• Главная
  • Экономика
  • Запас прочности. О влиянии на экономику района форс-мажорных обстоятельств

Запас прочности. О влиянии на экономику района форс-мажорных обстоятельств

22.08.2020

Товарооборот промышленных товаров  за первое полугодие вырос до 27 процентов

 Признаюсь, когда подробнее познакомился с официальными статистическими данными за первое полугодие, то даже на душе легче стало. Пандемия коронавируса ударила по экономике района не столь сильно, как можно было ожидать. Стоит только вспомнить, какие жесткие ограничения действовали в отношении целого ряда местных предприятий фактически в течение всей весны. Да и летом карантин полностью не был отменен. Что не могло не поколебать финансовую устойчивость производств. То есть у верховажского бизнеса все же оказался определенный запас прочности, чтобы минимизировать потери от вынужденного простоя. Хотя, конечно, это касается не всех отраслей.

 

Несмотря на эпидемию

Так или иначе, но оборот организаций района за шесть месяцев 2020-го превысил 962 миллиона рублей, что на 341 миллион больше, чем за соответствующий период 2019 года. Проще говоря, выручка от коммерческой деятельности выросла более чем на треть (не путать с прибылью, поскольку из цифры не вычтены всевозможные издержки, включая налоги, зарплату, аренду и т.д.). Я попытался разобраться, в чем же заключается подобный парадокс, при том, что отдельные сферы экономики пандемия потрепала очень крепко? 

Для однозначного ответа не хватает фактологического материала, поскольку из соображений конфиденциальности публикуются не все данные. Но можно предположить, что потери в одних отраслях экономики района были компенсированы за счет других сфер, не столь пострадавших от форс-мажора или вовсе не затронутых карантинными ограничениями. Причем даже с лихвой, раз оказались перекрыты суммы выручки предприятий за 2019 год.

 

«Каникулы» отменяются

Взять сельское хозяйство. Это производство непрерывного цикла, оно не может остановиться и уйти на самоизоляцию. Какие уж тут «каникулы», когда впереди ответственные полевые кампании. Оно и не уходило. И результаты говорят сами за себя. За первое полугодие нынешнего года в целом по району получено 6840 тонн молока – на 657 тонн больше, чем в 2019-м. Смотрим реализацию: 6301 тонна, плюс – 666 тонн. Если брать даже явно заниженную закупочную цену в 20 рублей за килограмм продукции, то дополнительная выручка сельхозпредприятий превысила 13 миллионов рублей. Кстати, самыми успешными оказались май и июнь, когда месячные валовые надои приближались к 1200 тоннам.

Если учесть, что поголовье дойного стада за последний год выросло незначительно, всего на 37 голов, то можно сделать вывод, что столь весомая прибавка достигнута преимущественно за счет повышения товарности молока и – производительности труда животноводов. Продуктивность и в самом деле демонстрирует положительную динамику. За полгода надой от коровы достиг 3531 килограмма – на 410 кг больше, чем в 2019-м.

По мясу крупного рогатого скота результаты несколько скромней. Этой продукции реализовано 150 тонн при 162 тоннах год назад.

 

Спад производства

Лесная отрасль в свою очередь поработала с минусом. Заготовлено лишь 76 процентов от показателя 2019-го. «ВВ» уже писал о том, что это худший результат за последние несколько лет. Причем поначалу ничего не предвещало особых проблем. В январе было отгружено продукции почти на 90 миллионов рублей, в феврале без малого на 100 миллионов. Что в полтора раза больше, чем в предыдущем году. Но с марта по июнь включительно пошел катастрофический спад производства, выразившийся в серьезном недоборе объемов продукции. Причин несколько: карантинные ограничения в связи с коронавирусом, неблагоприятная погода и конъюнктура на лесосырьевом рынке. К слову, в 2019-м самым успешным оказался именно июнь – лесного товара было реализовано на сумму 109 миллионов рублей, а самым провальным декабрь – 43 миллиона.

Любопытно, но местный рынок строительства индивидуального жилья проблемы лесозаготовителей никак не затронули. Нынче в первом полугодии в районе введено в строй 2150 квадратных метров жилой площади при 610 «квадратах» в 2019-м. Самыми успешными в этом отношении оказались март и апрель, когда прибавка превысила тысячу квадратных метров.

 

Тонны и километры

Как ни странно, но произошло оживление транспортного рынка. За первое полугодие 2020-го перевезено 158 тысяч тонн грузов – вдвое больше, чем в 2019-м. В два раза вырос и грузооборот, исчисляющийся в тонно-километрах. Даже в жестко карантинных марте и апреле объемы перевозок не падали ниже 21 тысячи тонн.

Судя по всему, верховажские дальнобойщики сумели подобрать «ключ» к установленным тогда межрегиональным барьерам в виде блокпостов. «Подкачал» май – 16 тысяч, но потерянная выгода была компенсирована в июне – 34 тысячи тонн.

А вот по перевозке людей информация отсутствует. Хотя можно предположить, что из-за ковида пассажиропоток вынужденно снизился.

 

Торговые парадоксы

Предсказуемо понес определенные потери рынок розничной торговли. Но их объемы оказались не столь катастрофическими, как прогнозировалось еще в конце весны и на фоне неизбежного падения реальных располагаемых доходов населения. За первое полугодие районный товарооборот составил 507 миллионов 642 тысячи рублей – на восемь миллионов меньше, чем в 2019-м. Причем самым провальным для торговли оказался май, когда объемы продаж спикировали до 63,3 миллиона рублей. Для сравнения, в апреле товарооборот превысил 80 миллионов, а в июне – и вовсе перевалил за 107 миллионов. Вполне ожидаемый сезонный скачок. Впрочем, в июне 2019-го наторговали на 24 миллиона больше. Любопытно будет посмотреть, на какой уровень выйдут продажи в последующие два летних месяца и достигнут ли они прошлогодних значений. Хотя на это вряд ли стоит возлагать большие надежды.

И вот еще одну интересную деталь хотел бы выделить особо. Прочитал статистические данные, посчитал, и с сожалением признал, что прогнозист из меня никудышный. Согласитесь, в начале-середине минувшей весны, когда из-за карантина вынужденно закрылись промышленные магазины, вполне резонным было бы предположить, что резко упадут продажи непродовольственной группы товаров, что я и сделал на страницах газеты в одном из своих материалов.

Парадокс, но этого не произошло. Наоборот, в первом полугодии 2020-го «непродовольственный» товарооборот вырос до 136 миллионов рублей со 124 миллионов в 2019-м. Чем объяснить снижение трат на продукты и перенаправление денег верховажанами на покупку непродовольственных товаров в нынешних экономических условиях, честно скажу, не знаю. Но надеюсь, что делается это не ущерб традиционному семейному рациону. Так или иначе, но их доля в общем товарообороте увеличилась почти до 27 процентов. Тренд, который в обычных условиях можно считать за достижение, при форс-мажорных обстоятельствах последних месяцев выглядит по меньшей мере нелогично.

В отличие от торговли, ограничительные противоковидные меры имели катастрофические последствия для рынка общественного питания. Еще в январе-феврале товарооборот столовых и кафе демонстрировал положительную динамику, но уже к концу первого квартала ситуация в корне изменилась. А в последующие три месяца обрушение объемов продаж продолжилось. В итоге за полугодие выручка общепита составила 11 миллионов 302 тысячи рублей – меньше 67 процентов от уровня 2019 года. Подобное выпадение доходов способно пошатнуть финансовую устойчивость любой организации.

 

Нагрузка на вакансию

Достаточно больно ударила пандемия и по рынку труда. Даже при том, что фатального снижения численности работников предприятий и организаций не произошло. Зато резко увеличилось количество безработных. Число граждан, состоящих на учете в службе занятости, в апреле 2020 в сравнении с апрелем 2019-го возросло со 137 до 229 человек, в мае – со 120 до 318 человек (в 2,7 раза), в июне – со 116 до 356 человек (в 3,1 раза).

То же касается и верховажан, получающих пособие по безработице. В свою очередь, потребность в работниках, заявленная в службу занятости, уменьшилась. Соответственно, нагрузка незанятого населения на одну заявленную вакансию увеличилась в разы. И это очень тревожный факт, требующий реакции властей.

Судя по официальным данным, падения уровня жизни верховажан не зафиксировано. Средняя оплата труда работников организаций в течение всех пяти месяцев нынешнего года (информации по июню нет – авт.) в сравнении с 2019-м пусть и незначительно, но росла. И к маю достигла 36 тысяч 541 рубля. Для сравнения, на 1 января 2020-го она составляла 34 тысячи 64 рубля.

Владимир БАСОВ. Фото автора

«Верховажский вестник» №59 за 12 августа 2020 года

 

Читайте также:

Сезонный спад. Верховажский лесной комплекс показал наихудший результат за последние пять лет

Рука на пульсе

Степень ответственности. Как власти решают неотложные задачи по обеспечению жизнедеятельности района

 

 

Поделиться
Комментарии (0)
Свежий номер