- Главная
- Наша история
- Воздушный "мост". Верховажский аэропорт просуществовал почти два десятка лет
Воздушный "мост". Верховажский аэропорт просуществовал почти два десятка лет
Нынче в марте исполнилось 38 лет со дня закрытия верховажского аэропорта. О том, что у нас в райцентре в советское время существовал такой объект, помнят теперь уже только жители старшего и среднего возраста. Тем не менее, это исторический факт. При тогдашнем тотальном бездорожье авиапредприятие обеспечивало регулярные рейсы в областной центр и обратно. Главное, строго по расписанию, быстро, относительно комфортно и вполне доступно по цене для среднестатистического жителя района. Пусть в качестве передвижения использовался не современный лайнер, но вполне надежная и заслуженная машина АН-2.
У деревни Гусево…
И этот воздушный «мост» фактически без сбоев действовал почти два десятилетия. И зимой, и летом. Хотя бывало, в непогоду полеты вынужденно отменяли. Даже трудно подсчитать, сколько за это время маленький, но вместительный АН-2 перевез пассажиров и, как тогда было принято выражаться, народнохозяйственных грузов. А ведь самолеты вологодского авиапредприятия занимались еще и сезонной химической обработкой верховажских сельскохозяйственных угодий и лесов от вредителей, благодаря чему, как признают специалисты, заодно держали «в узде» популяцию клещей.
На постоянно тарахтевший в небе «кукурузник» перестали обращать внимание даже любопытные мальчишки, толпами бегавшие смотреть на приземлявшийся на площадке рядом со «старой» больницей санитарный вертолет. Настолько самолет стал привычным и обыденным атрибутом повседневной жизни. А ведь поначалу в деревне Гусево не было недостатка в желающих посмотреть на прилеты и отлеты маленького биплана. Сам вместе с группой сверстников не раз наблюдал за тем, как подпрыгивая по далекому от идеала полю и разогнавшись, АН-2 неспешно взмывал ввысь и, покачав на прощание крыльями, исчезал из виду. Иногда для пущего развлечения пилот выписывал над аэродромом своего рода церемониальный «круг почета». По крайней мере, так это называлось в мальчишеской среде.
Взлетная полоса
Трудно теперь сказать, почему именно окрестности деревни Гусево (Ексинское), что в трех километрах от Верховажья, выбрали местом для строительства аэропорта. Логично предположить, что здесь были самые ровные и обширные по площади поля, отвечающие стандартам для размещения подобного рода объектов. Ближе к райцентру подходящей площадки было попросту не подобрать. Так или иначе, но именно здесь появилась земляная взлетно-посадочная полоса, направлением строго с севера на юг. А рядом с ней построили и необходимую инфраструктуру обеспечения: здание аэровокзала, метеостанцию, резервную электростанцию, склад.
– Самолет АН-2 вологодского авиаотряда ежедневно летал по маршруту Вологда-Верховажье и обратно с 1964 по 1982 год, то есть 18 лет, – рассказывает краевед Виктор Пивоваров. – Время полета – 60 минут, стоимость билета – шесть рублей. Биплан брал на борт до 12 пассажиров, плюс разнообразные грузы. Командиром экипажа был Иван Филин, вторым пилотом – Виктор Подгорный. Любопытный факт. В 90-е годы прошлого века Виктор сменил штурвал самолета на кисть художника.
С высоты птичьего полета
Хорошо помню, как в середине 1970-х годов я дважды пользовался услугами АН-2. Признаюсь, это стало большим событием в жизни, поскольку ни до, ни после этого не поднимался в воздух. Так получилось, что ездил по стране исключительно наземным транспортом, поездом или автобусом. Даже к месту службы в армии, далекому полигону Байконур, нас, только что закончивших Кстовскую «учебку» свежеиспеченных младших сержантов, везли до станции Тюратам воинским эшелоном. Но это к слову.
Будучи школьником, я удостоился путевки в детский лагерь «Артек», и родители для экономии времени решили отправить меня до Вологды самолетом. В памяти сохранилось, что ночью накануне я спал плохо, волновался. И не из-за поездки на юг, а из-за предстоящего полета в воздухе. Никто из моих друзей и приятелей еще не испытал подобного приключения. Но в душе все мечтали об этом.
И вот с чемоданчиком в руке я по короткому трапу поднялся на борт АН-2. Интерьер изысканностью не блистал. Пол и обшивка в заклепках, по бокам – лавки с пристяжными ремнями, в хвосте – грузовой отсек. Зато в пилотской кабине было на что посмотреть, от обилия незнакомых приборов так и рябило в глазах. Но летчик, сев в кресло, захлопнул стальную дверь с маленьким иллюминатором, закрыв обзор. А я устроился на сиденье, дисциплинированно затянув пряжку ремня.
– Вот не повезло, – вздохнул мужчина по соседству, – опять самолет с боковыми скамьями попался. А в прошлый раз летел, так кресла в ряд стояли, удобно, как в автобусе.
– С креслами посылают только тогда, когда начальство летит, – ответила женщина напротив. – Для нас, простых смертных, и такие дородно.
Согласитесь, по нынешним временам, когда сильные мира сего имеют персональные яхты и самолеты, лететь рейсовым бортом, пусть и повышенной комфортности, весьма невинная привилегия для чиновника советского образца. Но я опять уклонился от темы.
АН-2 прогревал двигатель, готовясь к взлету, мотор ревел так, что закладывало уши. Готовились к полету и пассажиры, устраиваясь поудобней и вынимая из специальных чехлов пакеты из плотной бумаги серого цвета. Я был предупрежден на этот счет и тоже взял себе «емкость» на случай, если из-за болтанки желудок захочет освободиться от содержимого. Хотя был готов терпеть до последнего, чтобы не опозориться перед окружающими. К великому облегчению, особо неприятных ощущений в воздухе не возникло. Лишь в моменты, когда самолет проваливался в воздушные ямы, сердце, казалось, подпрыгивало к горлу. АН-2 выравнивался, и все проходило.
Где-то минут через десять после взлета я осмелился осторожно взглянуть в иллюминатор. И потом не отрывался от него до самой посадки, даже несмотря на то, что из-за неудобной позы затекала шея. Красота с высоты птичьего полета открывалась неописуемая. Час пути пролетел незаметно. И вот я уже ступил на бетон вологодского аэропорта, весьма довольный самим собой. Только после шаткого самолетного салона на твердой земле немного покачивало и слегка кружилась голова.
Александр Чугреев, начальник верховажского аэропорта (слева), на выставке собак в Верховажье, 1970-е годы
Маршрут АН-2
Виктор Пивоваров по памяти вычертил схему маршрута АН-2, который оставался неизменным в течение всех лет. Стартовав с взлетно-посадочной полосы у деревне Гусево, он через час приземлялся в аэропорту Прилуки под Вологдой. Я мысленно нанес схему на карту области и поразился: маршрут почти идеально совмещался с направлением автодороги М8, правда, без её прихотливых изгибов, вызванных особенностями ландшафта. Если бы сейчас пролететь по полетной карте 40-летней давности, то «бетонка» все время бы была в поле зрения пилота самолета. Случайность? Вряд ли. Скорее всего, это был самый короткий, самый оптимальный путь между двумя точками пространства. Думается, эта информация была использована при строительстве автотрассы.
Кстати, именно федеральная автодорога Москва-Архангельск стала, образно говоря, гвоздем в крышку гроба верховажского аэропорта. В 1982 году его закрыли за ненадобностью, поскольку пассажиро– и грузопоток приняла на себя «бетонка».
Все 18 лет существования аэропорта его начальником был Александр Яковлевич Чугреев. Думается, в 1964 году именно его на эту должность выбрали не случайно. Во время службы в армии старший сержант Чугреев стал классным специалистом радиорелейной связи. А еще Александр Яковлевич был страстным рыболовом и охотником, держал породистых собак. Не зря после аэропорта стал охотоведом. В архиве Чугреевых сохранилось удостоверение общественного инспектора рыбоохраны. Была такая в советское время. Так вот тогда общественному инспектору вменялись полномочия при обнаружении нарушений положения об охране рыбных запасов принимать меры к их прекращению и составлять акты о нарушении. Вернуть бы те права общественника сейчас, число браконьеров изрядно бы сократилось.
В 1967 году на работу в аэропорт на должность радиста пришел Андрей Николаевич Богданов, а авиамотористом был Сергей Друговской. Таким коллективом они и работали до закрытия авиапредприятия.
Владимир БАСОВ. Фото из архива Г.Я. Чугреевой
«Верховажский вестник» №42 за 12 июля 2020 года