• Главная
  • Образование

В Белое море по реке Воньга. Юные туристы из Верховажья стали участниками водной экспедиции в Карелии

02.11.2021

Многие из вас, дорогие наши читатели, согласятся, что любоваться видами природы лучше всего не в интернете, листая живописные фотографии и видеоролики, а вживую, своими глазами. А для полноты картины – вдыхать полной грудью свежий бодрящий воздух и слушать шелест трав с переливами журчащей воды. Этого же мнения придерживаются верховажские ребята – воспитанники секции «Спортивный туризм» при Центре дополнительного образования детей. Однако им приятно не только то самое единение с природой, но и, так сказать, полное погружение в путешествие и атмосферу походов. В общем, подростки за настоящий экстремальный отдых. Еще бы, ведь преодолеть 154 километра водного маршрута второй категории сложности смогут только истинные любители острых ощущений.

Повышая уровень сложности

Долгожданный многодневный сплав по реке Воньга, что находится в республике Карелия, состоялся в конце августа. Стоит ли говорить, что дети ждали этого приключения с большим нетерпением, мысленно подгоняя каждый день лета. Этими счастливчиками стали старшие участники секции по спортивному туризму, которой руководит тренер-преподаватель Центра дополнительного образования детей Владимир Попов.

Некоторое время назад Владимиру Ивановичу удалось наладить тесный контакт с вологодским Центром туристско-краеведческой направленности «Путник». Его члены, включая наставников и ребят, это опытные участники различных соревнований и дальних водных маршрутов. В целом клуб специализируется на совершенствовании мастерства туристов-водников. В составе команды «Путника» верховажане уже путешествовали. Это был сплав по Ваге от села Чушевицы до города Вельск в начале июня этого года. Тогда группа преодолела расстояние в 109 километров. А на этот раз решено было увеличить дистанцию и повысить уровень сложности ее прохождения.

И вот, к назначенной дате Владимир Иванович и его пятеро воспитанников – Павел и Полина Хамалинские, Вячеслав Поткин, Сергей Логинов и Павел Соколов, отправились сначала на автобусе до Вологды, а потом на поезде в Карелию, откуда и начали свой путь. Всего в команде путешественников было 32 человека, шестеро из них – руководители.

Юные туристы Полина и Павел Хамалинские, Павел Соколов, Вячеслав Поткин и Сергей Логинов перед отъездом в Вологду

Пороги, суводь и как с ними справиться

Стартовали туристы-водники на катамаранах 19 августа от станции Энгозеро по системе реки Воньга с выходом в Белое море. Общая протяженность намеченного маршрута составляла 154 километра. А основными препятствиями были речные пороги.

Водными порогами называют каменистые или скалистые участки в русле реки, где, как правило, усиливается скорость течения. Если говорить проще, то пороги визуально напоминают водопады, только размеры их не такие внушительные. Однако преодоление таких склонов высотой даже в несколько десятков сантиметров требует особых навыков.

Владимир Иванович Попов – тренер-преподаватель ЦДОД и его воспитанники

«Теоретически ребята все это знали давно, – рассказал нам Владимир Иванович, вернувшись из похода. – А вот сплавляясь по карельской реке, смогли отработать прохождение порогов и технику работы на них на практике. Чтобы преодолеть порог, не перевернув катамаран, и не оказаться в воде мало правильно держать весла и управлять водным транспортом. Сначала нужно подойти к порогу, детально изучить его, затем зайти в суводь – участок, где образуется противоток основному потоку. Одним словом – водоворот. А уже потом, сведя между собой все природные факторы и обстоятельства, действовать. И я искренне рад за своих юных туристов, которым все это удавалось».

Август в Карелии – холодный

Каждый день группа проплывала в среднем по 15-20 километров. Самое дальнее расстояние – 25 километров. Плыть больше руководители не разрешали. Задача для детей в возрасте от 10 до 15 лет все-таки не самая простая.

Прежде, чем спустить катамараны на воду, их приходилось нести по суше на руках

Завтраки, обеды и ужины, а также ночлег – все это проходило на берегу. Верховажские ребята взяли с собой армейскую палатку, которую Владимир Иванович смог приобрести благодаря грантовой поддержке еще в прошлом году. В ней-то наша команда и устраивалась отдыхать. А еще – погреться. Август в Карелии далеко не самый теплый месяц. Днями температура держалась на отметке +10 С0, а ночами было куда холоднее. Почти все дни путешествия шли дожди. Лишь изредка сквозь хмурые тучи проглядывали лучи солнца.

Хоть на край света, а лучше – на Кавказ!

«Мне понравилось, как мои ребята вели себя во время сплава, – сказал Владимир Иванович. – Я бы даже назвал это настоящим испытанием, которое не каждый взрослый вынесет, а они его преодолели стойко. Заметил, что они немного повзрослели и стали посерьезнее. Теперь с ними, как говорится, хоть на край света. Ребята готовы ко всему. А самое главное – умеют работать в команде.

Еще хочется поблагодарить за помощь в организации поездки родителей ребят, руководство Центра дополнительного образования детей, администрацию Верховажского района, а также Департамент внутренней политики области и объединение «Содружество».

Финишем водного маршрута стал выход в Белое море. А само путешествие завершилось 31 августа. В ближайших планах команды туристов-водников поездка на Кавказ. В его предгорье протекает река Пшеха. Именно она и будет следующим водным маршрутом верховажан, о котором мы обязательно расскажем.

Ульяна Пивоварова

Хотелось наслаждаться каждым мгновением

Поездку в Карелию я ждала целое лето, настраивала себя морально, понемногу покупала необходимые вещи. Мне казалось, что время до нашего сплава идет слишком медленно, и до 18 августа еще так далеко… А еще мне не терпелось увидеться с ребятами из вологодской команды. Мы с ними очень сдружились на сплаве по Ваге. Между нами завязались такие отношения, будто мы знакомы уже много лет.

И вот дата отъезда через неделю. Я с радостью собираю вещи, представляю встречу с друзьями и новые знакомства, поезд, природу Карелии, ночные посиделки у костра, вечерние игры в палатке… Я была в предвкушении всего этого. Вещей, к слову, оказалось очень много, все выпадало из гидрорюкзака, приходилось утрамбовывать их ногами.

Утром 18 августа я попрощалась с мамой и папой, и мы отправились в путь. До Вологды доехали очень быстро, там мы встретились с ребятами. Так обрадовались, что побежали друг к другу со всех ног обниматься, несмотря на смотанные весла в руках и наперевес.

Так вышло, что до Карелии вологжане ехали в девятом вагоне поезда, а мы – верховажане, в первом. Но все 17 часов пути мы пробегали через все вагоны, чтобы пообщаться хоть немного в дороге. Утром вышли на безлюдной станции «Энгозеро». Оттуда мы, сплошь завешанные своими вещами, отправились искать само озеро. Увидев его, мы просто обомлели! Какое же оно огромное!

Потом мальчики начали собирать катамараны, а девочки вместе руководителем вологодской команды Светланой Владимировной Морозовой пошли докупать провизию: муку, сахар, соль и конфеты. Тем временем ребята связали катамараны. Мы спустили их в воду и вышли покорять просторы Карелии!

Признаюсь честно, сначала было очень тяжело. Не успев привыкнуть к веслу, мы сразу натерли мозоли. После обеда и небольшого отдыха я начала всматриваться во все, что меня окружало. Как же здесь красиво!..

Затем мы поделились на команды по экипажам, всего их было пять. В первый день дежурил первый экипаж и готовил на обед суп с тушенкой.

Пока шли по воде, мы рассказывали друг другу истории, шутили, много смеялись и пели песни. В такой атмосфере прошло пять дней, а потом начались пороги. Меня пересадили в экипаж Светланы Владимировны. А дальше под руководством Александра Борисовича Бойцова, Светланы Владимировны Морозовой, нашего Владимира Ивановича и других руководителей мы начали прохождение самого экстремального участка.

Течение на карельской реке довольно быстрое

Обстановку нагнетала пасмурная дождливая погода, было достаточно прохладно. Но мы шли вперед. Одно из главных правил – держать ноги при себе, не высовывать их, это я запомнила лучше всего. Были случаи, когда гондола садилась на камень. Тогда мы слезали в воду и сталкивали с него наш катамаран.

Я шла в группе замыкающих. На причал мы приходили последними, где предыдущие четыре экипажа уже разжигали костёр, а дежурные начинали кипятить воду на ужин. Это были мои минуты счастья! Я бежала к жаркому костру и грелась. Большего в эти моменты мне и не нужно было.

Режим дня у нас был такой: подъем дежурных в 6:00, они готовили завтрак. Все остальные вставали в 7:00. Со стоянки отходили в 9:15, обедали в 13:00, затем был небольшой отдых до 14:30. Потом снова в путь до шести вечера. Ужинали во сколько получится, а спать ложились в 23:00.

За эти две недели я узнала много нового. С каждым походом у меня получается лучше готовить, находить общий язык с людьми, я начинаю понимать технику правильной гребли. А еще учусь не жалеть себя, когда приходится особенно тяжело.

Я считаю, что главное в походе – это твоя команда. От того, какой климат внутри нее, зависит то, как пройдет все путешествие. Команда должна тебя где-то поддержать, подбодрить, а где-то – сказать свое мнение, а ты его должен принять. В походе в любом случае будут конфликты. Но нужно стараться их избегать – разобраться в ситуации, поговорить с человеком, извиниться, понять его. Этому я тоже научилась во время сплава.

Для меня эти две недели пролетели очень быстро. Хотелось просто остановить время и наслаждаться каждым мгновением нашего похода. Но впереди нас ждет Кавказ! И я уверена, это будет еще одним классным приключением!