Выездное "сельпо"

20.11.2013

Выездное "сельпо"

Клиентура в глубинке

Верховажское райпо, пусть и потесненное в некоторых местах конкурентами, по-прежнему имеет самую обширную торговую сеть в районе и остается в числе лидеров по товарообороту. В общей сложности сеть насчитывает 24 магазина. Причем, только семь из них в райцентре и ближайших окрестностях. Большинство расположены в сельской глубинке, где для населения магазин прочно ассоциируется с «сельпо», а слово маркет по понятным причинам не в ходу.
В общем, райповские торговые филиалы есть во всех сельских поселениях района, кроме Морозовского, где бразды правления в этой сфере крепко взял в свои руки местный бизнес. То есть кооператоры по давней традиции снабжают товарами население самых отдаленных деревень и деревенек, как «Лесторг» - жителей лесных поселков. Эти два предприятия остаются крупнейшими игроками на верховажском рынке торговых услуг. Правда, у каждого своя, сложившаяся за многие годы клиентура, и, по большому счету, прямыми конкурентами друг другу они являются чисто номинально. Но разговор сегодня не об этом.

И охранная сигнализация...

Если уж оптимизации, а, вернее, сокращению, подвергается система школ и детсадов, то этой участи не могла избежать и торговля. По разным причинам уменьшилось количество магазинов на низовках и в райповской сети. Конкуренция?
- В первую очередь, не это, – считает председатель правления райпо Валентина Шарыгина, – хотя, конечно, конкуренция подхлестывает нас, заставляет искать новые подходы в работе с покупателями, пополнять и совершенствовать материальную базу. Ежегодно проводим ремонт торговых предприятий, благоустройство. Нынче удалось выполнить вполне приличный ремонт магазина в Осташеве, на очереди другие. Все это я держу в голове.
Без сомнения, главной причиной сокращения торговой сети являются исключительно высокие требования роспотребнадзора и других контролирующих организаций к состоянию магазинов. Мало того, что в зданиях должны быть системы водоснабжения и канализации. Их следует еще оборудовать пожарной и охранной сигнализациями, а для внутренней отделки торговых залов использовать специальные негорючие материалы. Все это «влетает в копеечку». Очень трудно, а порой и невозможно, особенно в сельской местности, выполнить все эти условия. А если еще товарооборот у магазина ниже низкого, то, получается, что он обречен.

Полмиллиона на продавца

У специалистов есть примерные расчетные нормы выполнения плана продаж. Просто идеально, если магазин ежемесячно дает товарооборот по полумиллиону рублей на каждого продавца. В таком случае конкретное торговое предприятие имеет гарантированную прибыль и хорошие перспективы для дальнейшего развития. Выражающиеся в своевременном ремонте здания, обеспечении новым современным оборудованием и в постоянном наличии широкого ассортимента товара. Был бы спрос – предложение не заставит себя ждать.
Чем этот показатель хуже – тем ближе угроза пресловутой оптимизации. В среднем планка райповских «сельпо», по признанию председателя, сейчас находится на уровне 200-300 тысяч рублей в месяц на продавца. Результат не блестящий, но и не безнадежный. Позволяющий строить скромные планы на будущее. Хотя и с оглядкой на очередной грядущий рост цен на электричество, бензин и прочее. Или на новый подвох со стороны роспотребнадзора, не упускающего случая «покошмарить» бизнес.

На деревню с товаром

Так сложилось, что добрая половина райповских магазинов несет дополнительную нагрузку в виде развозной торговли. В определенные дни недели автолавки предприятия уходят в рейс по 13 маршрутам. Как правило, в деревни, стоящие на отшибе от основных дорог.
Пожалуй, больше всего маленьких населенных пунктов находится на обслуживании терменгских продавцов. В зависимости от времени года они приезжают с товарами в Каличье, Клыково, Коптяевскую, Лымзино, Мотовилово, Пахомовскую, Писунинскую, Стиховскую. Верховскую автолавку через день ждут в Киселеве, Кудринской, Основинской, Родионовской. Кулойскую по понедельникам, средам и пятницам – в Бревновской, Дуравинской, Титовской. Осташевскую дважды в неделю – в Анисимовской, Харитоновской, Сакулинской. Несут свою «вахту» по развозной торговле и продавцы райповских магазинов Коленьги, Ореховской, Олюшина, Большого Ефимова, Чушевиц, Паюса, Липок, Плоскова.

Дорога на Кочевар

А вот рекордсменом по дальности рейса с полным правом можно считать райцентровский магазин «Чайка». Он снабжает товаром население деревень Великодворская и Папинская, отстоящих от Верховажья более чем на 40 километров.
- Дважды в неделю, по вторникам и пятницам, мы с продавцами по очереди ездим с автолавкой торговать в Кочевар, – рассказывает завмаг «Чайки» Яна Бределева. – В первую очередь, конечно, везем продукты, товары повседневной необходимости, а вместе с ними и то, что требуется покупателям. Вплоть до гвоздей, краски и электролампочек. И даже лекарства. Попросят люди, покупаем нужные им вещи и в других магазинах. Наши клиенты в любой момент могут позвонить и заказать привезти что-то еще. График выдерживаем строго, если случаются какие-то изменения, обязательно извещаем администрацию поселения. Какие проблемы? Очень плохая дорога до Великодворской. В минувший вторник больше полутора часов добирались до места только в одну сторону. То есть на поездку с товаром приходится тратить практически весь рабочий день.

А покупателей все меньше…

Непроезжая дорога – почти единственная причина срыва доставки продуктов. Как это было прошлой зимой в том же Кочеваре. Разве что еще автомашина неожиданно сломается. В целом свои обязательства торговое предприятие выполняет четко. Правда, это не всегда просто.
- Хоть камни с неба, но мы обязаны доставить товар покупателям, – говорит Валентина Анатольевна. – В дождь, снег, в бездорожье. Технику, конечно, жалко, запчастей не напасешься. И еще одна проблема, которая в перспективе способна серьезно осложнить нам жизнь. Уже сейчас в некоторых деревнях, куда мы ездим с развозной торговлей, покупателей раз-два и обчелся. А есть такие, куда люди приезжают жить только на лето. Да и народ в большинстве своем далеко не зажиточный. Порой не раскупают и то, что привозим, даже хлеб иногда не разбирают, везем обратно. Вот и получается, что рейсы автолавок для нас убыточные. И чем дальше, тем больше. Мы пытались добиться возмещения предприятию хотя бы транспортных расходов на поездки «на 11-й километр», но ничего не получилось. Хотим попробовать добиться снижения транспортного налога, но и на это надежды мало. Даже боюсь загадывать, что будет, если количество жителей, а, значит, и потенциальных покупателей, в отдаленных деревнях продолжит снижаться. И не знаю, как выполнить просьбы глав сельских администраций по увеличению охвата населения развозной торговлей. 

Страницу подготовил Владимир Басов.

Поделиться
Комментарии (0)
Свежий номер