Вторая попытка
Верховье во второй раз в современной истории района может попасть в пилотный проект. Как мы помним, в первом случае результаты территориального эксперимента оказались более чем скромными, он так и не был окончательно завершён. У второй попытки есть все шансы на успех, поскольку это затея теперь уже не регионального, а федерального масштаба и, соответственно, финансирования. Правда, для участия в конкурсе еще предстоит выполнить ряд условий. Корреспондент «ВВ» узнал подробности.
В ряду многочисленных мероприятий прошли презентации пилотных проектов четырёх российских территорий. Верховажская – самая «глубинная» из всех претендентов на включение в программу. Ярчайший пример провинциальной, в хорошем смысле этого слова, инициативы. Кстати, по словам Юрия Онищенко, показанные ландшафтные виды Верховья весьма впечатлили маститых «оценщиков». Так что шансы на «попадание в струю» у нас неплохие. Тем более, свою поддержку в продвижении начинания гарантировал депутат Госдумы Евгений Шулепов.
– Главная идея заключается в том, чтобы обеспечить устойчивое развитие территории без ущерба для окружающей среды, местным ландшафтным особенностям, – говорит Юрий Онищенко. – Если наш проект одобрят, то мы будем включены в соответствующие программы, финансируемые государством. Впрочем, об этом пока говорить рано. Прежде предстоит выполнить ряд данных нам рекомендаций, подготовить авторский проект системы устойчивого развития сельской территории. Предстоит непростая коллективная творческая работа.
Как я понял из инструктивных рекомендаций, «пилотной» группе предстоит обосновать необходимость организации экспериментальной «зоны», показать существующий внутренний ресурс территории. Общеизвестно, что на пустом месте только сорняки растут. За исходный материал берётся схема и описание природных, историко-культурных и иных особенностей предлагаемого земельного участка, читай, Верховского сельского поселения. Ценность имеющегося потенциала базового природного комплекса для роста качества жизни местного населения. Необходимость природоохранных мероприятий по наращиванию потенциала природного комплекса и охране объектов культурного наследия. Основная специализация градообразующих производств (сельское хозяйство, туристско-рекреационная деятельность, лесопереработка, строительные мощности и другое).
Важна развитость социальной сферы – уровень благоустройства модельного населённого пункта, качество жилья, занятость, возможность для образования, уровень миграции молодёжи, наличие объектов здравоохранения, магазинов, школы, клубов, кафе. Учитывается наличие коллективов народного творчества, спортивных секций, местных талантов, почётных граждан. Вполне возможно, при оценке «за» и «против» чашу весов в пользу Верховья может склонить Центр подготовки лыжников и биатлонистов, способный принимать соревнования даже межрегионального уровня.
Еще один критерий – уровень активности населения. Это и участие в благоустройстве, сходах, уходе за ландшафтом. В этом отношении у Сметанина большой плюс. Ведь именно в Верховье создано и достаточно активно работает единственное на весь район детское школьное лесничество. Рассматривается и возможность размещения туристов в семьях. Что для Верховья не в новинку, ведь не в столь давнем прошлом они принимали у себя гостей даже из-за рубежа.
Не буду перечислять других многочисленных требований к пилотному проекту, вроде вариантов привязки к местности, оценки затрат и уровня рентабельности вновь создаваемых объектов инфраструктуры, необходимых для его одобрения на самом «верху». Гораздо интересней, что окажется «на выходе» в случае реального воплощения в жизнь наших самых смелых надежд. Чтобы не возбуждать завышенных ожиданий, ограничусь лишь двумя потенциальными объектами.
Ландшафтный модуль: поселение устойчивого типа для сельских специалистов – агронома, врача, учителя, лесника, словом, для молодых служащих. В комплексе – 12 деревянных домов усадебного типа с зоной развития, привлекательной с точки зрения рекреационно-туристической деятельности.
Комплекс производств ландшафтной экономики: животноводство, агроландшафтное земледелие, ландшафтный туризм, устойчивое лесопользование, сбор и переработка недревесных лесных ресурсов, в т.ч. лекарственных трав и другое, деревянное домостроение, народные промыслы и т.п. О туристической деревне-дубле ландшафтного модуля и обслуживающей туристско-рекреационной инфраструктуре, включая гостиницу и кафе, вообще следовало бы промолчать, поскольку они – только вторая очередь проекта. Справиться бы с первой.
Давайте пока воздержимся от скептических замечаний, хотя вопросов по поводу реальности озвученных перспектив много. Несмотря на внешнюю экзотику, появление в Верховье всего вышеперечисленного не кажется вовсе уж утопией. Особенно если сбудутся надежды на включение в программу развития и получение федерального финансирования. Согласитесь, есть примеры, когда инвестиции творили чудеса. Подождём – увидим.
Владимир БАСОВ.