- Главная
- Наша история
- Война в истории одной семьи
Война в истории одной семьи
К нам в редакцию в конце апреля попал материал, бережно собранный детьми участников Великой Отечественной войны – супругов Родиных Петра Васильевича и Пелагеи Ивановны, для семейного архива, для будущих потомков. Он оказался настолько интересным, что мы попросили разрешения у родственников опубликовать его в нашей газете. Дочь ветеранов войны Нонна Петровна Матвеева живет в Верховажье с 1976 года. Она приехала в наше село сразу после окончания Молочной академии, много лет работала в управлении сельского хозяйства зоотехником, затем в Сельхозхимии. Здесь встретила свою судьбу, создала семью и больше не уезжала, хотя родом из Новгородской (ранее – Горьковской) области. Воспоминания родителей о трагических годах периода Отечественной воны 1941-1945 годов Нонна Петровна собирали и записывали вместе со старшей сестрой Галиной. Сегодня мы публикуем первую часть материала, посвященную их маме – Пелагее Ивановне.
Всё дальше уходят в прошлое годы Великой Отечественной войны, но память о том драматическом и героическом периоде нашей Родины, о подвигах наших предков не угаснет в наших сердцах никогда!
Хочу вкратце изложить какой боевой путь прошли наши родители: Родин Пётр Васильевич 1923 года рождения и Родина (Аржакова) Пелагея Ивановна 1924 г. р. Оба они уроженцы с.Алферьева Сеченовского района Горьковской области.
В первые дни войны
Мама закончила 9 классов, когда её призвали на фронт. Бабушка, конечно, очень переживала и сильно расстраивалась, получив такое известие. Старший её сын Михаил был призван на фронт 27 июня 1941 года Муромским РВК Горьковской области, то есть в самые первые дни войны. Связь с ним прекратилась через месяц, с августа 1941 года от него не было никаких вестей. Бабушка наша, Аржакова Анна Григорьевна,29 января 1942 года делала запрос в военкомат, подавала в розыск, но никаких известий о нём и через военкомат установить не удалось. В конце 1943 года пришло извещение, что Аржаков Михаил Иванович 1915 года рождения пропал без вести.
В 2009 году через поисковый отряд мне удалось установить, что мой дядя Аржаков Михаил Иванович сразу же после призыва был направлен в 497 гаубично-артиллерийский полк 137 стрелковой дивизии, сформированной в г.Муроме Владимирской области. Фронтовая жизнь полка длилась всего 4 месяца и 7 дней. За этот короткий срок ценой своих жизней артиллеристы с честью выполнили свой воинский долг. В конце сентября 1941 года полк был окружён. Пробиваясь из окружения, наши войска понесли огромные потери. Моему дяде из окружения выйти не удалось; он погиб при наступлении войсковых частей Брянского фронта под Могилёвом. Воинам 497 гаубично-артиллерийского полка в Муроме установлен памятник! Вечная им Слава!
Средний бабушкин сын Андрей был призван на фронт тоже в начале войны. Он был танкистом и участвовал в боях на подступах к Москве. Гитлер намеревался нанести нашим войскам сокрушительный удар и взять Москву до наступления зимы. Но Государственный комитет обороны бросил все силы на организацию защиты столицы, и план гитлеровцев был сорван. Дядя Андрей в составе одной из 16 танковых бригад участвовал в ожесточённых боях на Московском направлении. В одном из таких боёв его танк был подбит. Еле выбравшись из горящего танка, он получил множественные осколочные ранения, особенно левой части лица и левого глаза, после повреждения которого у него образовалось бельмо и зрение на левый глаз он потерял полностью. После чего был демобилизован и возвратился домой инвалидом 3-й группы. В то время ему было 22 года.
У старшей дочери Александры муж тоже погиб в самом начале войны. У неё родился сын в апреле 1942 года, уже после его гибели. Поэтому, когда и среднюю дочь в 18 лет призвали в армию, бабушка очень плакала и расстраивалась о её дальнейшей судьбе. Старший сын пропал без вести, средний сын вернулся с войны инвалидом, зять погиб в первые дни войны. Страх за дочь сковывал её сердце.
За рулем «полуторки»
А мама, наоборот, приняла это известие с гордостью, думала, что и её вклад в общую победу над врагом нужен в данный момент. На войну взяли и её одноклассницу Ковалёву Марию. Они попали на Карело-Финский фронт. Шли ожесточённые бои за каждый город и населённый пункт, где проходила их часть. Они освобождали от фашистских захватчиков Псковскую, Новгородскую и Ленинградскую области; такие города как Луга, Боровичи, Великие Луки, Малая и Большая Вишера. Под г. Лугой они попали в окружение. Сутки они просидели в болоте, почти по шею погрузившись в холодную вязкую жижу. Немцы бегали вокруг болота с овчарками, но в само болото ступить не рискнули. И только под покровом ночи оставшиеся в живых бойцы, в том числе и мама со своей подругой, кое-как выбрались из болота; просто чудом остались живы. Никакого продовольствия на тот момент у них не было. Раненую лошадь пристрелили и варили потом на кострах. Хранить мясо было негде, поэтому в туше появились черви. Но куда деваться, голод брал своё. Мясо всё равно варили и ели, а плавающих сверху червей выбрасывали из котла.
После того как их часть вышла из окружения трое девушек: наша мама, Мария Ковалёва и Любовь Юрьева были прикреплены к военно– полевой кухне. Приходилось рано подниматься и готовить еду. Однажды, чтобы заварить хороший чай, мама с Любой Юрьевой пошли в глубь леса, чтобы собрать немного ягод. Было лето, стояла хорошая погода. Пособирав ягоды, они прилегли на мох и не заметили, как заснули. Проснулись через какое-то время от того, что по ним прополз уж. Они встрепенулись, думали, что змея. А через пару минут послышались гортанные голоса немцев. Встревоженный уж в этот раз спас их от смерти.
Пелагея Аржакова в 1943 году, на Карело-Финском фронте
На фронте в самом начале её фронтовой жизни мама была шофёром; подвозила на «полуторке» продовольствие и боеприпасы. Мужчины были нужны на передовой. Сразу после призыва на фронт её с Марией Ковалёвой направили на курсы шофёров. Машина была несложная, и они справились с этой задачей хорошо. Но однажды мама, развозя грузы, попала под бомбёжку. Была сильно контужена и по состоянию здоровья переведена на военно-полевую кухню, подальше от передовой. Через какое-то время головные боли стали не так беспокоить и её перевели в батальон связи. И она там прослужила до конца войны. Во время бомбёжек на линиях связи часто случался обрыв, и со срочными донесениями в подразделения посылали связных. Выполняя такие задания, ей часто приходилось в любую погоду, и зимой, и летом, ползти по-пластунски пережидая обстрелы и бомбёжки. Поэтому она иногда простывала и даже не раз болела воспалением лёгких.
Спасибо, пани
Много тяжёлых испытаний выпало на долю нашего народа в военные годы. Наступило лето 1944 года. Положение на фронтах складывалось не в пользу фашистской Германии. Разгром её являлся лишь вопросом времени. Войска 1-го Украинского фронта начали Львовско-Сандомирскую операцию. Для проведения этой операции фронт был значительно усилен, и 27 июля 1944 года Львов был освобождён от фашистов. Сохранилась военная фотография, где мама изображена в военной форме, а на обороте надпись: «В годы войны г. Львов 20 лет. Помни и храни».
Пелагея Аржакова в 1944 году. На обороте этой фотографии надпись: «В годы войны, г. Львов, 20 лет. Помни и храни».
После этого войска 1-го Украинского фронта получили задание разгромить противника в Польше. В январе 1945 года наши войска перешли границу Польши и начали освобождать польские города. Наше командование, видя толпы голодных беженцев, отдало распоряжение кормить людей в военно-полевых кухнях. Мама вспоминала, как к ним с кастрюльками и мисками бежали грязные, оборванные и голодные женщины, старики и дети и просили еды, за что кланялись и благодарили «Спасибо, пани»; подбегали, пытаясь поцеловать руки.
Наши в Берлине
После освобождения Польши 1-й Украинский и 1-й Белорусский фронты получили задание перенести боевые действия на территорию фашистской Германии. Ставка выделила фронтам значительные силы. В наших войсках царило необычайное воодушевление; 19 января 1945 года 1-й Украинский фронт вступил на территорию Германии. Наступил май 1945 года, наши войска уже были в Берлине. Одиночные бои кое-где ещё продолжались, но их становилось всё меньше и меньше. Город был пуст. Население, опасаясь возмездия со стороны советских войск, бежало из города, захватив самое необходимое.
Разведчики прочесали весь квартал, и бойцы маминой роты разместились в пустовавших домах. Девчата, в том числе и мама с Любой Юрьевой, расположились в большом красивом, двухэтажном доме. Вещи были не тронуты, всё было на своих местах. Казалось, что дом был пуст, никаких признаков жизни в доме не было. Девушки побежали осматривать 2-й этаж, на котором размещались спальни и гардероб. В шкафах висели красивые платья, костюмы, и пеньюары и много других красивых вещей. Они тут же начали всё примерять возле зеркала.
Чувствуя себя в полной безопасности, они дурачились и веселились, бегая в этих красивых платьях по комнатам. Казалось, что ничего не предвещает никакой опасности. И тут случилось неожиданное. В большом зеркале, которое стояло напротив лестницы, соединяющей первый и второй этаж, Люба увидела старика, стоящего с ружьём, который целился в одну из них. Люба рванула маму к себе, и они упали на пол. В эту минуту прогремел выстрел. Зеркало разлетелось вдребезги. Какие-то доли минуты спасли их от смерти. Но Бог не допустил такой несправедливости. Девчата имели при себе оружие, и кто-то из них убил этого недобитого фашиста.
Об этом случае они тут же доложили командиру. Все подвалы, погреба, чердаки и прочие хозяйственные постройки были тщательно осмотрены. Потом к каждому дому, где были размещены наши солдаты, выставили патрулей. И в город девушкам разрешалось ходить только группами, и только в сопровождении мужчин.
Девять похоронок
Так наконец-то закончился боевой путь нашей мамы. За непосредственное участие в боевых действиях во время Великой Отечественной войны она награждена орденом Отечественной войны 2-й степени, медалью «За победу над Германией» и другими юбилейными медалями. После войны она вернулась в своё село, вышла замуж тоже за фронтовика Родина Петра Васильевича (нашего отца). Они сыграли комсомольскую свадьбу и прожили в браке 45 лет. Но здоровье мамы на войне было всё-таки подорвано, и в 68 лет она умерла. Сколько горя и страданий принесла эта война, развязанная гитлеровской Германией. Реки слёз были пролиты нашими людьми во время этой кровопролитной бойни. Помню на нашей улице жила Мария Васильевна Королёва. Во время войны она осталась с годовалым ребёнком на руках. Остальные восемь детей и муж ушли на фронт и не вернулись; она получила 9 похоронок. Ну вот разве можно забыть это. Как пережила эта женщина известия о гибели всех своих детей и мужа– даже представить невозможно. Это была самая тяжёлая и жестокая из всех войн, когда-либо пережитых нашей страной. Об этом никогда не надо забывать, и уж тем более пренебрегать уроками минувшей войны. К сожалению, на Западе всеми силами пытаются фальсифицировать всю историю Великой Отечественной войны, изобразить события тех дней в ином свете. Принизить роль нашего народа в борьбе над фашистской Германией. Этого допустить ни в коем случае нельзя.
Вот поэтому так и важны воспоминания ветеранов, а также их детей и внуков о тех людях, которые выиграли ту кровопролитную войну.
Галина Родина
«Верховажский вестник» №33 за 8 мая 2024 года
Продолжение читайте по ссылке.