- Главная
- Наша история
- Четыре года боев. Наш земляк прошел всю Великую Отечественную, оставив бесценные свидетельства о ней
Четыре года боев. Наш земляк прошел всю Великую Отечественную, оставив бесценные свидетельства о ней
Чем дальше уходят от нас военные годы, тем трудней писать о событиях того легендарного времени. Все меньше остается носителей достоверной информации, откуда есть возможность почерпнуть необходимые сведения, что называется, из первоисточника. В основном остаются лишь документальные свидетельства, воспоминания ветеранов, их родных и близких, на основании которых есть смысл попытаться «смоделировать» происходившее на фронтах Великой Отечественной. Пусть это и будет в значительной степени субъективный взгляд, прошедший через призму восприятия ситуации конкретного человека.
Окопная правда
В Верховажской районной библиотеке хранится объемный альбом, посвященный нашему земляку – участнику войны Николаю Фаустовичу Белову. Кстати, он погиб 5 мая 1945 года. Любовно оформленный детьми, этот «пакет документов» содержит родословную известной в нашем районе фамилии, биографию главного героя, ксерокопии его писем с фронта домой, жене. Но, без сомнения, главной исторической реликвией, «гвоздем» альбома являются дневники Н.Ф.Белова, которые он вел с 23 июля 1941 года по 21 июня 1944 года. Вот где простым понятным языком изложена неприкрытая, порой действительно страшная окопная правда, заставляющая несколько по иному взглянуть на события тех лет, задуматься над тем, какой огромной ценой была достигнута победа.
Мне поневоле подумалось, что ведя такие записи во фронтовых условиях, Николай Фаустович серьезно рисковал. Попадись дневники «не в те руки», случились бы у их автора крупные неприятности. Но повезло, документальные свидетельства не только не повредили человеку, который их написал, но и вопреки всему сохранились, дошли до наших дней.
– Отцовские дневники состоят из двух записных и одной полевой книжки карманного формата, – рассказывает сын фронтовика Владимир Николаевич Белов. – Он всегда носил их с собой и, скорее всего, никому не показывал, поскольку понимал, что попадись они на глаза особистам, ему несдобровать. В 1944 году папа приезжал в Верховажье в отпуск по ранению и вместе с письмами матери ему на фронт оставил записи дома. Только поэтому они и сохранились, ведь в мае 1945 года отец погиб.
Это свидетельство сына об отце развенчивает неизвестно откуда взявшуюся красивую легенду. Правда оказалась прозаичней вольного или невольного вымысла, изложенного в одном из Интернет-источников. По его версии, преданный ординарец после гибели любимого командира по личной инициативе доставил полевую сумку Белова в далекое вологодское село Верховажье и отдал вдове Лидии Николаевне. Согласитесь, звучит гораздо выигрышней с точки зрения привлечения аудитории читателей.
Дневник №1 Николай Белов вел с июля 1941 по май 1943 года
Военные дороги
Боевой путь Николая Фаустовича по дорогам войны впечатляет. Призван в РККА в июле 1941-го и вскоре зачислен слушателем в Пуховическое военное училище в Великом Устюге. После присвоения воинского звания отбыл в действующую армию, получив назначение в 310-ю Акмолинскую дивизию. И почти сразу возглавил роту заградительного батальона. А буквально через месяц получает ранение, видимо, легкое, поскольку через три недели уже выписывается из госпиталя и отправляется сначала в Гороховские лагеря, а затем в город Котельнич, где формируется 109-я стрелковая бригада. Обо всех фронтовых перипетиях наш земляк рассказывает в своих дневниках. Порой давая резкие оценки как себе, так и бойцам и командирам.
Без прикрас
Вот как пишут об этих заветных записных книжках родные Николая Фаустовича: «Две маленькие книжицы, исписанные мелким почерком, его дочь хранит как семейную реликвию. Эти фронтовые записи – свидетельство подлинной войны, без ложного патриотизма и прикрас. Это повесть о людях, которые в нечеловеческих условиях выполняли свой долг; о героизме и трусости, о настоящей любви к родине и карьеризме, о невероятных людских потерях, о письмах из дома, об ожидании победы…» Наверное, нельзя найти лучших слов, чтобы наиболее емко отразить все изложенное во фронтовых дневниках. В них не найти описания залихватских атак с криком «ура», геройских подвигов, когда бойцы одним только своим видом повергают врага в замешательство. А вот суровой правды жизни там в избытке. Вот несколько коротких выдержек:
– 14.02.43 г. Утром прибыл батальон моряков. Наступали. Результатов нет. За день боя людей опять осталось мало. Ночью наступаю с остатками, безрезультатно. Везде кучи трупов, стонут раненые.
– 15.02.43 г. Утром остатки батальона моряков по приказу вышли из боя. Опять остался один с группой храбрецов. Боюсь за пушки, они подтащены под самый нос немцев и все время приходится смотреть, а то утащат. Приказ на отход был получен в 24.00. Пушки 45-миллиметровые вытащили на руках. Ночью в 4 утра прибыл в штаб полка. Устал смертельно…
– 20.02.43 г. 19 февраля в 22.00 получили боевой приказ на наступление. В 2.00 выдвигаю батальон на противоположный берег реки Ока. Много жертв. Артиллерийское наступление началось в 8.00. Мой батальон попал под огонь своей артиллерии и РС. Большие жертвы. К вечеру от батальона ничего не осталось. В 16.00 меня ранило. Выйти из боя не могу. В 20.00 уже темно. Меня вытащили автоматчики.
Гибель накануне Победы
Всего же за четыре года войны Николай Фаустович был ранен четыре раза (по другим сведениям – пять). И всякий раз возвращался в строй, вновь получал новое назначение и шел с войсками на запад. И дошел бы до Берлина, если бы 5 мая 1945 года в городе Бурге на Эльбе жизнь командира полка подполковника Белова не оборвала пуля немецкого снайпера (по другой версии – огонь автоматчика). Вот строки из письма вдове Лидии Николаевне от командования подразделения, подписанного майором А.Балком:
– Дорогая Лидия Николаевна!
Нам тяжело писать вам это письмо. Мы несколько раз начинали и откладывали. Но рано или поздно вы должны узнать, что случилось с вашим любимым Николаем – нашим боевым командиром, прекрасным товарищем. В завершение боев под Берлином и на Эльбе Николай – командир нашего полка – проявлял чудеса мужества, стремясь скорее принести нашей родине полную и окончательную победу. Он все время шел впереди полка. 5 мая в 20.30 на станции Гюзен, попав под автоматический огонь он был убит. Николай много говорил о вас и вашем сыне. В конце апреля он получил несколько писем от вас и радовался как ребенок. Он мне много рассказывал о вашей семейной жизни, о его пребывании в отпуске после болезни... Горе, большое горе постигло вас и нас. Вы потеряли любимого мужа, мы – прекрасного товарища, боевого командира. Тем более тяжела утрата, что погиб Николай за несколько дней до конца войны. Мы вместе с вами скорбим о преждевременной смерти Николая. Будьте сильными! Целуем вашего сына.
«Похоронка – черный листик горя...» Извещение о гибели Николая Фаустовича
Будь сейчас наш земляк жив, его грудь в очередной День Победы украшал бы целый «иконостас» боевых наград: медаль «За отвагу», два ордена Отечественной войны I степени, орден Александра Невского, орден Суворова III степени, орден Красной Звезды.
Н.Ф. Белов похоронен на кладбище в г. Магдебург, Германия. Он погиб всего за четыре дня до окончания войны
Подготовил Владимир БАСОВ
Верховажский вестник №22 за 27 марта 2020 года
Здравстауйте ! Белов Н.Ф.похоронен в Бурге, но не в Магдебурге. В Германии 4 Бурга и поэтому длч отличия пишут Бург-Магдебург. О новой Памятной плите, 2018 г.- в http://forum.patriotcenter.ru/index.php?topic=55015.msg363499#msg363499 Воинское кладбище г.Бург, земля Саксония-Анхальт (Burg, Sachsen-Anhalt)