• Главная
  • Мнение
  • Название есть, а площади нет. Размышления о реконструкции центра Верховажья

Название есть, а площади нет. Размышления о реконструкции центра Верховажья

19.07.2019

Успенский собор и "площадь" возле него

Споры о реконструкции центра Верховажья и судьбе берез не утихают. Наш внештатный автор Николай Плотников тоже размышляет на эту тему. Он касается истории верховажского собора и площади вокруг нее, показывает, что бывает, когда близко к церкви растут деревья и высказывает свое мнение, как нужно обустроить площадь, чтобы вернуть ей исторический вид.

 

Деревянная церковь стояла восточнее

Неотъемлемое отличие любого города – наличие площади, обычно не одной. Верховажье в старину было центром Верховажской четверти, а с 1741 до 1777 года здесь действовало Верховажское духовное правление (в период с 1741 до 1763 года оно заведовало приходами Верховажской и Кокшеньгской четвертей и Устьянских волостей, с 1763 по 1777 год – приходами Верховажской четверти). Эти обстоятельства и привели к появлению Указа Императрицы Елизаветы Петровны и определения преосвященного Варсонофия, архиепископа Архангелогородского и Холмогорского о присвоении Успенской церкви статуса собора в 1753 году.

Площадь в древние времена и до 1741 года, скорее всего, занимала большее пространство. Такой вывод можно сделать из этой части рукописи Александра Шайтанова: «…они боялись, кажется, коснуться не только имени церквей погоревших, но и самого места, где они стояли, и решились построить церковь новую и по имени и по месту, и действительно построили они в том же 1741 году по грамоте Варсонофия, архиепископа Архангелогородского и Холмогорского церковь уже не Ильинскую, как прежде, но во имя святителя Николая Мирликийского чудотворца и не на месте церквей погоревших, но на месте новом – прямо на запад от сгоревшей Успенской церкви». 

Руководствуясь этими данными, можно предположить, что деревянная Успенская церковь стояла где-то на пространстве между бывшими магазинами «Продмаг» и «Штиль», а правее была еще церковь. Здесь было древнее церковное место. Расположение улиц Тотемской и Варламьевской, видимо, подтверждает это предположение. Скорее всего, здесь были дома церковнослужителей, купцов и чиновников, и перепланировки улиц не было. Расположение часовни Варлаама Важского подтверждает это. И улица Тотемская подходит к Ваге в том месте, где сухие возвышенные берега ближе расположены друг к другу (что и повлияло на появление Верховажья именно в этом месте). Действительно, нынешняя Соборная площадь смотрится какой-то не очень большой. Мы можем представить себе размеры Сенной площади, что когда-то была рядом со зданием начальной школы. Или сравнить с размерами площади в Вельске. И нам нужно убирать деревья, чтобы это место соответствовало своему названию. 

Собор, сквер и дома вокруг на скриншоте с Яндекс-карт. Сверху видно, что территория, которую мы сейчас называем площадью, просто улица. А на посадской площади растут березы. 

 

Почему нет «слободского чуда»?

«Морозовское чудо» – так восторженные гости говорят о церкви Покрова. Такое же «чудо» могло быть и в Сидоро-Слободе. Или же на весь район было бы только одно «чудо» (то есть Ильинская церковь в Сидоро-Слободе). И такой вариант был возможен. Церковь в Морозове обдувается всеми ветрами, и ничто этому помешать не может, даже стоящая все-таки рядом елка-уродец с неизвестным количеством вершин. А вот что было бы здесь, если бы в тридцатых годах морозовские школьники посадили вокруг церкви двадцать берез (два урока труда для этого бы хватило)? К восьмидесятым годам березы закрыли бы церковь от людских взоров. А к настоящему времени всё здесь выглядело бы так же, как в Сидоро-Слободе. Росписи в Ильинской церкви не были сбиты или закрашены, и они бы хорошо сохранились, если бы совсем рядом со стенами не было высоких деревьев. Колокольня не была разрушена и её крыша могла бы сохраниться в лучшем виде, но не так давно она совсем провалилась. И всё это из-за чрезмерной влажности, которая разрушает дерево, железо, кирпич, камень.

Морозовская церковь стоит на открытом месте, в том числе и поэтому хорошо сохранилась 

А вот Ильинская в Сидоро-Слободе окружена деревьями. За  последние пять лет без должного ухода она лишилась купола и обоих шпилей

 

Желаемый вид площади

Стоит ли старшему поколению руководствоваться ностальгией по былому? Лучшее – это не то, что сзади, а что впереди. А там –  уже не внуки (они есть), а правнуки, праправнуки и так далее. Нужно, чтобы они любовались не дуплистыми березами с обломанными ветром вершинами. Поэтому начинать необходимо сейчас. Деревья должны быть не выше 4-6 метров. Чем выше дерево, тем менее густой должна быть крона.  Предпочтение следует отдавать местным породам. К примеру, если подобрать прямые одиночные закомелистые саженцы рябины, то из них можно будет вырастить деревца с диаметров ствола до 20 сантиметров. Если вовремя обрезать появляющиеся внизу ствола волчковые побеги и прикорневую поросль. Хорошо будет смотреться калина, которая у нас еще мало используется. Нежелателен можжевельник, так как он является промежуточным хозяином для вредителей, поселяющихся затем на лиственных породах. К месту будут клёны. И совсем небольшое количество туй. При посадках избегать симметричности и прямолинейности. Умными людьми это давно отвергнуто. Если деревья все же где-то приходится сажать в ряд, то можно абсолютно произвольно менять расстояния между ними и так же произвольно, без системы, вставлять деревья других пород.

В первую же очередь нужно восстановить ограду около собора (с северной и восточной сторон). Старая ограда стояла на фундаменте и его остатки должны быть в земле, по ним можно определить её расположение. Снятие так называемого «культурного слоя» (до булыжной мостовой) желательно на всей площади, так как это улучшит сток воды как от собора, так и здания сельской администрации и соседних зданий. И трубы ливневой канализации можно будет уложить с большим уклоном.

В плане безопасности дорожного движения требуется ограждение двух участков площади, которые оказываются в створе улицы Октябрьской и створе улицы Варламьевской (Свободы). Здесь нужны не уже известные нам ограждения из труб (эти ограждения от пешеходов, а от машин они не защищают). Подойдут фундаментные блоки, которые по такому случаю можно принарядить. При необходимости их можно убирать и переставлять подъемным краном. Потребуется ограждение из труб напротив здания сельской администрации, которое соединит бетонные ограждения. Возможно, в других местах ограждения и не нужны, чтобы облегчить работу снегоуборочной техники. 

Даже опытные проектировщики, приложив огромные усилия, не смогут так расставить всё по нужным местам, чтобы это было удобно на многие годы. Когда-то захочется что-то переставить или что-то добавить, а что-то может оказаться ненужным. Так бывает. Скамейки, цветники в больших бетонных формах и всё другое должно быть переносное, переставное и переустанавливаемое. Нужно стремиться к тому, чтобы непереносными были только деревья, кусты и соборная ограда. И нужно не забыть про место для народных гуляний, вождения хороводов в ярмарочные дни. В селе нет другого подходящего места, ровного и без уклона, способного вместить много народа. На проектируемом к освоению участку площади между собором и сельской администрацией не будет удобного для этого места ввиду уклона местности и булыжной мостовой. Место для хороводов будет только там, где они и сейчас бывают. И здесь должен быть только асфальт и ничто другое (наподобие брусчатки или плитки). 

Нужно приводить село в порядок. Архитекторы, проектировавшие старинные особняки, не предполагали, что их будет не видно из-за деревьев и что их стены раз в сто лет будут красить печной побелкой.

Николай ПЛОТНИКОВ. Фото из архива «ВВ»

"Верховажский вестник" №52 за 12 июля 2019 года

Поделиться
Комментарии (0)
Свежий номер