- Главная
- Есть проблема
- Нет поддержки – нет рейсов. О проблеме автобусного сообщения
Нет поддержки – нет рейсов. О проблеме автобусного сообщения
Тема, поднятая нашим коллегой Владимиром Кондаковым и жителями Липок, об отсутствии регулярного автобусного сообщения с отдалёнными деревнями уже много лет является актуальной для верховажан и гостей района. Не так часто, но эти вопросы появляются в социальных сетях, звонят и нам в редакцию.
Из 80-х в 2000-е
В августе подобный вопрос задавала жительница села Чушевицы, сын которой поступил на учёбу в райцентр. «Пожалуйста, обратитесь к Виктору Фоминскому, пусть он организует автобус к нам хотя бы два раза в неделю, по понедельникам и пятницам, чтобы мы были спокойны, что дети приедут вовремя на учёбу и в конце недели вернутся домой. Своего транспорта у нас нет, мы даже деньги можем за неделю заплатить. Думаю, что желающие будут». К сожалению, как летом, так и теперь в районе нет регулярных муниципальных автобусных маршрутов, предприниматели работают лишь на заказной основе. Поэтому мы посоветовали женщине лично обратиться с просьбой к Виктору Николаевичу.
Невольно вспоминаются 80-е годы, когда автобусы из деревень и обратно ходили по два раза в день и всегда были заполненными до отказа, люди даже ездили стоя. Конечно, многие сейчас скажут, что сравнивать? И действительно, личных автомобилей тогда было мало, а жителей в деревнях, наоборот, много. Да и дорога, к примеру, на Н-Кулое, до укладки асфальта была, мягко сказать, непроезжей. На некоторых её участках дежурил трактор, чтобы в осеннюю и весеннюю слякоть брать автобус на буксир. Чуть позже дорогам стали уделять более пристальное внимание, а вот жители из деревень начали уезжать поближе к городам и большим зарплатам, а те, кто оставались здесь, покупали автомобили, часто пользуясь услугами банка. Ну и пусть кредит придётся отдавать, но ведь частями, а личный автомобиль всегда под рукой.
В 90-е годы и начале 2000‑х автобусы продолжали пользоваться популярностью, правда, с годами их рейсы стали сокращаться, пассажирооборот значительно уменьшился. Закрылось главное предприятие-перевозчик – «Верховажье Авто», муниципальные маршруты тогда взял на обслуживание Виктор Фоминский. Но, опять же, в эти годы широким спросом стало пользоваться такси, и пассажиры просто уезжали, как говорится, «из-под носа». Многие аргументировали это тем, что ждать автобус долго. Но ведь раньше он уходил в 15.30, а иногда в 16.00, и ждали. В последующем самый поздний выезд был в 14.00, и все равно многие уезжали раньше. Видимо, жизнь теперь бежит быстрее, раз мы так торопимся…
Почему район не вошёл в программу?
В нашем регионе на протяжении ряда лет работает программа «Развитие транспортной системы Вологодской области на 2014 – 2020 г.г.», утверждённая постановлением правительства области от 28 октября 2013 года №1100 (ред.от 10 августа 2020 года). Разработана подобная программа и на последующие пять лет, поменялось лишь название – «Дорожная сеть и транспортное обслуживание в 2021-2025 г.г». Состоит она из двух подпрограмм «Автомобильные дороги» и «Транспортное обслуживание населения». Субсидии выделяются за счёт средств областного и районного бюджетов.
К слову, Виктор Фоминский участвует в программе от Сямженского района, обслуживая два маршрута на его территории. Он был готов возобновить рейсы и по нашему району. Но чёткого ответа от администрации не получил.
Мы обратились за разъяснениями к главе Верховажского муниципального района Александру Дубову.
Прокомментировал ситуацию и индивидуальный предприниматель Виктор Фоминский:
– В своё время мы были вынуждены перейти на заказные рейсы, потому что не имели карт маршрутов, которые по внутрирайонным рейсам разрабатывает районная администрация. За их отсутствие можно получить штраф в размере 300 тысяч рублей за каждый, то есть 900 тысяч. Так рисковать мы не могли. Стали работать только по заказам и предварительной записи.
До последнего держали маршрут на Коленьгу, убыточным стал и рейс до Шелот. Но опять же эти затраты мы могли покрыть заказными рейсами до Карелии, Санкт-Петербурга, Великого Устюга, Архангельска и т.д. Правда, о покупке нового транспорта не было речи, можно сказать, что выходили по нулям. А в марте все перевозки прекратились – коронавирус. Поэтому сейчас нам нужна эта поддержка, без неё мы просто закроемся, а спустя время вновь открыться будет очень сложно.
В прошлом году я обращался в районную администрацию, ответ от них получил положительный, но далее никаких действий с их стороны не последовало. Не понимаю, почему они сами мне этого не предложили. К примеру, районные власти Сямженского района на протяжении недели в августе звонили мне с просьбой обслуживать маршруты у них. Они были очень заинтересованы, однажды под занавес рабочего дня я заехал в администрацию и меня там ждали несколько человек. Несмотря на то, что время далеко перевалило за 17.00. Мы начали разбираться с документами и в итоге вступили в программу. На три маршрута: по районному центру, Сямжа – Раменье, Сямжа – Режа, Голузино мы получили субсидию в размере 806 тысяч рублей. Сейчас уже работаем по ним, и пусть не всегда заполняемость салонов автобусов хорошая, но постепенно жители привыкают. Надеюсь, что с каждым разом пассажиров будет только больше. Плюс ко всему Сямженский район купил нам новый микроавтобус.
В. Н. Фоминский, несмотря на сложные времена, сохраняет оптимизм
У нас ведь тоже всегда есть желающие уехать на автобусе, пусть и восемь человек. Надо идти навстречу жителям и поддерживать бизнес.
Поэтому нынешним летом я в очередной раз обратился к главе района, ещё раз подробно всё рассказал, собрали совещание с заместителями и специалистами администрации. Оказалось, что программа уже сформирована, но нельзя оставлять попытки попасть в неё. Решили в срочном порядке собирать всю необходимую документацию. И, если всё получится, то те маршруты, которые у нас сейчас заказные, станут муниципальными. Это Верховажье – Пежма, Верховажье – Шелота и Верховажье – Коленьга. Всё сейчас зависит только от районной администрации.
Маршрутом нужно дорожить
Поделился Виктор Николаевич и многолетними наблюдениями в области перевозки пассажиров с разных территорий нашего района.
«Жители морозовского поселения – молодцы, – говорит он. – Это, пожалуй, единственные люди, которые дорожат маршрутом, они сразу берут билет в обе стороны. И на 99% едут обратно с нами. Есть, конечно, отпускники и те, кто остаются в районном центре по делам или у родственников, но они всегда предупреждают об этом. У нас есть список, по которому мы производим посадку в автобус, если кто-то опаздывает – ждём. К примеру, однажды, решив, что один из пассажиров остался в Верховажье, мы отправились по маршруту. Приехав в деревню, жители увидели этого мужчину дома и, скажем прямо, дали ему «взбучку» – больше он на такси не уезжает. По времени и месту остановки всегда можно договориться, как и о том, чтобы кого-то подождать. В нашем деле нужен индивидуальный подход, мы ведь для людей работаем».
А вот шелотский маршрут, в своё время славившийся как один из прибыльных, с каждым годом терял эту славу. С болью Виктор Николаевич вспоминает, что уже на утреннем рейсе, часть пассажиров договаривалась прямо в автобусе, как и на чём им пораньше уехать домой. А ведь обратный рейс в Пежму в 13.00, а в Шелота в 14.00 часов. Ждать не так уж и долго. Да, нет сейчас автостанции, нет зала ожидания, но время можно провести в аптеке, там есть диван. Не один раз замечала там ожидающих отправления пассажиров.
Проводя параллели с нашими соседями – сямженцами, опять же стоит отметить, что там последний выезд автобуса в 16.40, сразу после прибытия маршрутки из Вологды. И люди не торопятся, в свободное время навещают родных и не спеша делают необходимые покупки.
Надеемся всё же, что району удастся вступить в программу, тогда все три муниципальных маршрута будут открыты и рейсы по понедельникам и пятницам, как и просят многие жители, будут восстановлены.
Наталья Соломатова. Фото автора
От редакции
Дитя не плачет, и мать не знает…
По поводу реплики В.А. Кондакова (этот материал опубликован в газете) в адрес редакции – мол, за все лето газета ни разу не подняла упомянутую проблему. Да, наш уважаемый коллега, внештатный автор районки Владимир Александрович считает, что журналист как разведчик должен многое знать наперед, предчувствовать и поднимать проблему до того, как она дошла до критической точки. Интересоваться жизнью людей более глубоко. И пословицу, что выведена в заголовок, это он нам подсказал. Доля истины в этом конечно есть. Но все-таки.
К сожалению, правильно подмечено, слишком терпеливы наши люди, будут молчать и ждать до последнего. Если честно, мы в редакции действительно не знали, что регулярного автобусного сообщения с Липками нет длительное время. Если бы жители или сам В.Н.Фоминский забили тревогу раньше, обратились к нам, то газета, конечно же, не осталась бы в стороне. И материал об этом уже давно бы появился на страницах «ВВ». Мы бы сделали все, что в наших силах – обратили бы внимание на проблему районной и поселенческой властей, попытались получить комментарии ответственных лиц, в какой-то степени ускорить процесс подачи заявки от района. Мы и сейчас пытаемся, в надежде, что еще что-то можно сделать. Потому что считаем, что именно власть, за которую люди голосовали, которой доверили свое будущее, должна защищать их интересы. Нельзя оставлять территории района без общественного транспортного сообщения. Это, в первую очередь, забота о самых уязвимых категориях населения – о людях с хроническими заболеваниями, пожилых, о тех, кто не имеет личного транспорта. Тем более есть специальные программы, на которые выделяются федеральные и областные деньги, нужно просто в них вовремя включиться.
Поэтому, уважаемые наши читатели, пишите нам, звоните, рассказывайте не только о том, что у вас хорошо, но и о том, что волнует, беспокоит. Из своего профессионального опыта знаем, что часто после огласки, публичного освещения проблемы в СМИ, дело может сдвинуться с мертвой точки. Если получится кому-то помочь – будет только рады, значит – не зря работаем.
Наталия Свирская, главный редактор «Верховажского вестника»
«Верховажский вестник» №77 за 16 октября 2020 года
Читайте также:
"Студенческий" рейс до Вельска появился в автопредприятии В.Н. Фоминского
Звонок диспетчеру. На автобусный рейс можно попасть лишь по предварительной заявке