- Главная
- Наше интервью
- Лесные кадры. На обучение специалиста отрасли требуется 87 тысяч рублей в год
Лесные кадры. На обучение специалиста отрасли требуется 87 тысяч рублей в год
Лесопромышленный комплекс района, также как и сельскохозяйственная отрасль, ощущает недостаток квалифицированных кадров. О том, кто должен об этом позаботиться, корреспондент «ВВ» беседует с начальником территориального отдела государственного лесничества Владимиром Булганиным.
Большие деньги
– Владимир Михайлович, по официальным данным, дефицит кадров различных профессий в верховажском аграрном секторе составляет на сегодняшний день свыше 40 человек. Есть ли сведения, сколько требуется рабочих и специалистов нашему лесопромышленному комплексу?
– Думаю, такой информацией не владеет никто, разве что служба занятости населения, куда подают свои заявки работодатели. Уж по крайней мере, не меньше, чем сельхозпредприятиям, а, скорее всего, значительно больше. В силу специфики производства спрос на рабочие руки в лесной отрасли выше.
– Я тоже склоняюсь к такому заключению. Ориентируюсь хотя бы по частоте публикации коммерческих объявлений в районной газете: требуются рамщики, подрамщики, водители, рабочие в лес… Мне непонятно: неужели наши лесники так мало зарабатывают, что руководителям предприятий их к себе на производство приходится тянуть в буквальном смысле за руку?
– Да нет, думается, дело не только и не столько в оплате труда. Кто хочет – тот сумеет заработать. В том числе, и большие по нашим сельским меркам деньги. Кто хорошо трудится, умеет это делать, тот много и получает. И я считаю это нормальным: большие запросы, большая и отдача. Другое дело, что это нелегко, долгое время работать в столь напряженном ритме, вставать рано, ложиться поздно, когда на отдых остаются считанные часы. Организм человека попросту устает от подобной каждодневной «пахоты».
– В лесной отрасли, как и везде, трудно не заметить серьезного прогресса. Современная техника сделала труд более комфортным…
– И все же, для того, чтобы заработать условные 80-100 тысяч рублей, придется изрядно попотеть.
– Не люблю заглядывать в чужой кошелек, но профессия обязывает. Каковы максимальные заработки в верховажском лесном секторе, я знаю лишь размер средней зарплаты по отрасли. Или это коммерческая тайна?
– Спросите сами у арендаторов, у владельцев деревообрабатывающих предприятий.
Востребованная профессия
– Обязательно спрошу при удобном случае, но прежде вопрос к вам. Нетрудно предположить, что наибольшие заработки имеют операторы заготовительных комплексов, водители лесовозных машин. А как на их фоне смотрится жалованье специалистов лесного хозяйства?
– Честно скажу, гораздо скромней. И вообще, я считаю, труд специалистов лесного хозяйства сильно недооценен. Профессия эта не видна, но необходима. Существует расхожее мнение, мол, специалисты отрасли потребуются только тогда, когда вырубят весь лес, но, надеюсь, понимание важности этой профессии придет намного раньше, и на государственном уровне будут приняты соответствующие решения, закрепляющие их значимый статус. На мой взгляд, в ближайшей перспективе эта профессия будет одной из самых востребованных.
– В принципе, она и сейчас востребована. Даже на крупных, эффективных местных предприятиях специалистов лесной отрасли не хватает.
– Это действительно так. А почему не хватает? Потому, что предприниматели не готовят молодые кадры. Как не вспомнишь советское время, когда была создана эффективная система обучения, подготовка специалистов была поставлена на поток.
– Вы ведь заканчивали Московскую лесотехническую академию?
– В то время это был лесотехнический институт. Существовало пять лесных факультетов, на нашем, технологическом, было шесть групп, в каждой из которых училось до трех десятков студентов.
– И сколько среди них верховажан?
– Много. Ежегодно в институт поступали по нескольку человек. Часть его выпускников, а также бывших студентов Ленинградского и Архангельского лесотехнических институтов, и сейчас работают на видных должностях на предприятиях района. Более того, именно на подготовленных тогда кадрах специалистов в значительной мере и держится местная лесная отрасль. Уйдут они, и подыскать им смену будет сложно. Считайте сами, в районе 26 арендаторов, и у каждого должен быть специалист лесного хозяйства с соответствующим образованием. Это сейчас на отсутствие спецов закрывают глаза, но ведь не до бесконечности. И тогда нужно ждать больших штрафов.
Одно из производственных зданий ООО «Холбит». Даже на таком эффективном предприятии ощущается недостаток рабочих рук
Советский опыт
– Как мне кажется, сами профильные вузы тоже должны быть заинтересованы в наборе абитуриентов.
– Конечно, их представители ежегодно приезжают в район и выступают перед выпускниками школ.
– Судя по ситуации, без большого эффекта. Какой вы видите выход из положения?
– Вернуться к советскому опыту работы с кадрами с учетом современных условий. В свое время Верховажский леспромхоз оплачивал обучение молодых людей в лесных вузах по целевым направлениям. А выпускникам уже было подготовлено и рабочее место, и жилье. Когда я после окончания института был направлен работать техноруком на Макарцевский лесопункт, мне сразу же дали просторную квартиру.
– То есть вы считаете, что вложиться в человеческий капитал должны сами арендаторы, сами руководители лесных предприятий?
– Вне всякого сомнения, это их святая обязанность. Заключить договор, отправить на учебу, платить стипендию, как раньше делал леспромхоз. Подобные вложения окупятся сторицей. Только специалист с профильным образованием способен вести дело грамотно и правильно. Самоучкам, как правило, приходится гораздо трудней освоить профессию в полном объеме.
Куда пойти учиться?
– Куда бы вы рекомендовали тем же арендаторам лесфонда направить молодежь учиться профессии?
– Естественно, более престижными являются вузы в Москве и Питере. Но лесное отделение есть также и в Вологодской молочной академии. Там готовятся специалисты нескольких профилей: лесного дела, лесоинженерного дела, лесовосстановления и так далее. Без сомнения, все выпускники найдут себе работу в районе.
– А если арендаторы не захотят платить за обучение? Я специально посмотрел на сайте Молочной академии: стоимость обучения на факультете агрономии и лесного хозяйства от 87 тысяч рублей в год. Впрочем, есть и бюджетные места.
– Как я уже говорил выше, рано или поздно дождутся крупного штрафа за отсутствие на предприятии специалиста с лесным образованием. И это обойдется дороже, чем заплатить за обучение.
– А само лесничество проявляет какую-то активность в профориентационной работе с молодежью?
– Не столь давно меня приглашали на встречу с выпускниками Нижнекулойской средней школы. Очень надеюсь, что помог кому-то из молодых людей определиться с будущей специальностью. Я всегда готов приехать в любую школу района, побеседовать с учащимися, рассказать о наших лесных профессиях.
– Кстати, как обстоят дела с кадрами в самом территориальном отделе гослесничества?
– Ситуация стабильная, хотя вакантные должности есть. Добавлю, что средний возраст наших специалистов составляет 40 лет.
– Вопрос, напрямую не связанный с основной темой нашего сегодняшнего разговора. Часть арендаторов лесфонда нынче перенесли посадки сеянцев на своих участках с весны на осень. Работы выполнены?
– Да, сейчас эта работа завершается. Большую часть участков, где были высажены сеянцы с закрытой корневой системой, уже приняты нашими специалистами. Качество неплохое.
Владимир БАСОВ. Фото автора
«Верховажский вестник» №74 за 2 октября 2020 года