сейчас «в силе» нулевая пошлина, установленная до 1 июля 2019 года.
Плохие новости добавляют рынку нервозности. Дело в том, что при худшем сценарии развития событий могут пострадать не только верховажские потребители, но и наши сельхозпроизводители. Зона рискованного земледелия ставит аграриев в зависимость от завозного фуражного зерна. И с этим не поспоришь. А если и оно на внутреннем рынке подорожает?
Что особенно некстати при растущих объемах местного животноводства и уровня продуктивности. Трудно придумать более неподходящий момент. При всем желании хозяйства не могут себе позволить снизить нынешние масштабы закупок фуража «на стороне» без риска обеднения рационов кормления и последующего неизбежного падения надоев и привесов. Переплачивание же за зерно прогнозируемо негативно скажется на себестоимости молока и мяса и, соответственно, на потребительских ценах на продукцию.
Впрочем, крупным сельхозпроизводителям будет легче пережить подобный удар благодаря накопленному «запасу прочности» и имеющимся возможностям для финансового маневра. Гораздо трудней придется малому фермерству и «частникам». Откуда у них «лишние» деньги на приобретение кормовых смесей впрок большими партиям по оптовым ценам. Уже сейчас покупка комбикормов – одна из основных статей расходов аграрного микробизнеса.
Некоторое время назад у меня по этому поводу был невеселый разговор с главой крестьянского хозяйства из Терменьги Любовью Тесаловской. Дороговизна кормов – серьезная проблема для маленькой фермы и «головная боль» для ее хозяйки. А сколько верховажан за последние 10-15 лет в том числе и по этой причине отказалось от содержания скота на личных подворьях. С другой стороны, когда наши фермеры жили легко, без проблем?
Владимир БАСОВ
"Верховажский вестник" №68 за 7 сентября 2018 года