Шофер – не только профессия...

07.11.2020

Владимир Александрович за рулем своей "ласточки"

 Уборка зерновых в жару под Волгоградом, многократные поездки от Вологды до Верховажья по абсолютному бездорожью, провалы под лед на ЗИЛ-151 под Сямжей, а также обучение молодых водителей и переквалификация опытных – все это и многое другое было в трудовой биографии и останется в памяти нашего земляка Владимира Лютикова. 

Как в беседе с корреспондентом «ВВ» признается он сам – «всю жизнь с машинами и шоферами». Но прежде, еще будучи школьником ему предстояло сделать этот выбор, определившись со своей будущей профессией…

 

Права – на первом курсе

«Первое мое знакомство с машиной произошло в 1958 году, когда я учился в десятом классе Верховажской школы, – начинает свой рассказ Владимир Александрович. – Тогда, видимо, в ГАИ пошла инициатива обучать старшеклассников езде на автомашине. Вот, помню, с инспектором Борисом Бекетовым мы проехали на ГАЗ-51 от Терменьги да обратно и все – инициатива на этом как началась, так и закончилась. И права я получил лишь на первом курсе института».

На специальность инженер-механик автомобильного транспорта машиностроительного факультета политехнического института в городе Горький (ныне Нижний Новгород) молодой Володя Лютиков поступил после службы в армии. Первокурсникам сразу же выделили часы для водительского обучения, и уже к новому году те, кто прошел все испытания, были с удостоверениями. А после завершения учебного года студентов ждала трудовая практика в волгоградских полях.

«Жарища стояла неимоверная. Тогда хоть асфальта и не было, но дорога была неплохой – грейдер проедется, она ровнехонька. А вот если дождик пройдет, то всё, встали. Грязь на колеса налипнет, ходу не дает. Вот и ждешь, пока они подсохнут. Там-то, на уборке пшеницы, можно сказать, и началась моя трудовая шоферская биография», – говорит собеседник. 

 

Павлодар, Коми, Ульяновск

Потом в течение учебы в институте студента Лютикова ожидала также летняя практика в стройотряде в совхозе под казахстанским городом Павлодар – возил песок с карьера у реки Ишим. А после третьего курса наш земляк работал на строительстве дороги в республике Коми. Кроме того, все годы обучения в Горьковском политехе Владимир зимами по ночам подрабатывал и в автобусном парке. Поскольку в то время не было теплых стоянок, то вместе с товарищами он обеспечивал бесперебойную работу транспорта – следили, чтобы автобусы были чистыми, исправными, не глохли в минусовую температуру.

После окончания учебы молодого инженера-механика автомобильного транспорта ожидало распределение. «Уступив» работу в подмосковной Шатуре сокурснику-комсоргу, Владимир выбрал Ульяновский автозавод. Но проработал там недолго – год-полтора, поскольку мест в общежитии не было. Руководство предприятия, конечно, оплачивало на тот момент уже молодому главе семейства с женой и маленьким ребенком съемное жилье, но процедуры эти проходили не так-то просто и гладко. Поэтому было принято решение искать другую работу, а с ним и место жительства.

Работа с удовлетворяющими условиями жизни пусть и не сразу, но нашлась. Итоговым перераспределением стал родной город супруги – Горький. Владимир Александрович стал трудиться в автопарке на линии технического обслуживания автомобилей. В его ведении было около 200 единиц техники. Чуть позже он перешел в «ГорькийСтройтранс» инженером по новой технике. К этому времени в молодой семье появились разногласия. К тому же дома в Вакомине тяжело заболела мама. Владимир приехал на родину. Приехал, да тут и остался…

 

«Король дорог» и почти Дрыгин

«В 1972 году я устроился на работу в автопарк верховажской «Сельхозтехники» техноруком. Стал вторым механиком, первым был Валерий Иванович Григорьев. С тех пор и до сего времени мы с ним вместе и по работе, и по жизни. Машин в нашем обслуживании было штук 20-25. Но в основном это была старая техника – ГАЗ-51, ЗИЛ-164 и 157, Урал-377, новая только-только начинала поступать в район, – вспоминает Владимир Александрович. – Но что хочу сказать, – пожалуй, никогда больше, как в 70-80-е годы, не было развито так сельское хозяйство в районе. В это время жизнь буквально начала светить другими красками. Стройки начались не только по всей стране, но и в Верховажском районе. Так, у нас в «Сельхозтехнике» были построены две станции СТО, два депо по ремонту комбайнов, обновили мастерские, станцию по ремонту животноводческих помещений. Ну, а для работников было построено чуть ли не с десяток восьмиквартирных домов. Я к тому времени уже заново влюбился и женился. И стали мы жить как раз в одном из этих домов. Жилье дали, работа устраивала – как говорится, настрой только вперед. Можно добавить, что и с песней. Жила-то в новых домах в основном молодежь, поэтому у нас было весело и дружно».

В «Сельхозтехнике», а позже и «Сельхозхимии» Владимир Александрович в общей сложности проработал тринадцать лет. Время в одной из передовых организаций района он вспоминает по-доброму, а людей – мужиков-работяг, с особым уважением. Разных ситуаций, в том числе и опасных для жизни, за этот период случалось с ним и его товарищами немало. Дороги тогда сильно отличались от нынешних, можно даже сказать, что порой они и вовсе отсутствовали. Но выбора у шоферов не было, нужно было ездить и за удобрениями в Вельск, развозя их после по колхозам района, и гнать технику с Вологды. В одну из таких поездок Владимир Лютиков вместе с Борисом Серафимовичем Яровым, который ездил на «короле дорог» – трехосном ЗИЛ-157, крепко встали на одном из волоков при подъезде к Верховажью. Побуксовали – не выехали. Транспорта ждать – тоже не вариант, можно много времени потерять. Тогда Борис Серафимович взял ружье и пошел через лес на дорогу, которую чуть западнее только начали строить.

Владимир Лютиков во время поездки на воскресник в Вельск для разгрузки удобрений. Весна  1985 года

«Я в это время пару раз домкратил да пихал машину – никакого результата. А тут ГАЗ‑66 навстречу. Он мне в бампер уперся, потолкались туда-сюда, я и выехал. Борис вернулся, а я уже стою, – вспоминает Владимир Александрович. – А раз зимой я гнал новенького «Москвича» в колхоз в Шелота. Машину получил, скомплектовался, заправился – поехал. А дорога-то в то время – мама не горюй! Грузовики порой не шли. А я тут на легковой надо же – еду! Что-то странное, думаю. Еду, еду, уж и в волок труднопроходимый заехал, а дорога чем дальше, тем лучше! Гладкая-гладкая. Вот счастье-то! А потом уже догоняю бульдозер с широкой лопатой. Оказалось, что в район должен был приехать первый секретарь обкома Дрыгин, вот технику-то и отправили. Получилось, что я вместо Анатолия Семеновича первым дорожку опробовал».

 

Второе рождение

А вот поездка в Вологду за запчастями чуть не стоила жизни Владимиру Лютикову и его товарищам – Борису Ярову и Владимиру Ташлыкову. Чтобы проехать до Вологды и обратно, верховажанам нужно было делать хороший крюк через Двиницу – иной проезжей дороги не было. Глубокая осень, путь в сторону дома.

«Перед выездом Володя Ташлыков нам похвастал, что у него сегодня день рождения. Кстати, говоря о Ташлыкове, нельзя не сказать, что у него чуть ли не вся семья работала в «Сельхозтехнике» – отец Александр Дмитриевич, два брата – Юрий и Валерий, и сестра Зинаида. Так вот, подъезжаем к реке, она днем хоть и сияла проталинами, к вечеру снова встала. Поехали. Вдруг у Ташлыкова задний мост в воду провалился, и машина осталась висеть на кабине. Что делать?! У нас с Яровым машины были полегче, мы объехали его, подцепили спереди и вытащили потихоньку. «Вот уж точно, – говорим Ташлыкову, – день рождения». А в Двинице тогда у нашего сотрудника милиции Геннадия Ивановича Загоскина жил отец. У него многие верховажские столовались. Вот и мы остановились после такого приключения на ночевку. Да немного и отметили бутылочкой «Старки» двойной день рождения Владимира. А уж наутро домой». 

 

Двадцать лет на обучении

Начиная с 1972 года, когда мой собеседник вернулся в Верховажский район, после основной работы он вечерами через систему ДОСААФ также занимался и обучением верховажан. Учил вновь пришедших автолюбителей, помогал уже опытным водителям получить другую квалификацию – хоть на легковые или мотоциклы, хоть и на КамАЗы, когда те стали появляться. В общей сложности этому делу он посвятил около двух десятков лет своей трудовой деятельности. Отдельные периоды работал также преподавателем автодела в ПТУ.

«Да, можно сказать, что вся моя жизнь с машинами и шоферами прошла. Прокатилась! – говорит Владимир Александрович. – Сравнивать дороги, какие были тогда, а какие сейчас, конечно, бессмысленно. Дорога хорошая, хоть, я считаю, и опасная. А вот отношение шоферов к профессии и друг к другу, на мой взгляд, было более участливое что ли. Помню, я как-то в Морозово ехал. С машиной что-то случилось, я остановился и полез под кузов. Лежу – только ноги торчат. Мимо едет автобус, вез рабочих, наверное, с делянки. Шофер Леонид Степанович Савинский остановился, выбежал ко мне и спрашивает, чем, мол, помочь. Вот как прежде жили, а сейчас бывает, что и голосуешь на дороге, да никто не остановится».

 

Владимир Лютиков и сегодня за рулем. Со своей темно-зеленой «пятеркой» он уже вместе более 15 лет. Она его верная помощница и в поездках в магазин, и в лес, на машине ездит он и до Вельска. А вот расстояния и города побольше, как признается, нынче уже не под силу – слишком большое там движение.

В лице Владимира Александровича мы поздравляем всех тех, чья работа и жизнь была связана когда-то и связана до сих пор с автотранспортом. Желаем, чтобы и на дорогах, и в судьбе у вас было как можно меньше ям и ухабов. С Днем автомобилиста, дорогие земляки!

«Я тоже присоединяюсь к поздравлениям, – говорит Владимир Александрович. – Всех верховажских водителей с праздником! Здоровья всем, здоровья вам и вашим транспортным средствам!

Ольга ГУЛИНА. Фото автора и из архива Владимира ЛЮТИКОВА

«Верховажский вестник» №80 за 23 октября 2020 года

 

Читайте также:

Все мы родом из детства...

Как Скороходко Петровича обманул. Из воспоминаний о фельдшере Морозовской участковой больницы А. П. Стениловском

Воздушный "мост". Верховажский аэропорт просуществовал почти два десятка лет

Поделиться
Комментарии (0)
Свежий номер