Искусство и война – несовместимы

05.05.2020

Вениамин Мальцев

Ученик 5-го класса вологодской школы №29 Григорий Томилов нашим читателям уже знаком. Два года назад мы публиковали его исследование, посвященное верховажским мельницам. В этот раз Григорий и его мама Наталья вновь обращаются к истории своей малой родины. Для областного конкурса «Возвращая имена и судьбы», посвященного 75-летию Победы, они подготовили работу о Вениамине Мальцеве.

 

Помните! Через века, через года, – помните!
О тех, кто уже не придет никогда, – помните!
Роберт Рождественский

 

Школьные годы

Когда моя мама училась в пятом классе, её учительница, Нина Алексеевна, дала своим ученикам задание: собрать информацию о Вениамине Ивановиче Мальцеве, жителе Верховажского района, погибшем во время Великой Отечественной войны. Мама рассказала мне, что они с одноклассниками общались с его мамой, школьной учительницей, преподававшей немецкий язык. Читали его письма с фронта и рассматривали его прекрасные рисунки. Я решил продолжить исследование, которое начала моя мама, будучи юной школьницей.

Сначала сделал запрос директору Нижне-Кулойской общеобразовательной средней школы, Татьяне Николаевне Игнатьевской. Почему именно туда? В этих местах он родился, там преподавала его мама, Павла Васильевна, и в Нижне-Кулойской школе до сих пор берегут память о Вениамине Ивановиче: письма, рисунки, фотографии.

Среди них – почетная грамота и аттестат, которые говорят нам, что Вениамин был прилежным учеником, имел примерное поведение и хорошие отметки.

Почетная грамота и аттестат Вениамина Мальцева

Познакомившись с биографией Вениамина Ивановича, я отметил для себя, что информация о нем незначительна и во всех документах есть лишь его год рождения – 1924. Числа и месяца в источниках не указано. Из представленных Т.Н. Игнатьевской материалов я выяснил, что Вениамин Иванович окончил Нижнекулойскую начальную школу. В 1942 году – Верховажскую среднюю школу с отличными и хорошими отметками по всем предметам.

Вениамин с детства хорошо рисовал. В 1985 году на чердаке дома, где прошли детские годы моего героя, были найдены его рисунки, которые хранятся в Верховажском историко-художественном музее и школьных музеях Нижне-Кулоя и Верховажья.

Павла Васильевна

Мама сообщила мне, что Павла Васильевна в конце 80-х годов жила на улице Стебенева. Мама со своими одноклассниками, в свободное от учебы время, помогали ей по хозяйству: носили воду, дрова, продукты. Она часами рассказывала о своем сыне.

Фотографий с изображением Вениамина Ивановича немного. Разглядывая одну из них, я подумал, что сделана она была незадолго до начала войны. Какое молодое и красивое лицо, целеустремленный взгляд. О чем он размышлял в этот момент? Возможно, думал о своем будущем: в какой институт поступит, кем хочет стать, о девушке, которая ему нравится, о том, как любит свою маму…

Вениамин Мальцев

Я любовался и рисунками Вениамина. Пейзаж карандашом, дата: 18 июля 1940 года. Река Кулой. Сочный натюрморт выполнен красками. Можно отметить реалистичность изображения предметов, хорошо подобранные цвета. Портрет моряка, выполненный акварелью.

Рисунки Вениамина Мальцева

Разглядывая их, не подумаешь, что это рисовал простой сельский парень, а не учащийся художественной школы. В сохранившейся коллекции есть портреты, натюрморты, пейзажи выполненные карандашом, акварелью, гуашью. Зная его судьбу наперед, как будто бы жизнь поделилась на до и после. До – это молодость, школьные годы, родное село, мама, товарищи, книги, любимое рисование и мечты о будущем.

 

Треугольники писем

А после – началась страшная страница в истории нашей страны – Великая Отечественная война. В 1942 году Вениамина Ивановича призвали в армию через Верховажский РВК. Начались военные будни и письма маме. Маленькие желтые треугольники – они служили залогом того, что приславший их с войны живой. Как страшно было не получать писем! Приведу выдержки из них.

«Здравствуйте, мама и дедушка!

Привет из Каргополя. Посылку получил 13 ноября. Очень рад. Я писал Вам 3 письма, но ответа от вас не было. Я думал, что они не дошли по адресу. Нам выдали зимнее обмундирование: шапки-ушанки, перчатки и теплые портянки. Ходим в сапогах. Носки и рукавицы пока поберегу. Сухари тоже пригодились. Вообще, получив посылку, почувствовал себя как-то ближе к дому. 14 числа получил ваше письмо, писанное 7 ноября. В одной роте со мной находятся Ламов, Лобанов, Каютинов, Макурин. С Колькой Пивоваровым тоже в одном бараке. Николу Дудорова видел несколько раз. Он живет рядом. Иногда рисую карандашом в альбоме. Здесь некоторые советуют мне в будущем в академию сунуться. Только плохо, что нет репродукций никаких. Красками рисовать некогда. Вот о себе приблизительно и все. Жду от вас ответа. Привет Ольге Петровне. Поздравляю ее с законным браком. 15 ноября 1942 года

Пока. До свидания. Вениамин.

Р.S. Часто пироги картофельные вспоминаются. Но это так, к слову».

(Книга Памяти Вологодской области. Верховажский район. с.118)

 

«Здравствуй, мама!

Получила ли ты письмо от 3/IV. 43 из Няндомы? Там мы торчали двое суток. Живу вообще хорошо. Едем в теплушках. Сидим у печки и варим в котелках пшенную кашу. Печка не знает отдыха. Котелки в два этажа торчат. По дороге всё можно купить на деньги. В Няндоме ничего купить не мог, все на хлеб. В Коноше молоко по 100 р. литр. Не мог утерпеть. В Ростове на Ярославской дороге ходили на рынок и спустил последние 250 рублей. Купил буханку хлеба и уничтожил за один день. Можешь подивиться моему чудовищному аппетиту. Сейчас сижу у дверей вагона и пишу на котелке. Пишу из местечка в 35 км. от…

До свидания. Твой сын Вениамин».

(МБУК «Верховажский районный историко-художественный музей»)

 

«Здравствуй, мама! Привет из Москвы. Нахожусь в дороге, от Москвы километров 20. После моего предыдущего письма я отъехал всего 15-20 км. Живу хорошо. Сейчас сижу на платформе и пишу вот это послание. Рядом со мной сидит Никола Пивоваров и тоже строчит. Помнишь, ты писала, как Никола Пивоваров мог быть дома. Это, оказывается, его отец был. Вообще же, ты, вероятно, знаешь, как в дорогах живут. Ничего не делаю и по три дня не умываюсь, так что при очередном умывании работы хватает. Ребята наши ездили в Москву, ну а я предпочел не ездить, потому что мне хотелось только в Третьяковской галерее побывать, а они только по улицам прогулялись. Погода чудесная. Солнце греет и ветерок теплый. Вышел было на улицу чего-либо начиркать, да расхотелось что-то. Как живут в Кулое? С нами же едет Мишка Овсянкин. Помнишь, в 8 классе учился? Он из Архангельска.

Ну, вот и все. Пока до свидания. Прибуду на место и сообщу адрес. Обо мне не беспокойся. Привет Ольге Петровне и Павле Никифоровне. Твой сын Вениамин».

 

Умер от ран

Читая эти письма, сложно представить, что испытывал Вениамин Иванович на самом деле. Ведь он был на войне. Наверно, ему было страшно. Он не рассказывал в своих письмах того, что могло расстроить материнское сердце. Писал о буднях: где расположились, что кушают, о своих знакомых. Находясь недалеко от Москвы, он мечтал побывать в Третьяковской художественной галерее. Я думаю, это говорит о том, что его светлая душа стремилась к прекрасному. Он хотел отвлечься от оружия, стрельбы, раненых и умирающих товарищей.

Но будни сержанта – это его боевой путь, который я проследил на сайте «Подвиг народа». Вениамин Иванович принимал участие в боевых действиях в районе Великого Новгорода, Витебска, Смоленска и Брянска в составе 422 стрелкового полка. В 1943 году на Брянщине и Смоленщине шли ожесточенные бои. В Википедии я выяснил, что «422 стрелковая дивизия была сформирована в Хабаровском крае весной 1942 г. Начав свой боевой путь в районе безвестной станции Тундутово, дивизия пережила все 200 огненных дней и ночей Сталинградской битвы, участвовала в окружении и ликвидации крупной группировки гитлеровских войск под командованием генерал-фельдмаршала Паулюса».

И вот… последнее «Здравствуй, мама». Последнее письмо от Вениамина, адресованное самому близкому человеку. Датировано 25 июня 1943 года.

Последнее письмо...

Сержант Вениамин Иванович Мальцев умер 31 июля 1943 года. На сайте «Память народа» нашел документ из архива. Запись под номером 706 в медицинской книге отражает дату и причину смерти солдата. Вениамин Иванович не смог выжить от полученных ран.

На этом же сайте выяснил первичное место захоронения бойца. Украинская ССР, Харьковская обл., Змиевский р-н, п. Ивановский-2. А в документах, представленных Т.Н. Игнатьевской, указано окончательное место захоронения: Орловская область, Свердловский район, п. 2-й Ивановский. Таким образом, можно предположить, что его тело было перезахоронено.

 

Мне хотелось дополнить исследование жизненного пути В.И. Мальцева такими фактами, которые могут быть полезны в Верховажском районном историко-художественном музее и школьных музеях Нижне-Кулоя и Верховажья. Радостно ощущать свою сопричастность к истории малой Родины. Ведь деревня Урусовская, где жила семья Мальцевых, это место рождения моего пра-прадедушки.

Я решил продолжить работу, найти родственников Вениамина Ивановича в Вологодской области, встретиться с ними, сделать запрос в архивы с их разрешения. Рад буду поделиться наработками с районным историко-художественным музеем и школьными музеями Верховажья и Нижне-Кулоя.

Благодарю Татьяну Николаевну Игнатьевскую, директора Нижне-Кулойской средней общеобразовательной школы за помощь в предоставлении фотографий и материалов из архива школьного музея.

 

К печати подготовила Наталья Андреева

 

Он погиб, но остались
Эти рисунки в альбоме,
Долго его дожидались
На чердаке в старом доме.

Вот река у деревни,
Кулойский бор за рекой,
Солнечный день весенний
В дымке такой голубой!

Но бросается сразу,
Режет рисунок взгляды:
Это Бульбу Тараса
Жгут над костром ляхи.

Веня войну ненавидел,
Он не хотел воевать,
Светлым он мир видел;
Он любил рисовать.

Л.А. Гостевская

 

«Верховажский вестник» №29 за 22 апреля 2020 года

 

Читайте также:

Трудовая военная юность. История жительницы Морозовского поселения Александры Плотниковой

Воспоминания о брате

Мельницы верховажского края

Поделиться
Комментарии (0)
Свежий номер