Во имя Пресвятой Богородицы. Корреспондент "ВВ" принял участие в уникальном крестном ходу
Каждый год на страницах нашей газеты появляются небольшие заметки о том, что в Верховажье или на территории района состоялся крестный ход, приуроченный к какому-либо православному празднику или другому событию. К примеру, один из них – традиционный. Его совершают в престольный праздник нашего храма – в день Успения Божией Матери, обходя со святыми образами центр села. Ко дню иконы Казанской Божией Матери ходят от Боровинской церкви по местным деревням и весям.
Писали мы и про наших земляков – участников дальних крестных ходов, составляющих десятки километров. А этот материал посвящен большому пешему путешествию по району, который, пожалуй, можно назвать историческим. В репортаже нашего корреспондента речь пойдет о крестном ходе со Смоленской иконой Божией Матери, начавшемся от верховажского храма и завершившемся у самой старинной церкви – храма Рождества Иоанна Предтечи в деревне Никольская на границе с Вожегодским районом.
Время молитвы
Крестный ход – это не просто одна из традиций православной церкви. Тем более, если дело касается дальней пешей дороги. Настроившись на такой путь, необходимо вознести его до крайней важности, отречься от всего житейского, повседневного и пожертвовать тем, чем многие из нас дорожат сейчас больше всего – временем, отдыхом, комфортом, домашним уютом, развлечениями и другими удобными вещами, к которым все так привыкли.
Первая остановка. Акафист и трапеза в часовне Успения Божией Матери в д. Марковская
Священники называют крестные ходы символическим шествием по жизненному пути человека. Идти бывает легко, а бывает совсем невмоготу. Бывает скучно и тоскливо, а бывает – радостно. Случаются трудности – крутые подъемы и непроходимая дорога. А иногда – будто бы под гору идешь, подгоняемый теплым ветром, а вокруг все цветет, благоухает, и кажется, все настолько полны сил, что готовы бежать. Но главная цель земной жизни любого христианина – на протяжении всей этой дороги пребывать с Господом, жить по заповедям и молиться о спасении души. И в любом крестном ходу, будь он двухчасовым или двухдневным, мы не должны просто идти со святым образом в руках, надеясь на то, что это как по волшебству устроит все наши желания. Прежде всего, идти нужно с молитвой. Крестный ход – время молитвы и размышления о своей жизни, о своем пути и его смысле. Это также возможность ощутить единение со своими единоверцами. Проявить любовь и милосердие к тем, кому идти трудно.
В знак любви и почитания
И если суть всех крестных ходов одна, то в чем же тогда уникальность этого, спросите вы. Забегая несколько вперед, могу вас заверить: подобного пешего хода больше не состоится. Но, разумеется, в историю он войдет не поэтому. В январе нынешнего года в Успенский храм в Верховажье была доставлена Смоленская икона Божией Матери. Этот образ был написан вместо старинного, который долгое время находился в храме в деревне Никольская и почитался как чудотворный. К сожалению, в начале этого столетия икона была украдена и бесследно пропала. Однако благодаря собранным средствам множества неравнодушных людей взамен утраченной иконы была написана новая. Теперь ее постоянным местом нахождения стал верховажский храм. А вот к престольному празднику – 7 июля, икону решено ежегодно доставлять в храм Рождества Иоанна Предтечи.
Наша автозвонница с Галиной Шаманиной
В этот день в самой древней церкви района, с момента основания которой через два года исполнится 300 лет, проходит праздничное богослужение, куда собираются жители местных деревень, верховажане и приезжие гости, а также все участники православного семейного лагеря в Боровском. В последующие годы вновь написанная икона будет доставляться в храм на машине. А в первый раз в знак любви и почитания Пресвятой Богородицы икону было решено пронести пешим крестным ходом. На что было и получено благословение настоятеля Успенского храма протоиерея Александра Мухорина.
1 июля после окончания литургии и молебна перед святым образом в верховажском храме группа крестоходцев отправилась в дорогу. Пройти предстояло в общей сложности почти 60 километров и добраться до места через три дня.
День первый: начало пути
На улице достаточно прохладно, но, к счастью, дождь, поливавший райцентр, закончился. Впереди едет внедорожник с открытым кузовом, в котором установлена специально оборудованная под этот автомобиль звонница. За нее отвечает Галина Шаманина. Обычно звон колоколов, зарождающийся возле храма в Верховажье, и без того разносится далеко. А сейчас он будто бы залетает во двор каждого дома, что стоит на нашем пути. Кузов машины вмещает не только звонаря с колоколами, но и складные походные табуреты, канистры с водой и рюкзаки с вещами для ночлега.
Следом за машиной четверо мужчин на новых деревянных носилках, изготовленных местным умельцем – столяром Геннадием Кушевым, на пожертвования Александра Зажигина, несут образ Богородицы. Они периодически меняются. Видно, что нести нелегко. За ними иду я – с иконой Николая Чудотворца. Пытаюсь сосчитать, сколько всего человек в нашей маленькой колонне, возглавляемой Сергеем Истоминым, но вовремя одергиваю себя и вновь погружаюсь в молитву. Ее мы поем хором: «Господи Иисусе Христе сыне Божий, помилуй нас грешных». Своим ритмом она напоминает марш. Такой молитвы вы не услышите в храмах на богослужениях. Она читается в крестных ходах и задает определенный темп шествию. Идем так, будто бы слегка спешим. И если кто-то начинает сбавлять ход, то непременно отстает, а нагонять группу приходится бегом.
Радушная встреча на морозовской земле
Вот уже и новый микрорайон Прибрежный пройден. И как только я подумала об однообразии лесной дороги, на горизонте появилась маленькая деревенька. На звон колоколов выходят местные жители. Кто-то стоит возле проезжей части, а кто-то застенчиво прячется за калитками. Но все крестятся и долго провожают взглядами возглавляющую крестный ход икону. Все машины учтиво притормаживают, а некоторые даже останавливаются. Те, что едут с нами в одном направлении, даже какое-то время сопровождают и лишь потом объезжают. И так на протяжении всего пути.
Сомнения преодолены
После подъема в крутую гору перед деревней Марковская, в народе – Капустино, останавливаемся на пятиминутный отдых. А еще через один километр нас ждет первый привал – акафист в часовне Успения Божией Матери, отдых и походный обед. После молитвы некоторые меняют мокрую от пота одежду, а кто-то уже начал потрошить запасы пластыря, заклеивая им свежие мозоли. «Это еще что, – говорит уже опытный крестоходец Алик Менхенович Пан (в крещении Олег), – вот мы на Тотьму ходили, там – да, расстояние! Да еще и зимой! Обувь-то – не летняя и спортивная, которая для таких дальних переходов подойдет, а только та, что потеплее. О каком уж тут удобстве говорить. Но когда идешь с молитвой, ни боли, ни холода, ничего не чувствуешь».
Обедаем тут же, на паперти часовни. Угощают нас Ольга и Виктор Мокеевы. Стесняться запрещают, просят хорошенько поесть и отдохнуть. Такого перерыва мы не сделаем больше до самого Морозова.
Часовенка – место нашего первого временного пристанища, находится на высоком холме. С него, кажется, видно все соседние деревни. Но вот Верховажье уже давно скрылось за лесом. Мы прошли чуть больше десяти километров. Некоторые из нас изначально собирались идти только до Марковской, и за ними приехали машины, чтобы отвезти назад в Верховажье. Может, и мне, пока не поздно, передать кому-нибудь икону, закинуть рюкзак за плечо и уехать обратно домой? Несколько минут во мне борются два противоречивых чувства. Мне и страшно, и спокойно одновременно. Да, я уже осознала, что это будет непростая дорога. Но я иду за святым образом, от чего душе моей будто бы тепло. И желание сохранить в себе это ощущение благодати побеждает. И вот я снова вместе со всеми вполголоса пою «Господи Иисусе Христе сыне Божий…»
Когда я думала о монотонности пейзажей «нижней» дороги, то, видимо, совсем позабыла о дороге на Морозово после отворотки с трассы. Возможно, потому, что привыкла проезжать этот участок на машине и быстро, не заостряя внимания на его однообразии. Но вместо обычных 20 минут мы движемся по дороге три с лишним часа. Каждые три-пять километров делаем остановки, немного отдыхаем и идем дальше.
В морозовском храме Покрова Пресвятой Богородицы
Смоленскую икону Божией Матери несут уже по два человека. Так, оказывается, удобней. Да и другие за это время дают немного расслабиться рукам и спине. Спустя еще пару пройденных километров на подмогу крестоходцам идет новая и такая необходимая мужская сила Максима Трубкина. До этого момента он управлял внедорожником со звонницей. Ну а за руль было решено посадить того, чья польза при несении иконы была минимальной – то есть меня. Распределив наиболее рационально свои человеческие ресурсы, трогаемся.
Единство в вере и делах
Морозовская земля встречает нас теплым вечерним солнцем, а на холме у деревни Слобода уже давно ждут местные жители. Под колокольный звон они проходят под иконой и по очереди берутся за носилки, чтобы пронести святой образ по родным местам. И из маленькой группы в десять человек наш крестный ход превращается в настоящее праздничное шествие. В каждой деревне к нему присоединяются люди, мальчишки догоняют на велосипедах, совсем еще малышей несут на руках. Даже колокола стали звучать по-другому. Вместо созвучного маршевой молитве четкого ритма льется песня радости. Вот оно – единство людей в вере и делах, способное спасти наш народ от любых напастей.
Так же радостно и празднично проходит акафист в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Морозове, украшенном букетами ароматных пионов и люпинов. Икона на ночь остается в церкви. Люди расходятся, а нас провожают на ужин и ночлег.
Косково: икону несут местные жители
Несколько блюд приготовила для нас Людмила Шилова – бухгалтер ООО «Колос», которым руководит Сергей Николаевич Селянин. Это на его машину водружена наша автоколокольня. А пока мы уминаем первое и второе, он добавляет горючего в бак – можно спокойно отправляться дальше.
Ночевать по приглашению Татьяны Николаевны Герасимовской идем в гостевой дом. Уже ждет истопленная баня. А еще угощение к чаю – местное традиционное блюдо соломат от Лидии Александровны Волынкиной. Признаюсь честно, не помню, как заснула. Будто провалилась в такой крепкий от приятной усталости сон.
День второй: переправа на тракторе
К утру 2 июля погода поменялась, стало значительно теплей. А вот идти при температуре +20 уже жарко, особенно трудно пожилым. Несмотря на это, морозовцы идут с нами до Коскова. Над головами кружат грозовые тучи, и, кажется, вот-вот начнется сильный дождь. Говорят, по Морозову после крестного хода уже прошелся ливень, а по нашему маршруту все осадки, наверное, разгоняет колокольный звон. Поэтому Галина Валентиновна старается пуще прежнего. В косковском клубе нам и местным крестоходцам устраивают чаепитие. Отдохнув немного, продолжаем шествие первоначальным составом, который еще с утра пополнил Михаил Киселев. И это было очень кстати. Потому что от Коскова до Олюшина - самый сложный участок дороги.
Лесное бездорожье – такое определение подходит куда лучше. Но иного пути у нас не было. Предполагалось, что машина с колоколами здесь не пройдет и поедет в Олюшино по трассе М-8. Но Сергей Селянин решил, что будет неправильно лишать крестоходцев колокольного звона, и предоставил в сопровождение нам трактор. И действительно, на пути встречается несколько очень плохих участков, тем более, прошел дождик, и колеса машины скользят по глубоким глинистым колеям. Часа через два подходим к реке Пежма. Слава Богу, июнь был сухой, и воды в ней немного.
Переправа через р. Пежма
Первым через реку отправляется трактор, залезть в ковш которого вызвался Алик Менхенович. В поднятом над водой ковше он держит в руках икону Николая Чудотворца. За ним в кабине трактора – водитель и я, снимающая нашу переправу на видео. Следом – машина с колоколами, мужчины в подвернутых до колена брюках, которые они все-таки измочили. Они несут Смоленскую икону Божией Матери. За ними – женщины. Все это сопровождается совместным пением молитвы и колокольным звоном.
Сидя в тракторе, ловлю себя на мысли, что все это выглядит так красиво и по-русски бесстрашно и самоотверженно. Кстати, будь я в обычном путешествии, то ни за что не отважилась бы ехать по такой дороге. Но что может случиться, когда впереди трактор, который вытащит из любой ямы, а за тобой - образ Пресвятой Богородицы?..
Воюя по пути с лесной мошкарой, приближаемся к нашей сегодняшней цели. Сквозь лес начинает проступать голубой горизонт, и мы вступаем в олюшинские просторные поля. Здесь, как и в Морозове, нас встречают за несколько километров от храма, куда мы несем икону. На вахте крестоходцев сменяют местные женщины. А у храма мы видим радостного отца Александра Мухорина. Он приехал отслужить молебен.
Молебен в Олюшинском храме отслужил протоиерей Александр Мухорин
Храм святителя Николая Чудотворца в Олюшине
День третий: момент покоя и умиротворения
Из Олюшина, где участников крестного хода принимала в своем доме семья Нины и Анатолия Бушмановых, отправляемся в восемь утра. Прогноз погоды на 3 июля обещает по-настоящему жаркий летний день. И сегодня нам предстоит финальная битва. На этот раз – с палящим солнцем.
Местные провожают до поворота на Боровский и прощаются с нами до престольного праздника. Мы снова остаемся в малом составе. Правда, сегодня вместо Михаила Киселева икону несет прибывший из Верховажья Коля Полежаев. Но так мы идем недолго. Скоро нас нагоняют участники семейного лагеря, направляющиеся в Боровский. И крестоходцев опять становится больше, а молитва громче и уверенней.
Есть мнение, что колокольный звон, не совпадая с ритмом молитвы и шага, в некотором роде мешает в крестных ходах. Но на третий день в руках и душе Галины Валентиновны родился новый, особенный вид колокольного звона, который мы назвали походным. Под него было так легко идти и молиться!
Среди участников лагеря есть и дети. Некоторые из них, едва справляясь с жарой, часть пути едут на машине, но большинство идут пешком. Взрослые, а особенно мужчины, которые несут образ Богородицы, держатся стойко. Они не жалуются на погоду и на боли в ногах и спине, уставшие от тяжести руки. Лишь немного выдают их напряжение струйки пота, стекающие по вискам.
Крестный ход завершается. Смоленская икона Божией Матери подходит к боровской церкви
Конец пути. Крестоходцы и участники православного лагеря в Боровском у храма Рождества Иоанна Крестителя
На последних километрах, когда, казалось бы, силы уже на исходе, идти становится легче. И вот за густой зеленью появляются скромный купол и крест храма Рождества Иоанна Предтечи. Это означает не только конец пути, но и завершение одного большого благого дела во имя Пресвятой Богородицы и во славу Господа, а также символизирует преодоление своих немощей и прочих искушений. Тут наступает момент покоя и умиротворения. Ощущение, будто бы мы очень долго шли к себе домой и наконец-то пришли…
Ульяна Пивоварова. Фото автора
Комментарий
Сергей Николаевич Истомин, заведующий духовно-просветительским отделом Верховажского районного Центра традиционной народной культуры:
– Сейчас я уже не могу вспомнить, когда возникла идея пронести новонаписанную икону Смоленской Божией Матери в Боровский крестным ходом. Так как я никогда не был особым сторонником крестных ходов, думаю, что эта мысль пришла мне откуда-то сверху, с небес. А на то, что надо идти в Боровский не через Верховье, а через Морозово и Косково, меня надоумил С.Н. Селянин. Ведь Морозово, Косково, Олюшино и Боровский издревле представляют собой единую землю по реке Пежме, объединенную историческими и родственными связами.
Вспоминая всероссийский крестный ход «Под звездой Богородицы», который проходил через наш район в 2008 году под колокольный звон отца Георгия Осипова, мы решили повторить тот опыт. Во-первых, это торжественно и красиво, а во-вторых, от колокольного звона погибают микробы, а бесы разбегаются на десятки километров.
Самым главным в этом крестном ходе для меня оказался уникальный опыт молитвы. Именно молитва – разговор с Богом – считается самым трудным делом на земле. Лично я, к сожалению, и в храме, и дома часто отвлекаюсь во время молитвы на проблемы и дела житейские. А в крестном ходе у меня не было ни мирских проблем, ни дома, ни работы, ни семьи, и можно было идти, не думая ни о чем, кроме Бога. К тому же без молитвы, как я понял, нам было бы вообще не дойти до Боровского.
Хочу сказать спасибо всем, кто откликнулся на мою просьбу поучаствовать в этом уникальном событии. А приглашал я тех, кто тем или иным образом связан с Боровским, с пежемскими землями. Сердечно благодарю всех вас за совместную радость! Спасибо и тем, кто встречал и принимал нас в Морозове, Коскове, Олюшине, Боровском. Все было замечательно – по-русски радушно.
«Верховажский вестник» №52 за 17 июля 2020 года
Читайте также:
Лучшая самоизоляция. Работы в православном лагере в Боровском в этот году начались гораздо раньше
Не забыт ни Богом, ни людьми... Участники православного лагеря вновь потрудились в самом древнем храме района
"Место святое пустым не бывает"