"Воскресение" иконы
Профессия — реставратор. Что может быть почетней, чем давать произведениям искусства вторую жизнь. Недавно газета написала о реставрационной площадке Антона Мальцева в деревне Матвеевской. И вот буквально на днях корреспондент «ВВ» встретился с еще одним дипломированным специалистом в этом экзотическом для большинства верховажан роде деятельности.
Проживая постоянно в Гамбурге, Людмила Ивановна успевает активно участвовать в культурной жизни района. Ее работы выставлялись на выставках художников, приуроченных в Алексеевской ярмарке. Вносит она свою лепту и в восстановление Ильинской церкви в Сидоро-Слободе. В прошлом году передала одну из своих работ, картину «Воскресенье», в постоянную экспозицию в районную администрацию. Сосем недавно художница отреставрировала Ахтырскую икону Божией Матери.
- Эту икону в храм принесли наши прихожане, - рассказывает матушка Нина Ефимовская. - Была она в плачевном состоянии. Причем пострадала явно не только от времени и недолжных условий хранения. Лицо самой Богоматери оказалось обезображенным — кто-то неизвестный то ли выколол, то ли выцарапал глаза. Плюс другие повреждения. Я даже не надеялась, что реставратору удастся восстановить лик. Спасибо ей за это.
Иконография восходит к образцам итало-греческого искусства. На иконе изображена скорбящая Богоматерь со сложенными на груди в молении руками. Слева от нее — Иисус Христос, распятый на Голгофском кресте. При этом высота фигуры Христа значительно меньше высоты фигуры Богоматери. То есть, в иконе применена не характерная для византийской иконографии прямая, а не обратная перспектива. По мнению матушки Нины, икона, скорее всего, «домашняя» и выполнена не мастером, писавшим иконы для храмов. Хотя это не умаляет ее художественной, исторической и культовой ценности. Наверняка этот лик, как говорят, «намоленный».
- Я по профессии не иконограф, но могу предположить, что икона достаточно старинная, - высказывает свое мнение искусствовед Александр Марголин. - Как минимум XVIII, или, что вероятней, XVII века. Более того, осмелюсь утверждать, что она старообрядческая. Но точно пусть определяют специалисты соответствующего профиля. Главное, что икона восстановлена и возвращена к жизни.
Тонкость и ответственность процедуры реставрации трудно переоценить. Художница с помощью казеинового клея, левкаса и темперы закрепила изображение, остановила разрушение, скорее всего уже через небольшое время ставшее бы необратимым. Для долговечности ее еще нужно покрыть специальным лаком. Дальнейшую судьбу иконы решат священнослужители Успенского собора.
Людмила Елесина — художник-монументалист, закончила в свое время знаменитую «Репинку» — институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Репина Академии художеств. А если конкретней — мастерскую монументальной живописи народного художника СССР, академика, профессора А.А. Мыльникова.
Впрочем, профессиональная карьера художницы началась еще раньше. В 12 лет девочка из небольшой деревеньки Вытегорского района Вологодчины поступила в специальную художественную школу-интернат имени Б.Иогансона в Ленинграде. Там она получила первое поощрение своего таланта — диплом второй степени Всесоюзного конкурса. Ее учителя — Герман Самарин, Лариса Кириллова и другие. Люся получала консультации у известного художника, мэтра советской художественной школы В.М.Орешникова.
Художница много ездила по стране. Копирование фресок Дионисия в Ферапонтове, а также фресок Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря и храма Успения Богоматери в Мелетове повлияло на колорит последующих работ. Из целой серии персональных выставок выставка в Румянцевском особняке Государственного музея истории города Санкт-Петербурга собрала наибольшее число работ — 130 картин маслом, акварелью, темперой.
Елесина много работает по заказам: к этому можно причислить сотрудничество с музеем этнографии, музеем военной медицины, муниципалитетом Тарту и др. Налажены постоянные и активные контакты с художественными галереями России, Европы и США. Дополнили сферу ее профессионального общения роспись по фарфору, книжные иллюстрации для немецких изданий, посвященных истории городов, музеев, замков.
Произведения мастера хранятся в частных собраниях в Германии, Франции, Израиле, Италии, Китае, Японии, России, США и других странах. Они представлены в фондах Академии художеств, Выставочного центра Союза художников России, в коллекции современного искусства Центрального выставочного зала «Манеж», Благотворительного фонда Мариинского театра…Можно перечислять и перечислять. Заинтересовавшиеся могут найти подробную информацию в Интернете.
Владимир БАСОВ. Фото автора и Л. Елесиной