О работе в редакции районной газеты вспоминают её ветераны

15.03.2020

Нина Горынцева (стоит вторая справа) со своими коллегами: Екатериной Будриной, Валерием Сальниковым, Лидией Гурьевой, сидят - Клавдия Платова и Нила Богдановская, конец 70-х годов

9 марта наша районная газета «Верховажский вестник» отметит свое 85-летие. Говорю «наша» потому, что это мой родной район, и работаю я в газете, которая за шесть лет для меня тоже стала родной. За это время я как корреспондент побывала во многих населенных пунктах, познакомилась и пообщалась, наверное, не с одной сотней земляков разных возрастов, профессий, взглядов. Были за это время взлеты и падения, которые, без сомнения, стали опытом не только профессиональным, но и жизненным. Одним словом, шесть лет – немалый срок, чтобы не просто понять газетное дело изнутри, но и полюбить его и свой коллектив. Однако годы, отданные районке героинями сегодняшнего материала, впечатляют гораздо больше. В преддверии 85-летия газеты мы встретились с двумя женщинами-ветеранами редакции Н.Н. Горынцевой и А.А. Загоскиной.

 

Словно вторая семья

2 января 1967 года на работу в редакцию, которая прежде находилась в здании бывшего военкомата и нынешнего ЦТНК, после окончания Верховажской средней школы пришла работать молоденькая девушка Нина. Тогда она еще носила фамилию Лобанова. Позже, выйдя замуж, стала Горынцевой.

«Эту дату я запомнила хорошо, – говорит Нина Николаевна, – потому что в первый же день опоздала на работу. Стоял жуткий мороз, а поскольку жила на тот момент я в Терменьге и ходить нужно было пешком, то не рассчитала немного по времени. Но главный редактор Михаил Алексеевич Зыков не заругал меня, принял на работу».

Так в коллективе появился новый корректор. Как и сегодняшним сотрудникам «ВВ», так и в свое время в «Пути к коммунизму» Нине Николаевне и ее коллегам приходилось перечитывать один и тот же материал и вносить в него изменения по несколько раз. Но и после этого, бывало, оставались ошибки.

«Один случай запомнился, наверное, на всю жизнь! Я тогда перепутала в материале даты партийных съездов. Оплошность на то время страшная. А газета уже готова. Вот и пришлось весь тираж заново перепечатывать. Но Михаил Алексеевич за перепечатку с меня не высчитал, и выговора от него я не получила», – вспоминает Нина Николаевна.

Вычитка газеты. 1967 год

По словам моей собеседницы, коллектив редакции и в то время был дружным, словно вторая семья – болели друг за друга и на работе, и вне ее. Все вместе отмечали дни рождения и профессиональные праздники. Любимым из последних был, конечно же, 5 мая – День советской печати.

Спустя некоторое время с должности корректора Нину Николаевну перевели в ответственные секретари – стала сотрудником, главной задачей которого было точное расположение заголовков, рубрик, текстов на газетной полосе.

«Нина Ивановна Сахарова была моей предшественницей на этой должности, она-то мне и передала свой опыт, научив составлять макеты, – рассказывает ветеран редакции. – Кроме того, я была еще заведующей отделом писем. В то время обращений в газету было много, не только письменных, но и устных, по звонку. Чаще всего люди писали и звонили по поводу сельского хозяйства – рассказывали про доярок, пахарей. Ведь это была передовая отрасль для района».

 

Не работой единой

Моя беседа с Ниной Николаевной шла параллельно с просмотром фотографий из ее личного архива и жизни редакции. Впрочем, деления здесь, наверное, можно и не делать – и дом, и работа для нее были практически единым целым. Вот на одном из снимков коллектив на уборке льна в колхозе «Родина», на другом – все вместе на заготовке дров, на третьем – вместе со своими детьми и супругами, с флагами, шарами и цветами в руках, они же шагают на демонстрацию. А вот и снимок со свадьбы Нины и Владимира Горынцевых, сделанный фотокорреспондентом районки Владимиром Шестаковым. А на другом Нина Николаевна стоит с удочкой.

«Заядлая рыбачка она в свое время была, – говорит про свою жену Владимир Дмитриевич. – В основном она это дело любила до рождения детей. Раз зимой за сто километров с ней поехали в Тотемский район, так она там такую щуку поймала, что из лунки еле вытащила. А домой вернулись, на безмене взвесили – 2600! Неплохой улов, согласитесь. Да еще и с икрой та рыбка оказалась».

Еще одно увлечение нашей героини – ведение дневника погоды. Она переняла это от своей мамы, которая помимо данных небесной канцелярии вела еще учет всех крупных событий в родной деревне.

В завершение нашего разговора спросила свою собеседницу об отношении к делу, которым она занималась больше 30 лет. «Всегда чувствовала ответственность – и перед коллегами, и перед читателями газеты. Но на работу шла с легкостью и любовью, – подытожила Нина Николаевна. – Этого же я желаю и вам, нынешнему коллективу редакции».

 

«Подрасти еще немного, девка»

С такими же чувствами вспоминает о своей работе и другая моя собеседница – Анна Акиндиновна Загоскина. Ее по праву можно назвать легендой верховажской типографии. Три десятка лет она проработала за дверью, на которой висела табличка «Посторонним вход воспрещен». Здесь, в святая святых, трудились наборщики, печатники, наладчики, мотористы. Именно благодаря их нелегкому и опасному для здоровья труду и появлялся на свет каждый новый выпуск районки. Тут же производились и разнообразные бланки. 

Анна Загоскина с Тамарой Некрасовой в типографии, 1958 год.

«На работу в типографию я поступила в 1952 году, только окончив семилетку. Но до этого просилась сюда трижды. Первый раз пришла, редактор Будрин мне и говорит: «Э, нет, девка, подрасти немного». Прихожу еще спустя пару месяцев, он: «Что же мне, девка, с тобой делать? Может, еще подрастешь?!». Ну, я еще через полгода пришла, там-то он уж согласился, добавив: «Ладно, иди. Сделаем для тебя подставку».

Деревянный приступок был нужен молоденькой девушке, чтобы легче дотягиваться до нужной буквы или другого печатного знака в кассореале с 54 клеточками. В первый же день она выучила весь набор и набрала в верстатку под клише четыре строчки текста. Так, с верстаткой в руке и текстом перед глазами и проходили рабочие будни наборщиков.

«Весь день и ходишь по кассе, собирая текст – прописные буквы ближе, для заголовков – дальше, – показывая на фотоснимок, где изображено ее рабочее место, рассказывает Анна Акиндиновна. – В то время газета была четырехполосной. На каждую полосу – по одному наборщику. За день надо успеть набрать. А на следующий разбираешь все знаки, и по новой берешься за очередной номер».

 

Трудились и по ночам

Сложностей добавляли и условия труда. Электричества в то время не было, технической служащей надо было вычищать порядка 20 стекол для керосиновых ламп. А печатать работникам типографии приходилось чуть ли не вручную – тигельную машину, которую все называли «американкой», крутили по очереди. В свободное время – минут 45, можно было повышивать. Позже с приходом линотипов стало значительно легче. Но должность моториста в типографии существовала еще долго.

«Случай вот вам один расскажу. Раз печатник уже в восьмом часу вечера заложил все в машину, мы обрадовались, что скоро домой, а он раму закрепить забыл. Только повернул колесо, все и разлетелось в стороны, весь наш труд насмарку. Ну, что, делать нечего. Сходили в столовую, наелись супа, и снова за работу. Так всю ночь до утра и трудились. Ведь к девяти газета должна была быть на почте. Мне с тех пор иногда снилась эта история, даже когда на пенсию вышла. Просыпалась всегда после таких снов с повышенным давлением, – продолжает Анна Акиндиновна. – А то, что мы по ночам работали, так это частенько бывало. Не раз приходилось слышать в свой адрес, что из-за такой работы всех хороших кавалеров упустили».

За разговором Анна Акиндиновна назвала не один десяток имен своих коллег, с которыми ей пришлось работать бок о бок – Зинаида Алыкова, Нина Сальникова, Тамара Самылова, Екатерина Сорокоумова, Михаил Зыков, Нина Шамина, Катя Шумилова, Надя Максимова, Лида Трапезникова, Любовь Кашина, Нина Залесских, Михаил Мухорин, Виктор Басов, Валерий Сальников, Галина Кашинцева, Геля Павлова и многие-многие другие. Оказалось, что одно время Анна Акиндиновна работала в типографии и вместе с моей бабушкой – Тамарой Гулиной (Некрасовой).

Конечно, не все из названных моими собеседницами фамилий нам, молодым работникам газеты, сейчас знакомы. Но благодаря таким встречам с ветеранами какие-то пробелы восполняются, узнаешь много интересных фактов, историй о людях – твоих предшественниках, о профессии.

Ольга ГУЛИНА. Фото из архива Н.Н. Горынцевой и А.А. Загоскиной

«Верховажский вестник» №17 за 6 марта 2020 марта

 

Читайте также:

Время надежд и стремлений. Как и чем жили верховажские учителя, школьники и родители в 60-е годы XX века

"Только не сжата полоска одна…"

Реклама из прошлого

Поделиться
Комментарии (1)
26.03.2021 в 18:24 Гость написал:

С большим интересом прочла статью. Я недолго, два года, работала в редакции. Но многих помню.Михаила Алексеевича Зыкова, редактора, Нину Ивановну Сахарову, отв.секретаря. Очень строгая была. Ниночку Залесских, Нину Горынцеву, Любу Зыкову, Валерия Сальникова, много еще молодежи было в типографии, а заведующей была Лидия Соболева. Мы очень дружны все были, и праздники справляли, да, и всегда поддерживали друг друга. Много случаев было и смешных, и памятных.Анна Акиндиновна была очень добрая, всегда с улыбкой поправляла. Всем доброго здоровья!

Свежий номер