Противодействие коррупции

22.12.2017

Противодействие коррупции всегда было и остается приоритетной задачей для органов прокуратуры.

Сотрудники прокуратуры ориентированы не только на проведение проверок исполнения законов о государственной и муниципальной службе, но и на выявление коррупционных проявлений, а также порождающих их причин и условий.

Еще при Иване III в Судебнике 1497 года впервые в Русском государстве ввели запрет брать посулы (взятки). С развитием государства формировались и органы власти, среди которых особое место занимали органы центрального управления – приказы.

Приказы были завалены нерешенными судебными делами, их прохождение двигалось очень медленно, они «волочились», откуда и произошла знаменитое выражение «волокита». Борис Годунов (1598-1605) старался уничтожить взяточничество с помощью штрафов, публичных сечек, тюрьмы.

Распространение взяточничества и казнокрадства подрывало доверие к власти, принципам государственного управления, вызывало серьезные социальные волнения.

Практически до петровских времен чиновники на Руси жили благодаря «кормлению», то есть оклада как такового у них не было, зато они получали подношения от заинтересованных в их деятельности лиц. Зарплата была в то время только у московских чиновников, но и им «кормление от дел» не воспрещалось.

При Петре I все «слуги государевы» стали получать фиксированную ежемесячную плату, а взятки (подношения) в любой форме начали считаться преступлением. Его политику продолжила Екатерина II. Еще в начале своего правления столкнувшись с чиновничьим самоуправством, она была возмущена: «Сердце Наше содрогнулось,- писала Екатерина в своем указе, - когда Мы услышали, что какой-то регистратор Яков Ренберг, приводя ныне к присяге Нам в верности бедных людей, брал и за это с каждого себе деньги, кто присягал. Этого Ренберга Мы и повелели сослать на вечное житие в Сибирь на каторгу и поступили так только из милосердия, поскольку он за такое ужасное преступление по справедливости должен быть лишен жизни».

Во времена дворцовых переворотов, когда было уже не до чиновников, им отменили жалование и вновь легализовали «кормления от дел». В 19 веке коррупция превратилась в механизм государственного управления. Однако в 1881 году Александр III учредил комитет для выработки проекта Уголовного Уложения, принято специальное решение, запрещавшее совмещение государственных должностей с должностями в акционерных обществах и банках. Однако чиновники нашли выход и стали «проталкивать» в эти организации своих родственников.

Существенные изменения произошли при Советской власти. Так, в 1922 году вышел закон, по которому за взятку полагался расстрел. В последующем жесткие карательные меры по борьбе с коррупцией вошли в постоянную практику советского государства, что повлияло на уменьшение коррупции.

Действующий в настоящее время закон определяет коррупцию как злоупотребление служебным положением, дачу взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица (ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008№ 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).

Одним из наиболее распространенных коррупционных преступлений является взяточничество. Остановимся на нем более подробно. Итак, что же такое взятка?

Законодатель определяет взятку как принимаемые должностным лицом материальные ценности (предметы или деньги) или какая-либо имущественная выгода или услуги за действие (или наоборот бездействие), в интересах взяткодателя, которое это лицо могло или должно было совершить в силу своего служебного положения.

ВЗЯТКОЙ МОГУТ БЫТЬ:

ПРЕДМЕТЫ - деньги, в том числе валюта, банковские чеки и ценные бумаги, изделия из драгоценных металлов и камней, автомашины, и другие товары, квартиры, загородные дома, земельные участки и другая недвижимость.

УСЛУГИ И ВЫГОДЫ - лечение, ремонтные и строительные работы, санаторные и туристические путевки, поездки за границу, оплата развлечений и других расходов безвозмездно или по заниженной стоимости.

ЗАВУАЛИРОВАННАЯ ФОРМА ВЗЯТКИ - банковская ссуда в долг или под видом погашения несуществующего долга, оплата товаров, купленных по заниженной цене, покупка товаров по завышенной цене, заключение фиктивных трудовых договоров с выплатой зарплаты взяточнику, его родственникам, друзьям, получение льготного кредита, завышение гонораров за лекции, статьи, и книги, «случайный» выигрыш в казино, прощение долга, уменьшение арендной платы, увеличение процентных ставок по кредиту и т.д.

За получение (дачу) взятки к уголовной ответственности могут быть привлечены Взяткодатель, Взяткополучатель, а также Посредник (при получении (даче) взятки). Действия должностного лица также квалифицируются как получение взятки, если имущественные выгоды в виде денег, иных ценностей, оказания материальных услуг предоставлены родным и близким должностного лица с его согласия, и при этом он использовал свои служебные полномочия в пользу взяткодателя.

В 2016 году правоохранительными органами района выявлено 2 преступления коррупционной направленности - «дача взятки», возбуждены уголовные дела, которые расследованы и направлены в суд, два лица признаны виновными и осуждены.

Однако проявления коррупции не всегда несут только уголовно-правовой характер. В ряде случаев имеющиеся нарушения создают предпосылки, «лазейки» для возможного нарушения закона в дальнейшем.

Так, в 1 полугодии 2017 г. сотрудниками прокуратуры района ввявлено 9 нарушений федерального законодательства о противодействии коррупции, в том числе 4 незаконных правовых акта, которые опротестованы прокурором района. По результатам рассмотрения протестов данные акты приведены в соответствие с требованиями законодательства.

Значительная работа ведется по проверке подготавливаемых проектов нормативных правовых актов, т.е. по профилактике принятия незаконных НПА. Только в 1 полугодии 2017 г. сотрудниками прокуратуры изучено 157 проектов нормативных правовых актов на наличие в них коррупциогенных факторов. Из их числа выявлено 7 проектов, которые после прокурорского вмешательства приведены в соответствие с законом.

Также прокурором внесено 4 представления об устранении нарушений закона, которые рассмотрены и удовлетворены, по удовлетворенным представлениям 4 должностных лица привлечено к дисциплинарной ответственности.

Прокурор района старший советник юстиции В. Фомин

Поделиться

Комментарии (0)

архив новостей

Реклама