Новый бюджетный "расклад"

14.01.2015

Год ушедший

Прежде же ситуация потребовала внесения ряда корректив в решение о бюджете на 2014 год. Изменения связаны с увеличением объема безвозмездных поступлений в части средств на реализацию программ по капитальным вложениям, выполнение указов президента по повышению заработной платы отдельным категориям работников за счет средств областного и федерального бюджетов. Это касается как доходов, так и расходов. Объем собственных доходных источников не изменился.
Общий объем доходов определен в сумме 498,4 миллиона рублей. При этом собственные налоговые и неналоговые доходы – лишь 109,7 миллиона. «Львиная» доля – безвозмездные поступления в виде субсидий, субвенций, дотаций и др. На их долю приходится 388,7 миллиона. То есть, район по-прежнему остается высокодотационным. Увеличение доходной части бюджета за счет безвозмездных поступлений составило около 18 миллионов рублей.
Больше всего, без малого на 13 миллионов, вырос объем субсидий за счет повышения ассигнований на капитальные вложения. В первую очередь, на водоснабжение и на мероприятия по обустройству объектами социальной и инженерной инфраструктуры. На 4,7 миллиона увеличился объем субвенций, которые были направлены на социальную защиту населения, повышение оплаты труда работников дошкольных учреждений, обеспечение общеобразовательного процесса и др.
 


«Программа» трехлетия
 

А теперь кратко о тенденциях, прослеживающихся при формировании бюджета на ближайшие три года. Основные задачи бюджетной политики нашего района – дальнейшее укрепление доходной базы консолидированного бюджета и сокращение задолженности по налогам. Второй блок вопросов – сбалансированность бюджета 2015-2017 годов, что является необходимым требованием министерства финансов. Как отметила главный финансист района Светлана Кашинцева, заметно повышается ответственность главных распорядителей за эффективность бюджетных расходов. За использование каждого рубля будут спрашивать строго. Кстати, 2015 год завершает этап формирования бюджета в программном формате. Впрочем, наш местный бюджет в основном формировался по этому принципу и в 2014-м. Плюс обязательный учет «дорожных карт» по майским указам президента. Параметры рассчитаны исходя из прогноза социально-экономического развития района.
Динамика показывает, что бюджет нестабилен. Что вполне закономерно. Нестабильность связана с большой зависимостью района от безвозмездных перечислений из бюджетов других уровней. В 2014 году доля межбюджетных трансфертов достигала 78 процентов. Как предполагается, в перспективе она должна несколько снизиться.
Но и тут все неоднозначно. В 2015 году планируется увеличение дотаций. Вызвано это принятием 136-го федерального закона. Документ предусматривает появление на уровне района новых расходных полномочий, что потребует дополнительных безвозмездных перечислений. На райбюджет ложится и содержание учреждений образования. Учтены в нормативах расходных потребностей также те полномочия, которые были раньше на уровне поселений. Это капитальный ремонт жилого фонда, мероприятия по чрезвычайным ситуациям, аварийно-спасательная служба. Поэтому и увеличена сумма дотаций. То же касается субвенций.
Сложнее с субсидиями. В 2015 году ожидается получение из областного бюджета на условиях софинансирования денег дорожного фонда и средств на продолжение ремонта лагеря «Дружба». В рамках программы энергосбережения и газификации – финансирование строительства газопровода в Верховском сельском поселении. Еще одна программа, «Устойчивое развитие сельских территорий», предполагает инвестиции в мероприятия по улучшению жилищных условий граждан. А также будут вкладывать деньги в инфраструктуру – продолжат работы по газификации и водоснабжению Верховажья.
 


Политика  «затягивания поясов»

Судя по бюджетным параметрам, исключительно сложными будут 2016 и 2017 годы. Правительство области останавливает реализацию целого ряда проектов и финансирование строительства объектов предположительно на один-два года. По разделу «межбюджетные трансферты» прослеживается резкое снижение поступлений из бюджетов сельских поселений. 
И тут неожиданный для несведущего человека поворот. Несмотря на кризисные явления и политику «затягивания поясов», налицо положительная динамика снижения зависимости от вышестоящего бюджета. Приведу несколько цифр. В 2014 году доля собственных поступлений в бюджет составляла 22 процента. В нынешнем году по прогнозу вологодских экспертов она должна вырасти до 31 процента, а к 2017 году – до 36,6.
Почему? Все дело в изменениях в федеральном и областном законодательствах. Прежде всего, это вступление в действие небезызвестного 136-го федерального закона, разграничивающего полномочия бюджетов двух уровней. Согласно ему большинство полномочий, а вместе с ними и доходных источников из поселений уйдет «под крыло» района.
 


Страсти по НДФЛ

Возникла ситуация, в корне меняющая уже в наступившем году «соотношение сил» в местном самоуправлении. В конце ноября-начале декабря были внесены поправки в Бюджетный кодекс. Причем такие, что первоначальный вариант бюджета пришлось кардинально перерабатывать с целью адаптации к изменившимся условиям. В частности, «реформированию» подверглись нормативы отчислений от НДФЛ, что, как известно, является основным источником налогов для нашего района. Не хочу излишне загружать читателей цифрами. Суть поправок в том, что процент отчислений от налога на доход физических лиц в районный бюджет резко возрос в ущерб сельским поселениям. По подсчетам, бюджеты на местах теряют серьезные суммы. Проще говоря, 98 процентов налога будет перечисляться в районный бюджет, в поселенческие – всего 2 процента.
С 1 января 2015 года произошли изменения и в нормативах отчисления сельхозналога: если в 2014 году было 50 на 50 процентов, то теперь 70 процентов достается району, и лишь 30 остается в поселениях. Все 100 процентов платежей за аренду земли будут сейчас перечисляться в бюджет района (раньше – половина на половину).
Какие бы разграничения полномочий ни происходили, НДФЛ – по-прежнему главный районный налог. Муниципалитету дорого обходятся недоимки и «зарплата в конверте». Что подразумевает усиление борьбы с теневыми выплатами жалования верховажанам. На это нацеливает районы и губернатор области.

В кризисные времена при всем желании невозможно добиться стабильности бюджета. Это заметно, когда анализируешь годовые показатели ближайшей трехлетки. Но как он был социально ориентированным, таковым остался. Декларируется, что в 2015 году доля расходов на социальную сферу сохранится на уровне 74,6 процента, а в 2016 и 2017 годах будет пусть и немного, но расти.
При планировании бюджетных ассигнований из собственных бюджетных источников на повышение оплаты труда заложено единственное — выполнение указов президента по увеличению зарплаты работникам дополнительного образования. Здесь наш район пока в конце списка.
Несколько возрастают средства на общегосударственные расходы, а проще говоря, на содержание аппарата управления. Но не на повышение зарплаты чиновникам, а благодаря планирующемуся открытию летом в Верховажье многофункционального центра, который будет оказывать госуслуги. Эти полномочия с начала года уже легли на район, а, значит, возросла и доходная часть.
Любопытно посмотреть разделы «национальная экономика» и «ЖКХ». В 2015 году содержание внутрипоселенческих дорог еще входит в полномочия поселений, но уже в 2016-2017 годах это становится «головной болью» районного бюджета. На районный же уровень передается и содержание жилья.
 


Дотационные поселения
 

Такого краткого обзора достаточно, чтобы понять, насколько резко упали доходы бюджетов сельских поселений. Даже Верховажское поселение, где до этого доходы превышали расходы, при новом «раскладе» становится дотационным. Особенно заметно снизился норматив расходов на аппарат управления. Не пострадало лишь одно Чушевицкое муниципальное образование: по новым нормативам расходов на аппарат управления для него сделали повышающий коэффициент, своего рода «бонус» за своевременное объединение с В-Терменьгой. Остальные – в большом минусе. Главам предстоит либо пересматривать фонд оплаты труда, либо сокращать работников. Даже притом, что область обещает закрыть нормативные расходы на 95 процентов.
Теперь уже окончательно ясно, что запущенный процесс укрупнения сельских территорий становится необратимым. Местной власти прямо дают понять, что больше не намерены оплачивать расходы, признанные неэффективными. В подобной ситуации обеспокоенность выступившей на Представительном собрании главы Шелотского сельского поселения Светланы Корниенко прозвучала гласом вопиющего в пустыне. При всем понимании последствий сокращения местных бюджетов районными депутатами.
Александр Мызин, Людмила Горюнова, Владимир Полежаев предложили поселениям активней участвовать в государственных программах, что поможет решить ряд проблем. Трудность в том, что все они действуют на условиях софинансирования. То есть поселению нужно будет изыскать определенную сумму из собственных средств. Если не получится в одиночку, выход – кооперироваться с коллегами из соседних администраций. И, видимо, одним из самых злободневных вопросов на ближайшие годы останется неизбежное укрупнение территорий.
Владимир БАСОВ
 

Поделиться
Комментарии (0)
Свежий номер