- Главная
- Наши современники
- Исследователь прошлого. Как становятся краеведами и о неизвестных фактах верховажской истории
Исследователь прошлого. Как становятся краеведами и о неизвестных фактах верховажской истории
Виктор Петрович Пивоваров – знаковая фигура в истории района. Благодарю за подобное, как нельзя лучше отражающее действительность, емкое определение Виктора Гончаренко. Собственно, этот человек и сам является собирателем и хранителем, бесценным источником самой разнообразной информации о прошлом родного края. А для редакции, вообще, настоящей палочкой-выручалочкой. По первой просьбе газетчиков ветеран музейного дела способен извлечь из своей феноменальной памяти, как из компьютера, практически любые исторические факты, связанные с Верховажским посадом. Настоящий кладезь сведений из глубины веков. На днях корреспондент «ВВ» побывал в гостях у героя этого интервью. Юбилей – лишь один из поводов для встречи.
Хобби стало профессией
– Виктор Петрович, от имени всего коллектива редакции районной газеты поздравляю Вас с юбилейным днем рождения, желаю здоровья, успехов в краеведческих исследованиях, и – надеюсь на дальнейшее сотрудничество.
– Спасибо, всегда раз помочь, обращайтесь, если появится такая необходимость, без всяких церемоний, чем могу – помогу.
– Значительную часть своей жизни Вы посвятили работе в Верховажском музее…
– Более 20 лет.
– Как вообще становятся музейщиками?
– Скажу честно, с детства меня интересовала история Верховажского посада, всего нашего района. Наверное, увлечению краеведением способствовали и родители-учителя. А своеобразным побудительным толчком, мотивом для этого, как мне кажется, послужили уроки Тимофея Васильевича Ажгибкова, который в пятом классе две четверти вел у нас русский язык, много и интересно рассказывал о нашем родном крае. Большое впечатление на меня произвела также книга Анатолия Федоровича Лебедева по истории Верховажской средней школы. Кстати, она сейчас хранится в школьном музее. Так вот, Анатолий Федорович в 1966-1967 годах открыл первый в районе музей при ВСШ, где была собрана масса экспонатов и который стал основой для последующего создания районного музея. Я поначалу занимался краеведением на любительском уровне, а потом хобби переросло в профессию.
В 80-х годах прошлого века я работал в Верховажском райвоенкомате, где в числе других обязанностей занимался розыском участников Великой Отечественной войны или их родственников, которым по тем или иным причинам не вручили фронтовые награды. То есть вел поисковую работу, а это очень интересное, пусть и кропотливое дело. Мы общими усилиями разыскали 20 человек. Помню, как в 1985 году вместе с военкомом выезжали в Липки вручать орден Красной Звезды одному из ветеранов по фамилии Тетерин.
Архивные находки
– При вашей профессии просто необходима отличная память, способная хранить массу информации: цифр, дат, имен, исторических фактов. Как я каждый раз убеждаюсь за многие годы нашего сотрудничества, она вас не подводит, даже в достаточно солидном возрасте.
– Да вроде на память не жалуюсь. Наверное, сказывается постоянная тренировка, но главное – я очень люблю свое дело, в нем, без преувеличения, смысл всей моей жизни. И, если хотите, ощущение нужности людям. А это, знаете ли, мотивирует держать себя в форме. Стараюсь помочь каждому, кто обращается ко мне за какими-либо историческими сведениями.
– Вы при своих исследованиях много и плодотворно работали в архивах. Какую личную историческую находку считаете самой важной, самой весомой?
– На этот вопрос однозначно не ответить. В истории все важно, приходится собирать информацию по крупицам, поэтому радуешься любой находке, любому найденному ранее неизвестному факту. Помню, с каким увлечением работал в архивах Вельского музея, где в конце концов отыскал «Ревизские сказки» (документы, отражающие результаты ревизий верховажского податного населения) за 1836, 1850 и 1859 годы. Там, к примеру, рассказывалось о посещении нашего края в июне 1859 года (160 лет назад) императором Александром Вторым. Для тех, кто заинтересуется: подробности тех событий изложены в буклете Н.Б. Кузнецовой «Александр Второй и Верховажский край».
Аномальная зона?
– Не забыли, как мы вместе с вами рассказывали на страницах «Верховажского вестника» о происходивших на территории района необычных, не всегда объяснимых с материалистической точки зрения, явлениях?
– Конечно, помню. В 2002 году в район с исследовательскими целями приезжала целая экспедиция во главе с геофизиком профессором Виктором Бруновым и известным вологодским журналистом и писателем Анатолием Ехаловым. В частности они побывали в Чушевицах, где разговаривали с местными жителями о загадочных «красных шарах», которые наблюдались в небе.
Не могу не вспомнить о любопытном историческом факте, который тоже напрямую связан с Чушевицами. В 1944 году в районе Новой Деревни совершили вынужденную посадку пять боевых самолетов. Поневоле задумаешься о какой-то аномальной зоне, когда лётные приборы отказывают сразу у нескольких истребителей. Кстати, около города Кадников раньше существовал секретный военный аэродром. Сравнительно недавно в том месте установили монумент – самолет, видимый для проезжающих по трассе М-8.
История деревни Задорино
– Расскажите о наиболее интересных ваших последних исследованиях.
– Я собирал сведения по родной для меня деревне Задорино. При выходе на пенсию коллеги подарили мне «Паспорт деревни Задорино. История и современность Верховажья», изданный в единственном экземпляре и составленный на основании найденных данных. Любопытная деталь. На Задорине до 1939 года стояла часовня Успения Божией Матери в деревянном исполнении, которая строилась в период с 1854 по 1859 годы и была освящена в 1859-м в местный престольный праздник – Успеньев день. Красивые виды открывались на это изящное культовое сооружение из деревень Сальниково, Останино, Верхнее и Нижнее Анисимово, Рогачиха, Тюшково, Большой Двор, Липихино, Павлово, Лукинская, из Верховажского посада. Служба в часовне велась до 20-х годов прошлого века. Окончательно разобрали ее перед Великой Отечественной войной, в 1940-м. По углам часовни росли четыре могучие лиственницы. По легенде, в 1840 году в посад Верховажье из далекого забайкальского города Нерчинска на свою малую родину приезжал Иван Александрович Юренский. Он привез сюда маленькие сибирские лиственницы, которые и были посажены у Задоринской часовни и в садах у посадских купеческих домов.
«Чайный король»
– Минуточку, Виктор Петрович, лично для меня это новое имя в истории Верховажья. Нельзя ли поподробней?
– Как я уже упоминал, И.А. Юренский приезжал в посад в 1840 году вместе со своей тетей по фамилии Рудакова. Цель – продажа родительского дома в деревне Кузнечиха. А останавливались гости в доме купца 1-й гильдии, верховажского «чайного короля» Александра Федоровича Рудакова. Как известно, он тогда вел торговлю даже с Китаем. Такими вот успешными людьми были наши предки-земляки.
– А где именно в Верховажье были посажены сибирские сосны и лиственницы?
– Возле купеческих домов по улицам Петухова и Свободы, часть из них сохранилась до сих пор. Более того, есть основания полагать, что именно привезенные из Нерчинска деревца могли послужить посадочным материалом для нашей местной достопримечательности – Пестеревской рощи. Но это пока лишь гипотеза, имеющая право на существование. Не исключаю, что со временем могут появиться и документальные доказательства. Архивы до сих пор хранят множество секретов и ждут своего исследователя.
Мастерство верховажан и трагические судьбы
– А можете назвать еще какие-то интересные факты из истории района, неизвестные широкой общественности?
– Сколько угодно. Один из колоколов, висящих на звоннице церкви Покрова Пресвятой Богородицы на Козлене в Вологде имеет верховажское происхождение. На нем выбита и соответствующая надпись: «Сей колокол отлит был в посаде Верховажье (д. Кошево) мастером Дмитрием Даниловым в 1900 году». Чугунные плиты в Софийском соборе областного центра были отлиты на Терменгском чугунно-литейном заводе.
А какую же яркую и насыщенную событиями жизнь прожил протоиерей, этнограф Александр Михайлович Шайтанов (1811 – 1879 гг.). В 1834 году после окончания с аттестатом первого разряда духовной академии был рукоположен в сан священника Успенского собора в посаде Верховажье. Был законоучителем, надзирателем местного училища. В 1853 году – избран в члены-сотрудники императорского русского географического общества и несколько раз через вице-президентов получал благодарности за доставку в общество этнографических, статистических и метеорологических сведений. В отделении русского языка и словесности Академии наук хранится шайтановский «Реестр словам и пословицам, схваченным около Посада Верховажье Вологодской губернии с пояснением их значения». Умер Александр Михайлович в 1879 году, похоронен на приходском кладбище у Благовещенской церкви. Как еще могут помнить старожилы села, на могиле Шайтанова был установлен гранитный куб розового цвета размером метр на метр. «Ревизские сказки» за 1850 год рассказывают о дочерях протоиерея Александре и Клавдии, которые жили вместе со своим отцом в деревянном доме. Существует также копия рисунка Э.Д. Поповой с портретом Шайтанова.
Сохранились и документы, свидетельствующие о трагической судьбе еще двух священников – служителей церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Чушевицах Александра Ильича Спасского и Василия Владимировича Смирнова. Оба священнослужителя были арестованы в один день, 31 августа 1937 года, и впоследствии расстреляны по приговору тройки НКВД. Кстати, у Спасского осталась большая семья, но его родственники не захотели ворошить прошлое.
– Спасибо, Виктор Петрович, за такую познавательную беседу. До новых встреч.
Владимир БАСОВ. Фото Ольги Гулиной
Верховажский вестник № 58 за 2 августа 2019 года