• Главная
  • Наша история
  • Время надежд и стремлений. Как и чем жили верховажские учителя, школьники и родители в 60-е годы XX века

Время надежд и стремлений. Как и чем жили верховажские учителя, школьники и родители в 60-е годы XX века

07.02.2020

Митинг у каменного здания. Оно было основным среди трех школьных и здесь проходили все важные мероприятия

 «Мы пришли за мужеством, за знаньями – в юности уж так заведено – наше неуютное каменное здание, в дом на берегу и под роно», – это слова из песни-гимна Верховажской средней школы. Ее написали ученики, а отредактировал директор школы Анатолий Федорович Лебедев в 60-е годы прошлого двадцатого столетия. Всеобщий энтузиазм и вера в светлое будущее, открытия ученых и новые идеи педагогов, споры «физиков» и «лириков», конечно же, вдохновляли и верховажан.

 

«Дом на берегу и под роно...»

В те годы средняя школа размещалась в трех зданиях, поэтому учащимся старших классов приходилось бегать из здания на берегу в каменное здание на уроки. Так было не всегда, что-то менялось. В альбоме выпуска 1963 года есть фотографии с такими подписями: «В здании восьмилетней школы прошли первые школьные годы, в каменном здании учились в седьмых-десятых, в здании на берегу закончили 11 классов». Главным было каменное здание. Там проводились педсоветы, в зале на втором этаже – комсомольские собрания, пионерские сборы, школьные вечера.

Митинг у каменного здания. Оно было основным среди трех школьных и здесь проходили все важные мероприятия. Фото из архива семьи Прохоровых

С 1961 по 1964 годы директором школы был Петр Петрович Пивоваров. «Казалось, он живет, наслаждаясь миром: во всем чувствуется его обстоятельность, неторопливость. Немногословный в общении с коллегами, хороший хозяйственник», – так говорила о нем Римма Александровна Булганина на вечере чествования учителей-ветеранов Великой Отечественной войны в 1975 году. Под его руководством в начале 60-х годов была сделана пристройка к восьмилетней школе. Учреждение разделилось на среднюю и восьмилетнюю школы.

А с 1964 и по 1971 год школой руководил А.Ф. Лебедев. По словам коллег, «...работать с ним было нелегко, но интересно. Натура творческая, он всегда был в поиске свежих идей, не останавливался на достигнутом, очень ценил и поддерживал стремление педагога к самообразованию...».

Анатолий Федорович обладал прекрасными организаторскими способностями. Нерадивым ученикам спуску не давал. Дисциплина в школе была на высоте.

Педколлектив в 60-е годы был высокопрофессиональным. В школе в те годы работали: школьные библиотекари В.Н. Куроптева и П.И Каспер-Юст, учителя начальных классов А.Д. Карбасников, Л.П. Зворыкина, А.П. Волгина, О.Н. Цуварева, Г.И. Лебедева, Е.А. Самылова, З.В. Попова, Г.А. Бречалова, Е.В. Сорокоумова, С.В. Щекина. Учителя-предметники: Л.А. Лобанова, П.К. Платова, Р.А. Булганина, Л.В. Ригина, А.В. Лютикова, М.Б. Кокорина, Р.Б. Мухина, С.П. Кашина, Н.И. Пивоварова, П.П. Пивоваров, Н.Л. Пашкова, Т.В. Хахлина, А.И. Филиповская, Е.А. Пономарева, В.Т. Басов, М.П. Басова, А.В. Долбилов, Н.Д. Долбилова, А.К. Двойнишникова, З.Н. Лисицына, А. А. Красовская (Верещагина), Г.С. Кашинцева, А.А. Зобнина, Н.В. Васильевская, Е.Ф. Цуварева, М.Б. Порякова, А.М. Яшина, И.Л. Сальникова, В.А. Сальников, Б.М. Саврасов, М.В. Кононова, А.В. Хлызов, А.А. Першин, А.Н. Алябьев. Завучем школы была и преподавала математику Т. Я. Саврасова. «Учителей почитали, было уважение к их уму и мудрости, к тому, что много знают...» – вспоминала Гусева А. А.

Педагогический коллектив школы в 60-е годы

29 сентября 1965 года Указом Президиума Верховного Совета СССР был учрежден праздник День учителя. Профессия учителя была престижной, особенно – сельского учителя, который обладал большим авторитетом. Мы всегда у всех на виду, вольно или невольно односельчане смотрят на нас: как одеты, как ведем домашнее хозяйство, как выстирано бельё… Именно сельскому учителю как никому другому нужна самодисциплина. В те далекие 60-е годы учителя были примером очень во многих делах. Поэтому выпускники школы охотно шли в педагогические учебные заведения. Окончив, чаще всего наш Вологодский педагогический институт, верховажане возвращались в свою родную школу. Так, 15 августа 1964 года учителем математики пришла работать Г. Я. Чугреева (Кремлева), 16 августа 1965 году – З. В. Ташлыкова (Попова). В 1967 году из Сибири переведена на работу в среднюю школу учителем русского языка и литературы Л.П. Шестакова, в 1968 году после окончания физкультурного отделения Вологодского педучилища учителем физкультуры пришла работать Т.М. Воронина (Дьячкова). В этот же год началась трудовая деятельность В.П. Пивоварова – на должности школьного библиотекаря. В 1969 году поступили на работу сразу два мужчины, оба учителя физкультуры – М.П. Дружининский и Г.П. Дьячков – он вел еще и гражданскую оборону. А также – учитель биологии Р.П. Акиньхова (не могу удержаться, чтобы не сказать – любимый, милый мой учитель, который столько времени, сил, любви вложил в меня в прекрасные детские, школьные годы...).

 

Физики или лирики?

В основу воспитания в 60-е годы была положена система В.А. Сухомлинского: «Единство трудового, нравственного, физического, эстетического воспитания». На уроках учителя применяли авторские технологии Щуркова, Эльконина, Давыдова, Шаталова, Амонашвили... Например, в 1964-65 учебном году школа работала над темой «Эстетическое воспитание учащихся». Интересный, на мой взгляд, был выбран эпиграф «Важнейшая роль принадлежит эстетическому воспитанию, ему надо открыть широкую дорогу прежде всего в школе...» (Л.Ф. Ильичев, советский философ, партийный деятель).

Учащиеся 11 Б класса оформили кабинет обществознания (1964-65 учебный год)

И сейчас школа делает все возможное для привития эстетического вкуса учащихся: здесь красиво и уютно. Но давайте вернемся в далекий 1964-65 учебный год. За год в школе оформлены пионерский и комсомольский залы, Ленинская комната, кабинеты обществознания, искусства, биологии и химии.

Много было проведено бесед, устных журналов, темы самые разнообразные: об искусстве, вежливости, литературе... В двух словах обобщить это множество тем можно как «спор физиков и лириков». Нельзя не вспомнить входящих в моду диспутов, которые проводил А. Ф. Лебедев, его факультативы… В то время, не имея интернета, хороших глянцевых журналов, книг по искусству, Анатолий Федорович знакомил учеников со знаменитыми художниками, их картинами, стилем письма…

Вечер химии в школе. Старшеклассники делают лимонад. 1963-64 учебный год.

А после вечера химии - танцы. 1963-64 учебный год.

Время было интересное. В те годы широкой популярностью пользовался литературно-художественный и общественно-политический журнал Союза писателей СССР «Юность» (выходит с 1955 года). В эти годы вся страна читает произведения Михаила Шолохова, а его роман «Поднятая целина» печатают многие периодические издания.

На всю жизнь в памяти выпускников остались школьные вечера. Перед танцами обязательно – тематическая часть, посвященная, например, какому-либо школьному предмету. Частыми были поэтические вечера. Много восторженных воспоминаний сохранилось с мероприятия по творчеству Константина Симонова, где со школьной сцены звучали его стихи, был поставлен отрывок из пьесы «Смелые люди», а директор школы Анатолий Федорович Лебедев рассказал о встрече с поэтом на фронте. Многие старшеклассники под впечатлением уроков, кружков, факультативов, школьных литературных вечеров полюбили чтение и с удовольствием посещали районную библиотеку. Она размещалась рядом со школой, во флигельке рядом с каменным зданием. Тогда там был высокий прилавок, за ним – стеллажи с книгами, которые выдавала библиотекарь, что подаст, то и читай. Наверное, не случайно у старшего поколения сохранилась любовь к чтению, разносторонние интересы – и в этом немаловажную роль, конечно, сыграла библиотека.

Многие учащиеся того времени с ностальгией вспоминают праздник Новый год. В последние дни декабря школа, особенно каменное здание, преображалась – кабинеты превращались в настоящее сказочное царство. На стенах висели огромные – от пола до потолка! – нарисованные красочные плакаты, которые блестели, переливаясь всеми цветами радуги, щедро посыпанные мелкой крошкой от елочных игрушек, которые тогда были стеклянные.

 

Добрые дела пионерии и комсомола

В школе активно работала пионерская организация. Ребята после уроков собирали макулатуру и металлолом, золу. Широко велась тимуровская работа: старым людям безвозмездно, иногда и тайно, под покровом темноты, кололи дрова, убирали снег...

На мой взгляд, тимуровское движение востребовано и сегодня. Нам, взрослым, надо только подсказать, направить детей. Рядом с нами живут ветераны, которым нужна помощь. Ко всем ведь не приставишь социального работника. Можно просто разгрести от снега дорожку к дому, принести дров к печке… Есть пожилые люди, которые ввиду болезни не могут прочитать газету, а с нетерпеньем ждут её, любят, так как выписывают не один десяток лет. И было бы хорошо, если бы современные тимуровцы два раза в неделю приходили к ветерану почитать районную газету. Я думаю, такое внимание будет приятно ветерану и полезно для подростка. Появится повод что-то вспомнить, о чем-то поговорить, узнать новое.

Первомайская колонна школьников. Фото из архива семьи Прохоровых

В школьном музее сохранился альбом «Добрые дела пионерии» 1961-62 учебного года, где пионеры школы рапортуют, что собрали 27706 килограммов металлического лома, 9594 кг вторсырья, 1508 кг макулатуры, 194 кг костей, 470 кг куриного помета. Вывезли 230 возов навоза, сделали 100 штук скворечников и кормушек, поставили 58 концертов для населения, продали книг на сумму 686 рублей. Впечатляет, не правда ли?

Комсомольская организация объединяла всех старшеклассников школы, которые активно помогали учителям, а девушки-комсомолки были вожатыми в младших классах. «Особенно работа комсомольской организации оживилась при директоре А.Ф. Лебедеве, – вспоминает завуч школы П.К. Платова. – Тут и краеведение, и лыжные походы по району в честь дня Советской Армии, и игра «Зарница», и школьные вечера на высоком культурном уровне. Везде чувствовался порядок, жизнь в школе стала более интересной... В те годы комсомольцы школы, как и работники предприятий, принимали личные социалистические обязательства, готовились к Ленинскому зачету, а затем накануне дня рождения В.И. Ленина в апреле отчитывались на классных комсомольских собраниях. Все было ответственно и волнительно».

Комсомольское собрание. Середина 1960-х годов.

В школе работали два хоровых кружка, музыкальный клуб, кружок художественной фотографии. Традиционно в весенние каникулы проходил смотр художественной самодеятельности школ района. Школа была активным участником таких концертов.

Урок пения. 5б разучивает «Новогоднюю польку». 1964-65 учебный год

Развивалась и туристско-краеведческая работа. В рамках этого направления организовывались многодневные и однодневные туристические походы, проводились школьные краеведческие слеты, соревнования по ориентированию, регулярными были Ленинские уроки. Школьники отправлялись в поездки по историческим местам нашей Родины: Волгоград, Ленинград, Вологда, Москва... Ежегодно проводились экскурсии на предприятия района: льнозавод, КБО (комбинат бытового обслуживания), типография, пищекомбинат, маслозавод, леспромхоз и др. А.Ф. Лебедев часто говорил: «Знание родного края – не для экзамена, а на всю жизнь».

За хорошую учебу школьники поощрялись поездками в Москву и другие города. 1962 год. Фото из архива семьи Прохоровых

 

Свой музей

О создании первого в области школьного музея областная молодежная газета «Вологодский комсомолец» от 15 марта 1967 года писала: «Как-то на уроках объявили, что теперь будем создавать в школе свой музей. А уже на следующий день в маленькую школьную комнату ребята тащили кто что мог... Ходили по деревням, лазали по чердакам. Идея стала настолько популярной, что старики сами стали заглядывать в школу. Среди всякой всячины были поистине жемчужины русской старины. Ткацкий челнок двухсотлетней давности, фото последнего старосты Верховажского посада, старинная икона-фреска, похвальный лист выпускника 1913 года, спички фабрики Юренского, царские монеты, начиная от времен Петра I. И школьная гордость – белая сомовская посуда...

В конце декабря вся школа жила ожиданием. Избранный совет музея во главе с Валей Житнухиной раскладывали, развешивали экспонаты. Заняты были все, каждый класс готовил сюрприз. Так в декабре 1966 года в школе появился музей».

«Отрадно, что много экспонатов, собранных в 60-е годы школой, нашли свое место в районном музее», – отмечали в 1988 году М.В. Кононова, Р.А. Булганина, С.П. Кашина в районной газете «Путь к коммунизму» (номер за 31 декабря). Вся эта большая краеведческая работа была не мыльным пузырем, не занятием ради занятия, а помощью в учебном процессе. На уроках истории делали сообщения по рассказам-воспоминаниям участников Гражданской и Великой Отечественной войн, на географии – об организации лесопунктов, предприятий района. На литературе писали сочинения о земляках-тружениках, о боевом пути деда или отца.

 

Памятник Герою

В середине 60-х А.Ф. Лебедев (тогда уже директор ШРМ – школы рабочей молодежи) выступил с предложением поставить памятник герою Советского Союза, нашему земляку Н.Е. Петухову. Каждый житель района внёс посильную лепту в его создание. Не остался в стороне коллектив учителей и учеников нашей школы. 29 октября 1966 года в присутствии матери, сестры и первой учительницы героя, многих односельчан, пришедших на берег Ваги, состоялось открытие монумента. «...Медленно спадает покрывало. На фоне голубого неба выросла фигура Николая Петухова, солдата с крепко сжатым автоматом в руке», – писала районная газета «Путь к коммунизму». Авторами памятника являются ленинградские скульпторы супруги Геннадий и Текуса Контаревы.

Открытие памятника Герою Советского Союза Н.Е. Петухову на берегу р. Ваги. 1966 год. Фото из архива семьи Прохоровых

Это десятилетие было богато на памятные исторические встречи. Из районной газеты «Путь к коммунизму» я узнала, что в гости в школу приезжал Герой Советского Союза Ф. А. Стебенев, а 23 сентября 1965 года состоялась встреча с писателем-земляком В. Ф. Тендряковым.

 

Помощь лесничеству и колхозу

Трудовое обучение было представлено различными направлениями. Например, работал «Зеленый патруль», всем его членам выдавали зеленые повязки с изображением двух дубовых листочков. Ребята выращивали саженцы декоративных кустарников на пришкольном участке, следили за чистотой в лесу, на улицах села и вокруг здания школы.

Многие учащиеся были активными членами школьного лесничества, юные друзья леса помогали в посадке саженцев ели и сосны в питомнике, а потом – в уходе за подрастающими растениями.

Каждую осень школьники помогали колхозу: убирали лен, картофель, турнепс и капусту. Ежегодно, начиная с первых дней сентября и почти до конца первой четверти, после уроков у школы ждал «ГАЗик» и до сумерек ребята помогали убирать урожай.

Активно использовался учебно-опытный участок, на школьном огороде тогда выращивали «новинки» – томаты, смородину, боярышник, росли районированные яблони... В 1967 году школа была участником выставки ВДНХ в г. Москве. До сих пор в школьном музее хранится диплом за участие.

Кроме всего перечисленного, для старшеклассников была обязательна учебно-производственная практика – форма учебно-воспитательной работы. Во время практики юноши и девушки помогали колхозникам ухаживать за курами на птичнике.

 

Хоккей, акробатика, лыжи

Спортивное направление в школе всегда было на высоком уровне: работали кружки по акробатике (гимнастике), баскетболу, волейболу, легкой атлетике, особенно в почете были лыжи. «Уроки по лыжной подготовке в школе были сдвоенные, успевали проходить по пять-восемь километров по верховажскому бору, – вспоминает Полина Кузьминична Платова. – Также на уроках физкультуры катались с гор под деревней Останино (там сейчас стоит телевышка). На районные соревнования по лыжам собиралось до сорока команд. Галина Кремлева (Г. Я. Чугреева) в школе успешно владела слаломом, впоследствии была чемпионкой области».

Занятие кружка акробатики. 1960-е

В 60-е годы к верховажским мальчишкам приходит увлечение хоккеем. «Играть начинали с ноября, когда замерзали водоемы. Лед на реке тогда был чистый, без вмерзшей шуги. Сами мастерили клюшки, делали «защиту», вырезая пластинки из дюралюминиевых тазиков, которые потом пришивали к одежде, вместо шайбы – консервная банка. Сами и турниры организовывали, играли между классами средней и восьмилетней школы», – вспоминает Б.М. Самылов.

После окончания педучилища в школе вел уроки физкультуры Анатолий Алябьев. Ученики тех лет помнят поездку с Анатолием Николаевичем в колхоз в д. Савинскую. За время преподавания – до службы в армии, А.Н. Алябьев создал сильную лыжную команду, которая потом «по наследству» досталась выпускнице физкультурного отделения Вологодского педучилища Татьяне Михайловне Ворониной (Дьячковой).

Уроки физического воспитания в первой четверти проводились в спортзале, который находился в бывшем здании храма, во второй четверти занимались гимнастикой. Использовались такие снаряды, как брусья, конь, козел, кольца, канат... Геннадий Павлович Дьячков рассказывает, что спортивные секции в спортзале проводились круглогодично, иногда они мешали просмотру кинофильмов – спортзал и кинозал разделяла тонкая стенка. В третью четверть учителя физкультуры уделяли большое внимание совершенствованию лыжных стилей: классическому и коньковому. Также на уроках готовились к соревнованиям, но можно было и просто покататься с горки. Сейчас третья четверть тоже посвящена лыжам, но современные дети ездят на них без желания, многие и не умеют, а тогда – это был любимый вид спорта. В первую и четвертую четверть занятия также проводились на стадионе за рекой (где сейчас ФОК), на сдвоенных уроках учащиеся занимались легкой атлетикой, метанием диска и спортивного снаряда в форме гранаты, прыжками в длину и в высоту.

 

Аттестат получает взрослый человек

Но все-таки главный труд в школе – это учеба. В 1962 году появились золотые медалисты – В.И. Богданов и М.М. Лобанов. Серебряными медалистами стали: в 1960 году – Н.А. Котова, В.В. Менухов, в 1964 г. – В.М. Зыков, Г.Н. Кашинцева, в 1965 – Н.И. Крюкова, Н.Н. Макурина, Н.И. Ламов, М.А. Цуварев. Надо сказать, что до 1966 года школа была одиннадцатилетней. После перехода на десятилетнее обучение в выпуске 1966 года было 108 человек – три десятых и один одиннадцатый класс. В 1967 году серебряные медали получили: В.И. Воронин, Е.А. Лебедев, Н.А. Солодунова, Т.М. Шишова, В.Н. Макурина, И.Е. Соколова. В 1968 году – В.М. Пестерева, С.С. Скорюкова, в 1969 – Л.Ю. Дмитриевская.

Анатолий Федорович Лебедев в своей статье «Они стали взрослыми» много размышляет о выпускниках школы «...Взрослые. Когда, в какой отрезок своей жизни становится человек взрослым? ...Размышляя об этом, приходишь к ясному выводу: да, аттестат о среднем образовании получает вполне взрослый человек, которому по плечу любые, даже самые трудные задачи...»

Анатолий Федорович на выпускном вечере в 1966 году так обращался к выпускникам: «Дорогие наши бывшие ученики, разрешите дать один совет, думаю, он будет полезен для получения полного счастья.

Если хочешь увидеть хорошее,
Не ходи по готовым следам.
Надо, друг мой, шагать бездорожьем,
Золотые россыпи там.
Если в трудной дороге устанется,
Брось пожитки свои в пути.
Пусть ни хлеба, ни сил не останется.
Зубы сжав, все равно иди.
Только глаз беспощадную ясность,
Слов жестокую прямоту
Сохрани при любой опасности,
Как единственную мечту.
Помни, друг мой, что в бездорожье
Эта искренность и прямота —
Твоё кредо, твое оружие,
Твоя сила и красота»

 

«Жизнь – самый серьезный предмет»

Через районную газету хочется выразить огромную благодарность Т.И. Хромцовой, М.П. Дружининскому, другим учителям нашей школы за сохранность школьных альбомов, материалов, посвященных выпускникам 60-х годов. Какие в них душевные пожелания со словами благодарности учителям, одноклассникам, школе, да и просто слова о жизни, мечты о будущем. Поражает зрелость их мыслей, глубина, осознанность своих слов... Писали все и от души.

Хочу привести несколько выписок из высказываний выпускников. 10А, 1969 год. Время, даже век поменялись, а воспоминания, пожелания остаются актуальными.

Геннадий Закрепин: «Нужно упорно и настойчиво учиться в школе... Не пройти по жизни бесследно, быть полезным людям, оставить что-то после себя – к этому человек должен стремиться... В нашей памяти останутся те, кто бессонными ночами склонялся над твоими тетрадками, кто указал тебе правильный путь…». Валерий Сальников: «Друзья! Не отставайте от века. Не разменивайте себя на мелочи. Живите правильно». Галя Томилова: «Дорогой друг! Будь счастлив! Но счастьем не гордись. И если встретятся невзгоды – борись». Михаил Шумилов: «Жизнь – борьба, в борьбе и счастье. Не забывайте эту истину!».

10В, 1968 год. Галя Непомилуева: «Вот и окончена школа... Никем особенно стать не обещаю, но хорошим человеком буду». Л. Алова: «Я прощаюсь со школой. Таких чудесных дней не будет больше в моей жизни! Большое спасибо всем учителям!». С. Лютиков: «Жизнь – самый серьезный предмет... и прожить её надо с полной отдачей сил, чтобы в заключение не было ощущения пустоты», В. Овсянкин: «Знания нужны в жизни, как винтовка в бою». В. Попов: «Будьте всегда честными, а главное – не падать духом»... Сколько раз сказано слово «спасибо» за всё, чему научили учителя, школе, где, казалось, помогали даже стены, друзьям, одноклассникам – за понимание, дружбу, за единство мысли, за правду...

 

Листая старые альбомы, обобщая сохранившиеся материалы, я могу с полной ответственностью сказать, что дела и начинания учащихся школы в 60-е годы можно подвести к такой формуле – только общими усилиями педагогов, комсомольской и пионерской организаций, родителей, общественности можно добиться действительных успехов каждого ученика. В те годы учителям удалось создать в школе единую, дружную команду, которая болела за общее дело.

Родители учащихся 1 класса помогают школе расколоть и сложить дрова. 1963-64 учебный год.

Не оставались в стороне и родители. Об их помощи читаем в статье Н. А. Ждановской («ВВ», 13 января 1998 года): «Во время учебы своих детей (в 60-е годы – ред.) я с желанием ходила в школу, не пропустила ни одного родительского собрания и других мероприятий в школе. Была председателем родительского комитета у дочери и сына и одновременно членом общешкольного родительского комитета. Работы было много, помогали директору школы А.Ф. Лебедеву, завучу Т.Я. Саврасовой, классным руководителям Т.В. Хахлиной и М.В. Кононовой. Присутствовали на уроках, проводили рейды по квартирам, знали о каждом ученике в классе, как живет, чем помочь, регулярно отчитывались о проделанной работе».

 

Задор и огромное желание сделать что-нибудь полезное, свернуть горы было характерно для людей всей страны, и эта энергия творчества, энтузиазма, надежды на лучшую жизнь была характерна и для верховажской молодежи, частью которой были старшеклассники. Да по-другому и нельзя было, ведь тысячи лучших юношей и девушек в СССР обживали пустынные края и тайгу – строили металлургические, химические, машиностроительные заводы... И выпускники школы, старшеклассники не хотели оставаться в стороне: они также стремились ко всему новому, неизведанному, их сердца рвались на ударные комсомольские стройки, к любому делу – лишь бы послужить Родине. Уже сейчас, почти через полвека, хочется сказать: поколение шестидесятых свою жизнь посвятило служению Родине, людям. Они жили по принципу – прежде думай о Родине, а потом о себе. При этом ветераны жили и живут с чувством до конца выполненного долга перед страной, с чистой совестью. Спасибо Вам.

Татьяна МУХОРИНА. Фото из архива школы и семьи Прохоровых

 

«Верховажский вестник» №7 за 29 января 2020 года

«Верховажский вестник» №8 за 31 января 2020 года

 

Читайте также:

В Верховажской средней школе новый школьный дворик и кадетский класс

Учитель учителей. О директорах Верховажской средней школы

Слово не воробей… Размышения Виктора Тихоновича Басова

Поделиться
Комментарии (0)
Свежий номер