Кукла. Рассказ Ольги Рогозиной

18.01.2020

Это было давно. Лет сто тому назад в маленькой деревне, среди первозданной и дикой природы, стояла она на холме. Кругом дремучие леса и бескрайние поля и луга.

Жили там люди разных сословий. Особенно выделялись дома помещиков. Это были добротные, сложенные из спелого леса жилища, украшенные красивыми резными ажурными наличниками на окнах и затейливыми коньками над крышей. Дома были большие и состояли из множества комнат и горниц, конюшня и скотный двор были расположены либо под общей крышей либо рядом, а за домом, как правило, огромный огород и прочие угодья. В хозяйстве помещика было много коров, овец и лошадей. Для работы нанимались люди из крестьян. Неподалеку находились крестьянские дома.

Как только забрезжил рассвет, только первые лучи блеснули из за горизонта, начиналось движение в деревне. Наперебой кричали петухи, будто сообщали о начале нового дня. Много приходилось крестьянам работать и на себя, и на помещика. Люди хлопочут по хозяйству. Надо корову кормилицу подоить, в пастбище отправить, овец выпустить и спешить работать на хозяйском дворе или в поле, либо на сенокосе.

Мария, статная красавица, ни свет ни заря проснулась и занялась хозяйственными делами. На печи заворочалась пожилая женщина по имени Евгенья, она кряхтя спустилась по приступкам. Подойдя к иконам она трижды перекрестилась, шепча какую-то молитву. Затопила печь и поставила чугун картошки вариться. Тем временем пришла из хлева Мария, принося ведро парного молока. Женщины быстро позавтракали горячей картошкой с молоком, а остальное взяли с собой на сенокос. Мария была замужем, но мужа видела редко, потому как он работал в лесу, на вырубках. Заготовляли лес, вывозили на лошадях к берегу реки, складывали в большие кучи параллельно течению, а затем сплавляли по реке.

Мать, глядя как Мария округлилась последнее время, вздохнула. Уже широкий сарафан не скрывал выпирающий животик, по всему понятно, что скоро будет пополнение в семье.

У крестьян всегда много работы, а уж летом и особенно. Когда зацветает на болотах багула, начинается заготовка сена. Если устанавливается погода, ветер и солнце подсушивают траву, люди используют каждую минуту, чтоб заготовить побольше кормов к зиме. На луга, где не скошена трава, идут вечером, чтобы ночью, ближе к утру начать косить. С первым лучом света раздается над лугами мелодичное:»Вжиг, вжиг, вжиг, вжиг …» Звук, с каким острое лезвие косы проходит сквозь густую стену луговых трав, раздаваясь в тишине еще не проснувшихся просторов. «Вжиг, вжиг…» Одна коса вторит другой, создавая мелодичный ансамбль. Это мужики и бабы идут один за другим на некотором расстоянии и ритмично шаг за шагом скашивают траву. «Коси, коса, пока роса, роса долой, и мы домой», - так говорили в народе. Следом за косарями идут и разбивают валки, так чтоб трава лучше подсыхала.

Еще туман расстилается по просторам, ложится влажным покрывалом на луга. Птицы вспорхнули в небо, чтоб наслаждаться в вышине своими трелями. Солнце пробивается сквозь туман, рассеивая свои лучи. В нежно-голубом небе заливается жаворонок.

Женщины с граблями и вилами отправились на дальние покосы. Евгенья и Мария взгромоздились на телегу, дорога предстояла нелегкая. Устроились поудобнее. Заскрипели колеса, зафыркали лошади. «Ну-у-у!» - крикнул старик Федот своей лошади, и несколько повозок с людьми тронулись вперед.

Стояли благоприятные дни для сенокосной страды. Сенокос считался одной из приятных работ: тёплые ночи, купание после утомительного зноя, благоуханный воздух лугов - все вместе имеет что-то обаятельное и приятно действует на душу. Для девок сенокос это как гульбище, на котором они, дружно работая граблями и сопровождая работу общей песней, рисуются перед женихами.

После обеда старики и бабы пошли отдыхать в тенёчке. Молодёжь после жаркого зноя решила искупаться в реке, которая несла свои воды неподалеку. Весело смеясь, девушки, скинув платочки, побежали по тропинке к прохладной воде. Распустив волосы и скинув одежду, голышом, красавицы бросались в темную гладь. По другую сторону кустов купались парни, соревнуясь, кто достанет дно руками. Молодежь резвилась, а тем временем Мария почувствовала резкую боль в животе. Раздался стон и переполошил всех, кто был рядом. Старухи забегали, засуетились. Кто воду несет, кто тряпицы готовит для родов. Все поняли, что наступил ответственный момент.

Бабка Клавдия славилась в деревне как целительница. Было в ней что-то колдовское. Ходили к ней за помощью со всей округи. Лечила она всякими травами, заговорами, молитвами и люди верили, что поможет Клавдия и шли к ней. Она никому не отказывала, лечила, как могла.

Молодежь и старики ушли загребать и стожить сено. Работу надо сделать. Медлить нельзя, если пойдут дожди, сено пропадет.

Долго еще суетились бабки возле роженицы. Мария кричала, металась от боли, рвала на себе волосы. Евгенья с иконкой ходила вокруг стога, где все происходило, молила бога, чтоб дал сил дочери благополучно родить, а малышу появиться на свет. Бабка Клавдия и еще несколько человек помогали страдалице.

И вдруг, о чудо! Долгожданный крик младенца раздался в воздухе. Родилась девочка! Женщины радовались, поздравляли Марию с дочкой.

Мария так обессилела, что у нее едва хватило сил, чтоб улыбнуться.

Хорошая новость облетела вокруг и все радовались, и хотелось побыстрей закончить и везти мать и дитя домой. Вечерело, когда работа была завершена, и все тронулись в обратную дорогу. Малышка спала рядом с матерью. Мария бережно обнимала дочь, но силы покидали её.

Она дала имя дочке Аленушка. Недолго суждено им было быть вместе. Через день Мария покинула этот мир. Муж Николай не мог поверить в смерть жены. Он плакал на могиле и спрашивал у бога, зачем он лишил его счастья и как теперь жить? Ведь это несправедливо, забрать его любимую, когда у них появилась долгожданная дочурка.

«Видно, так богу было угодно», - сказала быстро постаревшая и поседевшая мать. – «Надо жить дальше, растить нашу малышку», - очень печально произнесла она.

Шло время. В делах и заботе пролетали день за днем. Любящий отец приезжал домой из леса и не мог налюбоваться на голубоглазую свою доченьку. Он смастерил ей игрушки из дерева. Любил её больше жизни.

Аленка быстро подрастала. Ей исполнился год, как в дом ворвалась новая беда! Несчастный случай произошёл в лесу. Когда рубили дерево, подул сильный ветер, и при падении его отнесло в сторону. Николай не успел убежать. Мощное дерево свалилось прямо на него. Шансов спастись не было.

Нелегко было Евгенье пережить еще одно горе. Но ради маленькой своей внучки надо жить. Надо выполнить свое обещание перед дочерью поставить на ноги малышку, оно придавало силы. Трудно было, приходилось работать с раннего утра и до вечера. Аленку пришлось оставлять на попечение двух соседских девчонок Нюрки и Зинки. Одной восемь лет, другой десять. Детворы в деревне много. Когда взрослые на работе, старшие присматривали за младшими и отвечали, если что случится. Наказывали поркой, поэтому старались выполнять поручения взрослых.

На окраине деревни рос огромный и очень старый тополь. Ветки у него толстые и раскидистые. На нижней ветке подвешивали верёвку, таким образом делая качели. Качаться - это одно из любимых занятий детей. А когда надевали на верёвку длинную доску, можно было сесть сразу нескольким человекам. Высоко взлетали качели. У детворы дух захватывало, когда летели к небу и с визгом мчались вниз, и опять высоко вверх, и стремительно вниз, только ветер свистит в ушах!

Кто из ребят посмелее, залезали на дерево. С высоты далеко видать! Особенно красиво выглядел храм и церковь на старом кладбище. Нюрка и Зинка тоже забирались высоко, чтоб видеть все. Аленка еще не могла последовать за ними, поэтому слушала то, что рассказывают подружки. Они много болтали о том, что знают и что видели, когда ходили с родителями в Божий Дом.

Купола у храма золотые переливаются на солнце, освещая все вокруг. Два купола больших и четыре маленьких создают такой красивый ансамбль. Главный шпиль уходит далеко в небо. На первом плане башня, колоссальная по своей высоте. А колокольный звон разносился далеко во все стороны. Звуки маленьких и больших колоколов мелодично перекликались между собой. Это зрелище просто завораживало своей красотой.

Долго ещё девчонки рассказывали Аленке и про то, какой красивый и огромный этот собор и про то, кого они видели в нём. Девчушке с белыми кудряшками уже было пять лет, и ей было очень интересно узнавать что-то новое.

Всё шло своим чередом. Бабушка трудилась с утра до вечера, а Алёнка по дому управляла: пол подметёт, посуду помоет, летом за ягодами с подружками ходят. На огороде она тоже незаменимый помощник. Бабушка даст ей задание прополоть и внучка слушается, сделает. А вечером придет бабушка и скажет: «Какая ж ты у меня большая, внученька моя!» А когда лягут спать, Аленка обязательно попросит рассказать ей о маме.

Когда внучке исполнилось шесть лет, Евгенья решила взять её на богослужение в храм. Это очень обрадовало Аленку. Она заранее стала собираться. Нашла своё самое любимое платье, перешитое бабушкой из маминого сарафана. Туфельки, которые очень берегла бабушка и не разрешала девочке надевать, только для редких случаев. Вот такой случай как раз и наступил.

Бабушка надела нарядное платье и платок, взяла внучку за руку, и они пошли по узкой тропинке на посад. Алёнка радостная бежала впереди, прыгая то на одной, то на другой ноге, то цветочек сорвет, то песенку запоёт, у неё было прекрасное настроение, ведь она идет в храм. Вот и первые дома. Еще издалека можно увидеть Дом Божий. Его позолоченные купола пламенеют, символизируя огонь, под лучами яркого солнца. От этих ярких отблесков, маленькое верующее сердечко затрепетало. Какое-то волнение пошло по всему телу, Аленка вцепилась в бабушкину руку. Она увидела, сколько людей по всем улицам движутся в сторону храма. На церковной площади стоят кареты, запряжённые лошадьми. На колокольне вовсю звонили колокола.

Казалось звонари вот-вот раскачают вместе с колоколами и высокую колокольню. Но уши привыкали к этому медному звону. В воскресенье был праздник. Об этом громко и весело, на весь мир гудели и болтали колокола. И когда ударил большой колокол, Аленка зажала уши. Ей показалось, что вся земля задрожала от звона. Звон колоколов заполнял все пространство между небом и землёй. Церковь была белая и очень высокая, шпиль у неё впивался в небо. Алёнка, задрала вверх голову.

Солнце уже спряталось за тучу и пошёл мелкий дождь. «Бабушка, смотри!» - крикнула девочка, показывая пальцем в небо. – «Эта длинная палка небо продырявила и водичка с неба полилась». Бабушка улыбнулась, понимая, какое впечатление создаётся у ребёнка, увидевшего такие огромные масштабы этого сооружения.

Когда зашли внутрь храма, окунулись в божественную атмосферу. Голос священника раздавался по всему храму, он очень мелодично исполнял литургию, как только он утихал, его подхватывали голоса певчих, их голоса переплетались в едином звуке и плыли ввысь, отражаясь от стен. Это великолепное песнопение заполнило все существо этого маленького человека, каждую клеточку её сознания. Аленка во все глаза рассматривала вокруг. Она увидела на стенах и потолке, который куполом уходил очень высоко, изображения святых, очень много позолоты, большое количество разного размера икон, все они в золотой оправе, такой красоты и великолепия девчонка, за свою жизнь никогда не видела. Она стояла, как заворожённая, не смея шевельнуться. Но потом Алёнушка увидела, что люди вокруг неё все молятся. Рядом стоит красивая барышня в прозрачном белом платочке, с другой стороны бедная старушка что-то бормочет и крестится. Очень много разных людей. Здесь и бедные, и богатые. «Значит, для Бога мы все равны?» - подумала Алёнушка. Она увидела свою бабушку, та стояла перед иконой и что-то всё время приговаривала, кланялась и целовала её. Алёнка тоже несколько раз перекрестилась, и стали выходить на улицу.

Когда шли домой, бабушка зашла в лавку для того, чтоб купить крупы и муки, а Алёнушка захотела подождать на улице. Девчонка походила взад-вперёд и вдруг увидела в окне соседнего магазинчика красивую куклу. Она подошла поближе и стала рассматривать. «Какая красивая!» - невольно вырвалось у Алёнки. С таким восхищением она смотрела на эту красавицу. Кукла действительно была хороша. Фарфоровая, с красивым личиком, в кружевном платьице, туфельках и шляпке.

Девочка никогда не видела таких восхитительных кукол. Она не могла отвести глаз от витрины. Ей очень хотелось иметь эту необыкновенную игрушку. По дороге к дому внучка очень робко спросила бабушку, не могла бы она купить эту куклу. Но бабушка только вздохнула и пояснила, что нет таких денег, ведь это очень дорогая вещь. Опечалилась Аленушка. Целый день она вспоминала эту куклу, думала о ней, мечтала о ней.

Вечером, когда легли спать, Алёнка забралась к бабушке в кровать, прижалась к ней и спрашивает:

- Бабушка, когда ты целовала иконы, ты с ними о чем разговаривала?

- Я благодарила Бога за то, что ты есть у меня.

- Но он же забрал у меня маму, зачем же ты его благодарила?

- Ей было очень тяжело, она мучилась и он забрал её к себе в Царство Небесное. Там ей хорошо и спокойно. Она с небес смотрит на нас и радуется, что у нас всё хорошо.

- А что ты просила у бога?

- Я просила, чтобы он дал тебе здоровья и ума для того, чтоб вырасти и найти свой путь в жизни. А мне чтоб дал силы и здоровья воспитать тебя, поставить на ноги.

Девочка выслушала речи бабушки молча. Уже и бабушка уснула, а Алёнка лежала и представляла это Царство небесное. Она увидела много женщин, все в белом, такие прозрачные. Они водят хоровод и поют. А кругом так красиво: много цветов, бабочки порхают, звери разные ходят и не едят друг друга.

Вдруг от хоровода отделилась одна женщина и стала подходить к Алёнке. Девочке стало страшно, она вздрогнула и проснулась. «Когда я пойду в храм, я попрошу у Господа, чтоб он вернул мне мою маму», - подумала малышка и уснула.

Алёнка очень ждала того дня, когда снова они с бабушкой пойдут в это прекрасное светлое здание с колоколами наверху, где она обратится к Богу, чтоб он вернул ей самое дорогое, чего ей не хватает, её маму.

И вот прошла неделя, и снова с бабушкой идёт Алёнушка по той же тропинке, дальше всё как всегда, но только девчонка сегодня молчит и о чем-то серьёзно думает.

Зашли в храм. Девочка очень волновалась. Она подошла к большой красивой иконе с изображением Бога. Не по-детски серьёзно она смотрела ему прямо в глаза. Перекрестившись, она прошептала Господу: »Боженька, миленький, пожалуйста, верни мне мою маму. Я её очень жду». Она говорила очень тихо, чтоб никто не слышал. В глазах стояли слёзы.

Как только вышли на площадь, малышка спросила: «Бабушка, а когда Бог исполнит мою просьбу?» Бабушка, конечно же, догадалась, о чём идёт речь, но она не хотела переубеждать и расстраивать наивное дитя. «Лучше я потом расскажу о том, что мать никогда не вернётся». И ответила: «Надо долго ждать, может, даже всю жизнь». Голубые глаза раскрылись широко, посмотрели на старушку и наполнились слезами: «Нет, я не хочу так долго ждать! Я хочу сейчас!» Девчонка разрыдалась и не могла успокоиться, пока не дошли до лавки.

Алёнка вырвала свою руку из бабушкиной и побежала к окну. Поскорей увидеть любимую куклу. С каким восторгом она смотрела на эту барышню своими как озеро влажными голубыми глазами. На длинных ресничках застыли слезинки. Алёнка, не отрываясь, смотрела на эту прекрасную даму и наконец улыбнулась. Малышке показалось, что эта красавица ожила, смотрит на маленькую бедную девочку и улыбается ей своими добрыми глазами, а красивое лицо стало таким милым и ласковым. Алёнке очень хотелось рассказать этой доброй фее о том, что её мама скоро вернётся с небес и она обязательно их познакомит. «Моя мама красивая и добрая, как ты. И может быть, она купит мне тебя и мы всегда будем вместе».

Возвращаясь домой, Алёнка торопилась. Скорей к своей мечте! Она бежала впереди, а бабушка плелась сзади. Подбегая к дому, малышка увидела, что палка так и стоит, подпирая дверь, значит, домой никто не приходил. Весь день внучка ждала чуда. Вздрагивала от каждого стука и шороха, бежала к дверям. Но мама не пришла.

Устав от ожидания и постоянного напряжения маленький ангелочек свернулась на кровати клубочком и уснула. Русые волосы колечками рассыпались по подушке. И приснился сон, как берёт она на руки куклу, о которой даже мечтать боялась. Алёнка очень робко прикасалась к прекрасным волосам, к кружевному платью и обворожительным башмачкам. Даже дыхание спирало от счастья. И вдруг кукла превратилась в фею. Взявшись за руки, они побежали в поле, где много цветов. Алёнке было весело и очень хорошо, спокойно и радостно на душе. Фея сплела венок из ромашек и одела на голову девчонке. Алёнка поняла, что это её мать. Она с такой любовью гладила её кудряшки, взяла её на руки, прижала к себе и нежно поцеловала. Они кружились и смеялись, им было так хорошо вместе.

Вдруг голос бабушки разбудил её: »Вставай, соня! Надо скотину пасти, кто помогать будет? Пора вставать!»

Алёнка открыла глаза и не поверила, всё, что она видела сейчас, исчезло. Вокруг серые стены, печь давно не беленная, большой стол, на столе самовар. А где мама? Её нет! Алёнка накинула платьице и побежала в поле, где она только что была с мамой и ей было так хорошо!

Слёзы душат, ком в горле. Почему? Алёнка понять не может, куда всё исчезло? Она споткнулась, ударилась и горько заплакала.

Всю неделю девчушка не могла забыть этот сон. Она ждала воскресенья, чтоб пойти с бабушкой в храм, а потом увидеть маму в образе прекрасной куклы, чтоб рассказать как сильно она любит свою прекрасную маму-фею.

После храма девочка с замиранием сердца снова шла на свидание со своей мечтой. Она буквально подбежала к окну витрины. Сердце заколотилось, когда увидела эти дорогие сердцу, милые глаза. Эту ставшую родной улыбку. Алёнке много хотелось рассказать ей о своей жизни, но она стояла и молча улыбалась.

В это время к магазину подъехала богатая карета. Кучер натянул вожжи и лошадь остановилась. Из кареты вышла дама, а с ней девочка примерно такого же возраста как и Алёнка. Девочка была в красивом платьице, белых гольфиках, красивых туфельках с пряжечкой и шляпке. Сзади шла пожилая нянька. Все они зашли в магазин. Наша крестьяночка с такой завистью посмотрела на этих людей в красивой одежде. Но вдруг она увидела в окно, что её любимую куклу купила эта богатая барыня и подала её своей дочке. Они вышли и отправились в карету. На руках у маленькой барышни была кукла. «Нет! - закричала Алёнка. - Это моя кукла, вы не можете у меня её забрать!» Она бросилась к карете. Барыня с девочкой уже сели в карету. Алёнка подбежала, плачет. «Не забирайте её!» - причитала она. Но пожилая нянька схватила и кинула на землю рыдающую бедняжку, и повозка уехала.

Что было дальше, Аленка не помнит, только очнулась она уже дома. Перед ней испуганная бабушка: «Ну наконец-то! Ведь целый день глазки не открывала!» - обрадовано произнесла она.

 

Иллюстрации подобраны автором

 

Читайте также:

По острым камушкам судьбы

Раскулаченные. История репрессированной липецкой семьи

Сенокос

 

Поделиться
Комментарии (0)
Свежий номер