Деньги для Рогны. За два года удастся серьезно улучшить качественные характеристики проезжей части автодороги в лесной поселок
В минувшую пятилетку тема ремонта автодороги Верховажье – Рогна не сходила со страниц «ВВ». Но особенно много внимания этому направлению движения транспорта уделялось в последние два года. И не только по причине активизации местных энтузиастов, таких как Валерий Веселков и Анатолий Соломатов, обращавшихся в районные и областные инстанции для того, чтобы добиться финансирования там строительных работ. И сумевших найти для этого основательные доводы. Собственно, затем необходимость срочного вмешательства ремонтников была подтверждена освидетельствованием дороги специалистами профильного департамента.
Исчерпанный «запас прочности»
По-другому и быть не могло. К 2020-му автодорога окончательно и бесповоротно исчерпала «запас прочности», который был создан много лет назад. Тогда, опять же по настоянию общественности, область профинансировала капитальный ремонт нескольких наиболее проблемных участков рогновской грунтовки. Было это еще при губернаторе Вячеславе Позгалеве. Как вспоминает житель Кулойского лесопункта Валерий Веселков, благодаря выделению из областного бюджета нескольких миллионов рублей была выполнена тотальная подсыпка ПГС проезжей, точнее, малопроезжей части проселка на протяжении многих километров. На что потребовалась не одна сотня рейсов груженых строительным материалом КамАЗов-многотонников.
Но с тех пор много воды утекло. Природные катаклизмы и, не в последнюю очередь, большегрузный транспорт вновь превратили автодорогу если и не в руины, то очень близко к тому. Практически «полосой препятствий», особенно для легковых машин, стал 18-километровый участок от реки Сивчуга до лесного поселка. Сколько нелестных эпитетов, а часто и непечатных выражений было высказано водителями в адрес всех и вся, трудно даже подсчитать. По образному отзыву одного из очевидцев: «Это надо испытать на себе лично, чтобы не осталось никаких сомнений. Первую половину пути из Верховажья до поселка Рогна едешь полчаса, вторую – полтора часа. Сплошное мученье, помноженное на мозоли на заднем месте».
Хроническое недофинансирование
Это, конечно, эмоции, но даже если абстрагироваться от них, то ситуация и в самом деле сложилась крайне сложная. Бездорожье представляло явную угрозу нормальной жизни населения поселка. Хотя бы с точки зрения доставки жизненно необходимых для людей грузов. По официальному признанию властей, рогновская автодорога к 2020 году попала в число тех «горемык», где из-за хронической нехватки денежных средств оказались нарушены все возможные межремонтные сроки и мелким локальным ремонтом положения было уже не спасти.
Выход напрашивался единственный – капитальная реконструкция дорожного полотна на многокилометровом участке. Причем выполнение только одной подсыпки проезжей части – что мертвому припарка. В акте выполненного отраслевыми специалистами обследования говорилось еще и об актуальности прочистки, а фактически обустройстве заново водоотводных канав, поскольку дорога за рекой Сивчуга проходит в основном по болотистой и вне зависимости от сезона переувлажненной местности. Первые же дожди способны свести все старания насмарку.
Отговорки надоели
Само собой подобный размах работ предусматривал и масштабное финансирование. Поневоле встал вопрос: а есть ли практический смысл из-за сотни жителей Рогны вкладывать в заведомо безнадежное дело многие миллионы рублей?
– Отговорки по поводу того, что, мол, денег нет, уже всем надоели, – считает Анатолий Соломатов. – Я много ездил по району и могу сказать, что такой плохой дороги, как в Рогну, больше нигде нет. Нужно изыскивать средства, нужно ставить вопрос на всех уровнях, нужно искать компромиссные варианты решения проблемы вместе с предпринимателями, которые заготовляют лес в рогновской стороне. Понимаю, что в районе масса нерешенных проблем, но все же хочется снова проехать на свою малую родину более-менее комфортно за 40 минут, как раньше, а не за два часа, как сейчас. Обещаю, что я буду стучаться во все двери, чтобы добиться этой цели.
Понятно, что в районном бюджете нужной суммы при всем желании не найти, не хватило бы и всего годового дорожного фонда, даже если бы было принято решение направить все деньги на решение рогновской проблемы. Помогла область, которая вошла в положение жителей Рогны и дала «добро» на реализацию проекта, а для них единственный путь из Верховажья в лесной поселок без преувеличения является «дорогой жизни». Ведь альтернативы ему нет, разве что на вертолете.
В два этапа
Первый этап реализации проекта реконструкции рогновской автодороги начался в прошлом году. Как и намечалось, было выполнено оканавливание и отсыпка проезжей части на определенных освидетельствованием участках. В нынешнем сезоне Верховажский РДРСУ продолжил ремонт на очередных отрезках дороги.
С целью познакомиться с ходом восстановительных работ в Рогну приезжали глава района Александр Дубов и руководитель администрации Вениамин Бределев.
На начало октября была завершена намеченная очистка водопропускных канав с захоронением придорожной растительности в заданных объемах. Дело исключительно трудоемкое и затратное по времени, но необходимое с учетом заболоченности здешних мест. Работу экскаваторщиков серьезно осложняли, так сказать, сопутствующие условия.
Своими ковшами землеройным машинам приходилось выворачивать из полосы отвода массу древесных конструкций – остатков когда-то уложенных в основание дороги стлани и лежневки. Поневоле подумалось, сколько же средств, труда и древесины было вложено тогда леспромхозом в то, чтобы поддерживать проселок в проезжем состоянии. Впрочем, не только древесины. На отдельных участках полотно для на-
дежности выстлано еще и дорожными плитами, которые сейчас мешают новой отсыпке проезжей части.
Погрузка стройматериала на автомашины
Плечо вывозки
Кстати, об отсыпке. Дорожники в качестве материала на этом объекте используют песок и гравий в смеси со щебнем. Для надежности и устойчивости к воздействию климатических условий и весовой нагрузки от проходящего транспорта. Еще одна трудность – внушительное плечо вывозки ЩПГС. Расстояние от песчаных конусов, где сосредоточены запасы стройматериала, и до места выгрузки составляет от 25 до 30 километров в одну сторону. То есть даже с учетом удлиненного рабочего дня один большегруз просто не в состоянии выполнить больше пяти-шести рейсов.
– Нужно до начала дождей, пока позволяет погода, форсировать вывозку ЩПГС на ремонтируемую автодорогу Верховажье – Рогна, – пояснил корреспонденту «ВВ» руководитель администрации района Вениамин Бределев. – Собственные возможности нашего Верховажского доручастка ограничены. А это значит, крайне важно привлечь к работе дополнительный автотранспорт со стороны, задействовать его где только возможно. Насколько мне известно, в некоторых наших предприятиях большегрузная техника сейчас простаивает.
Согласен с Вениамином Александровичем Валерий Веселков. По его мнению, уже в этом сезоне необходимо отсыпать все проблемные участки вплоть до самого лесного поселка.
И еще. Даже несмотря на значительный объем запланированных на текущий сезон работ, все проблемы автодороги на 100 процентов это не решит. Власти рассчитывают на получение финансирования еще и третьего этапа капитального ремонта в 2022 году, чтобы поставить, наконец, в этом вопросе окончательную точку. И не возвращаться к нему больше по крайней мере в ближайшие лет пять.
Владимир БАСОВ. Фото автора
«Верховажский вестник» №76 за 13 октября 2021 года