Из жизни деревенского фельдшера

10.11.2019

Миропия Николаевна Дербина

3 ноября Миропия Николаевна Дербина из Сметанина отметит 90-й день рождения. Верховье стало ей родным домом, несмотря на то, что родилась она в деревне Нефёдовская Вожегодского района. В Сметанине она прожила большую часть своей жизни, воспитала троих детей, работала на благо села и людей. Накануне торжества корреспондент «ВВ» побывала в гостях у юбилярши. Встретила меня Миропия Николаевна горячим кофе со сладостями. О моём приезде её предупредили заранее. Доброжелательная и приветливая женщина сразу начала свой рассказ.

 

40 лет на посту

После окончания Вологодской фельдшерско-акушерской школы, где она проучилась три года, по распределению Миропия Николаевна была направлена в Верховажский район и трудилась фельдшером более 40 лет. «А в Вожегу возвращаться не хотелось, – говорит она. – У нас участковая больница находилась в пяти километрах от моего дома. Дороги не просыхали, добираться трудно, а здесь всё по-другому, почвы песчаные, поэтому, несмотря на более дальние расстояния, работать было легче. Первый год я лечила жителей в Верхней Терменьге. Потом вызвал меня Павел Семёнович Рубан и сказал: «Поедешь на самый большой участок – в Верховье». А участок действительно большой, в 33 деревни (смеётся): Пеженьга за 10 километров, Слободка тоже 10 километров, Данилково – не меньшее расстояние, и всё пешком».

И на такую территорию только один фельдшер, чуть позже стали работать по двое. «Возить рожениц в Верховажье не разрешали, – продолжает моя собеседница. – Только в экстренных случаях, поэтому принимала роды сама. Случалось, рожали женщины практически у порога моего дома. Как-то открываю дверь, а она стоит, и понимаю, что времени нет совсем, я только и успела простынь выдернуть...»

День, ночь, утро или вечер, солнечно или дождь, профессия не спрашивала, когда идти на помощь людям. «Можно сказать, что выходных и не было, да плюс ко всему везде надо было успеть пешком. Но вроде бы и не тяжело было. Павел Семенович был строгим, спрашивал с нас, но многому и научил. А когда приходилось отправлять больных в райцентр, выходила на дорогу, «голосовала», и машины останавливались и безо-
говорочно везли, никто не отказывал. Случалось, что и лекарства заказывала с шофёрами в Вельске, не обманывали, всё привозили, а если меня дома не было, то на подоконнике оставляли».

На курсах повышения квалификации за годы работы удалось побывать лишь один раз. Время шло, производство автоматизировалось, на предприятиях расширялся автопарк, травмы участились, требовались новые знания. «Вот и выпросилась, – говорит, – на курсы по травматологии и хирургии».

Миропия Николаевна быстро завоевала уважение среди местного населения за своё милосердие, ответственность и сострадание. Даже сейчас жители вспоминают, что уходя в гости, она всегда брала с собой чемоданчик с медикаментами, а дома обязательно оставляла записку с адресом, где находится в настоящее время.

«Если бы не такой расход (большие расстояния), да ночи давали бы спать, я бы ещё поработала, а так в 1984 году вышла на пенсию, но жители все равно ещё долго ходили ко мне домой на уколы, за советом. Принимала всех», – говорит Миропия Николаевна.

Но на заслуженном отдыхе она дома не сидела, ещё четыре года была медиком на сельхозпредприятии, измеряла водителям давление и выпускала их в рейсы.

За свой труд Миропия Николаевна имеет несколько знаков: «Отличник здравоохранения», «Ветеран труда», «Отличник санитарной обороны».

Кроме того, она вела большую общественную работу, избиралась депутатом сельского поселения, была представителем санитарной комиссии, председателем общества «Красный крест» в Верховье, агитатором. Везде и всё успевала, была ответственной и требовательной к себе и окружающим.

Дома держала большое хозяйство: корова, овцы, поросята. Помогали дети и муж.

 

На работу – на плоту

Рассказывая о своей жизни, Миропия Николаевна вспомнила один случай, как она добиралась на работу:

«Местные мужчины-умельцы смастерили паром или плот, и мы небольшой компанией в один из весенних дней отправились на нём на другой берег. Кроме меня, на пароме были школьники и ещё мужчины. По реке несло лес, шёл сплав. Благополучно добрались до середине реки, как вдруг наш паром накренился, поэтому срочно пришлось эвакуировать детей и их педагога в лодку, прикреплённую к плоту. А я осталась с мужиками выправлять паром, но так и не вышло ничего, и я тоже направилась к лодке, а в руках были две сумки – с медикаментами и своя, но ни ту, ни другую из рук не выпустила, несмотря на то, что три раза уходила под воду с головой. В лодку в итоге я забралась, и потихоньку нас прибило к берегу. Все остались живы, потом мужики смеялись надо мной, мол, сама тонет, а сумки из рук не выпускает…»

 

Воспоминания об отце

Родилась Миропия Николаевна в 1929 году. Когда началась Великая Отечественная война, ей было 15 лет, отец и старший брат ушли воевать, она осталась дома с мамой и маленьким шестимесячным братом. Работать приходилось наравне со взрослыми, помогали в колхозе, на сплаве. «Помню, что как только старшему брату в конце декабря исполнилось 18 лет, он ушёл на фронт. Вернулся он осенью 1943 года на костылях. Похоронок мы не получали, домой пришёл и отец. Он ведь ещё и в Первой мировой войне принимал участие. Мы всегда с интересом слушали его рассказы. Два года был в Австрии в плену, выучил много немецких слов. Говорил, что дисциплина в плену была строжайшая, что многие погибали от холода, голода и тяжёлой работы. Он часто пел песню «Шумел, гремел пожар московский…», вот бы сейчас её послушать...». Это желание Миропии Николаевны тут же исполнилось. Сотовая связь в Сметанине хорошая, я нашла в интернете и включила ей эту песню. Моя собеседница удивилась и очень обрадовалась.

 

О любви к чтению и путешествиям

Свой заслуженный отпуск Миропия Николаевна в основном тратила на путешествия, ездила и в санатории. Несколько раз побывала в Прибалтике, в доме отдыха в Санкт-Петербурге, Новом Афоне, Нальчике, на Кавказе, в санатории Сольвычегодска.

Подруги говорят, что у неё очень красивый низкий голос, а любимая песня «Домик окнами в сад». Она и сейчас поет, если случаются посиделки

«А ещё я очень люблю читать, это сейчас зрение не позволяет, а раньше, если выдавалась свободная минутка, я сразу брала в руки книгу, – делится Миропия Николаевна. – Особенно «оторвалась», когда на пенсию вышла, всю библиотеку перечитала. Однажды в деревне Чёрная в одной из семей я увидела на скамейке книгу, оказалось, что это «Тихий Дон» Михаила Шолохова. Хозяевам книга была не нужна, и я её купила за пять рублей. Несколько раз её прочла, только вот не знаю, какого она года издания, не указано нигде. Теперь я бы её подарила в музей или районную библиотеку. Передайте мою просьбу, может, заинтересует кого».

 

В день рождения снова соберутся вместе родные, друзья и хорошие знакомые, чтобы ещё раз отдать дань уважения замечательной женщине, фельдшеру с большой буквы Миропии Николаевне Дербиной.

Мы присоединяемся ко всем поздравлениям и желаем Вам крепкого здоровья, тепла и внимания!

 

Наталья СОЛОМАТОВА . Фото автора

 

«Верховажский вестник» №84 за 1 ноября 2019 года

 

Читайте также:

Денежная награда для ведущего учителя. Педагог из Нижне-Кулоя получит премию от Министерства просвещения

Лидер спецподготовки. Верховажский участковый вновь принял участие в конкурсе профмастерства

Чтобы было хорошо и семье, и гостям. Трапезниковы из Чушевиц примут участие в областном конкурсе "Ветеранское подворье"

 

Поделиться
Комментарии (0)
Свежий номер