• Главная
  • Наша история
  • Мы учились в тревожные годы. Воспоминания о довоенных и военных годах учебы в Шелотской школе

Мы учились в тревожные годы. Воспоминания о довоенных и военных годах учебы в Шелотской школе

17.05.2020

Здание неполной средней Шелотской школы

 В 2020 году исполняется 85 лет с открытия неполной средней школы в селе Шелота. Также, ровно 50 лет назад пущено в эксплуатацию основное школьное здание, в котором сейчас учатся шелотские ребята. Пять лет наша школа носит имя героя Н.Е. Петухова. Немногочисленная сейчас, за эти годы она выпустила не одну тысячу выпускников. Среди них много достойных людей, которые прославляют своим трудом и школу, и свою малую Родину. Наша школа воспитала двух Героев Советского Союза Н.Е. Петухова и П.П.Гущина. С этим не поспоришь.

 

Предлагаю всем, кто связан незримыми нитями с шелотской землей, перенестись на много лет назад и посмотреть, как жили Шелота накануне Великой Отечественной войны, что запомнилось современникам из школьной жизни, и как школа переживала трудные военные годы. Может, читая эти воспоминания, мы по-другому посмотрим на трудности нашего времени, на методы воспитания. Постараемся найти ответ на непростой вопрос – почему дети военных лет, несмотря на голод и плохую одежду, тянулись к знаниям и почему современные дети учёбе и труду часто предпочитают развлечения.

Василий Николаевич Макаров

Обратимся прежде к воспоминаниям очень уважаемого в своё время человека. Василий Николаевич Макаров запомнился шелотянам старшего поколения не только как замечательный учитель, но и тем, что он учился вместе с будущим героем Советского Союза Николаем Петуховым. Вместе с ним в 1939 году закончил Шелотскую семилетнюю школу. Другой герой Павел Гущин, проучившись в школе три года, в 1938 году переходит в 7 класс Тотемской средней школы № 1. Значит, тоже успел получить свою долю образования и воспитания в нашем учебном заведении.

Каким был дух того времени накануне великих испытаний? Какова была роль учителя? Как школа готовила к жизни и воспитывала в будущих защитниках патриотизм, самоотверженность и ответственность за свои поступки? Не здесь ли кроются ответы на эти вопросы?

 

Бригадная система

Из воспоминаний Василия Николаевича Макарова: «Родился 14 января 1924 года в деревне Якунинская Шелотского сельсовета Верховажского района Вологодской области. В моей жизни немало пережито разных хороших и тяжёлых моментов, но ярче всего запомнились годы в родной школе. Особенно хорошо – первый класс. Наша школа называлась ШКМ (школа крестьянской молодёжи) с шестилетним сроком обучения. Тогда был принят бригадный метод обучения. Класс делился на группы по пять – шесть человек во главе с бригадиром. На уроках спрашивали в основном бригадира, а оценки ставили всей бригаде. Нашей первой учительницей была Елизавета Васильевна Кедровская, она с нас довольно строго спрашивала все, что задавалось к следующему уроку, но всегда была справедлива и на уроках никогда не повышала голос.

Весной 1932 года мы закончили первый класс. В этом году произошли большие изменения. ШКМ была закрыта, а Шелотская школа стала начальной с четырёхлетним сроком обучения. Вот в ней я и мои одноклассники продолжили своё обучение. Система обучения была изменена, теперь каждый отвечал сам за себя. Учился в начальных классах я неплохо, в основном на «4», но были и тройки, часто не ладилось с русским языком, а вот арифметику, географию, рисование я всегда ждал с нетерпением. Особо памятен конец года, когда мы учились в 4 классе, нам предстояло сдавать выпускные экзамены за курс начальной школы. Готовились с большим старанием, всем нравился групповой метод, когда собирались по несколько человек и отвечали на вопросы экзаменационных билетов по очереди, и тут каждый мог дополнить, что упущено товарищем. Вот и экзамены прошли успешно. Первая ступень обучения – начальная школа окончена. Это было в начале июня 1935 года.

 

Свидетели истории

У меня и моих одноклассников в те годы много было интересных волнующих событий. Мы были свидетелями того, как в Шелотах появился первый трактор, мы бегали его встречать до деревни Плёсо. Впервые мы услышали слово радио, когда в сельском совете был установлен детекторный приемник. Впервые увидели грузовой автомобиль и велосипед.

1930-1932 годы – период организации колхозов. Весь уклад жизни, в том числе и сельских ребятишек, менялся полностью, все было новым, и это волновало не только взрослых, но и нас.

В сентябре 1935 года в Шелотах открывается неполная средняя школа. Все желающие, имеющие образование 4 класса начальной школы, поступают в 5 класс. Все тогда нам казалось необычным, новым. Учит нас не один учитель, а несколько, много новых предметов изучаем, много совсем незнакомых ребят, прибывших из Липок, с Дору, из Середского сельсовета. Прежде чем описывать учебу в старших классах нашей школы, хочу остановиться на учительском коллективе тех лет. Прошло почти полвека, но я и мои одноклассники их помним и вечно будем благодарны.

С открытием Шелотской НСШ прибыли работать Илья Александрович Попов – наш первый директор, Вера Николаевна и Вениамин Николаевич Куроптевы, Александр Николаевич и Ироида Ильинична Кайдаловы (Ироида Ильинична приехала значительно раньше и заведовала начальной школой), Анна Степановна Загоскина, Борис Петрович Моховиков, Надежда Александровна Пономарева, затем прибыли Михаил Семенович и Евгения Павловна Житнухины.

Им пришлось начинать все заново. Не хватало классных комнат, парт, учебников, очень мало поступало тетрадей, состав учеников 5-х классов был разновозрастный. Многие 4-й класс закончили два-три года тому назад, а было набрано 4 пятых класса по 35 человек в каждом. Но наши учителя делали все, чтобы мы стали не только всесторонне грамотными, но и достойными гражданами нашей великой Родины.

Кроме учебных занятий наши учителя тратили уйму времени на подготовку и проведение классных и общешкольных мероприятий. Ежегодно торжественно отмечались все революционные праздники.

1 мая и 7 ноября вся школа шла на митинг и демонстрацию. Выстраивались классными колоннами. Много времени и сил прилагали учителя и ученики, чтобы украсить праздничные колонны. После демонстрации все шли на концерт школьного хорового и драмкружков, которыми руководили Ироида Ильинична и Вера Николаевна. Нашим клубом был класс, где мы сами устанавливали сцену, а после спектакля убирали. Запомнились и новогодние праздники. Они похожи на те, которые ребята видят теперь, только наши елки украшались бумажными игрушками да стеариновыми свечами. А о подарках тогда и речи не было.

Во время учебы в 5, 6, 7 классах мы были свидетелями важнейших событий. Шли годы второй пятилетки. Наша страна набирала силу. Большие успехи были достигнуты в авиации. Перелет экипажа АНТ-25 из Москвы через Северный полюс в Америку, спасение челюскинцев, беспосадочный полет женского экипажа Москва-Дальний Восток и многие другие события. Все это мы узнавали из «Пионерской правды», которую читали коллективно, т. к. на школу выписывали всего три номера, а дома газет ни у кого не было, тогда подписка газеты была ограничена.

В декабре 1936 года была принята новая (по тому времени) Конституция и в школе был введен новый предмет «Конституция СССР». Мы все хорошо запомнили первые выборы в Верховный Совет СССР. Ведь тогда не было радио, мало было и газет, и нам, школьникам, поручили печатать плакаты и вывешивать прямо в домах в своих деревнях. Эти плакаты извещали о дне выборов и кандидатах в депутаты. Ну, и в день выборов на избирательном участке не обошлось без нашего присутствия, хотя нас туда и не приглашали.

В 1937 году страна отмечала 100-летие со дня гибели А.С. Пушкина. В нашей школе было сделано очень много учителями и учениками в честь этой даты. Проводились пушкинские вечера, показывали кинофильм «Капитанская дочка», был общешкольный вечер, где инсценировались повести «Дубровский» и «Капитанская дочка». Хорошо помню, что роль Троекурова исполнял Дубов Николай, и сыграл он тогда хорошо, все хвалили.

 

Накануне войны

А теперь кратко о нашей учебе. В отличие от теперешних школьников, мы выглядели совсем иначе. Одеты и обуты были бедновато, носили все домашнего изготовления. Было мало учебников. По некоторым предметам учебник был только у учителя, и нам приходилось кратко записывать содержание изложенного материала. Тетради выдавались только для классных работ, а дома мы писали в основном на старых книгах. Трудностей было немало, но училось большинство из нас прилежно.

Мне на всю жизнь запомнились уроки литературы Веры Николаевны Куроптевой, уроки биологии Ироиды Ильиничны, уроки физики Александра Николаевича Кайдалова, уроки алгебры и геометрии Ильи Александровича Попова. Благодаря их великому терпению и таланту многие из нас получили возможность продолжить своё образование после окончания нашей школы.

В моей памяти хорошо сохранилось время вступления в комсомол. Это было зимой 1939 года. Группа семиклассников под руководством Веры Николаевны долго готовилась к этому торжественному моменту. После того, как был изучен устав ВЛКСМ, мы, группа в 12 человек, пошли пешком в Верховажье на бюро РК ВЛКСМ. Все, конечно, очень волновались, ведь никто из нас ни разу не был в районном центре, тем более в райкоме ВЛКСМ. Но всё обошлось хорошо, и мы благополучно прибыли обратно. На это ушло три дня.

Весной 1939 года мы заканчивали седьмой класс. Много было хлопот и волнений перед выпускными экзаменами. Тогда экзамены сдавали по многим предметам: по русскому языку письменно, по литературе устно, по математике устно и письменно, по Конституции СССР, по немецкому языку и географии. Но вот и экзамены позади. Я закончил седьмой класс с одной тройкой. Теперь настала пора выбора дальнейшего пути. На выпускном вечере в торжественной обстановке нам вручили документы, и многие из нас распрощались с родной школой навсегда. В 1939 году я поступил в Вельское педучилище, но война не дала закончить образование».

 

От Шелот до Австрии, Болгарии и Венгрии

Летом 1942 года Василия Николаевича призывают в армию. С августа по ноябрь он находился на учебе в танковом училище в городе Камышине на Волге.

Стал водителем танка Т-34. Его бригада остановилась километрах в тридцати южнее Сталинграда. Бои шли четверо суток. Из 52 машин, что входили в бригаду, осталось только девять танков.

5 июля 1943 года началась битва на Курской дуге. Бригада, в которой служил Василий Николаевич, вступила в бой на направлении на город Орел. Бои были очень тяжелые. 29 июля в боях на окраине города Орла он был ранен в ногу. Боевые товарищи вытащили из горящей машины, сделали перевязку и отвезли в санчасть. За время войны ему довелось побывать в Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии и Австрии.

Был награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями «За отвагу», «За победу над Германией», «За освобождение Белграда». Вернулся домой в 1946 году. Демобилизовали досрочно, как учителя.

«После окончания Великой Отечественной войны довелось многие годы работать в родной школе. Я счастлив, что так распорядилась судьба и горжусь этим. Ещё немного хочу остановиться на учителях – мужчинах и выпускниках нашей школы первого, второго и третьего выпусков. Мы учились в тревожные предвоенные годы. В 1941 году первыми ушли воевать наши учителя Попов Илья Александрович, Куроптев Вениамин Николаевич, Моховиков Борис Петрович. Они пали смертью храбрых на полях сражений Великой войны. Бывшие выпускники нашей школы первых трёх выпусков все поголовно были призваны или ушли добровольно на войну в 1941, 1942, 1943 годах. Все, без исключения, честно исполнили долг перед своей Родиной, многие из нас не вернулись с войны, многие остались инвалидами с тяжёлыми ранениями, но мы победили, и это самое главное».

Не каждая школа, не только в нашем районе, но и в области, воспитала двух Героев Советского Союза, в этом тоже огромная заслуга школы. Василий Николаевич Макаров больше сорока лет работал учителем. В 1983 году вышел на заслуженный отдых.

В августе 2001 года его не стало.

Зоя Дьячкова

«Верховажский вестник» №33 за 8 мая 2020 года

 

Читайте также:

Время надежд и стремлений. Как и чем жили верховажские учителя, школьники и родители в 60-е годы XX века

Олюшинский кирпич. Стройматериал для семилетки был местного производства

Школа — моя судьба

 

Поделиться
Комментарии (0)
Свежий номер