• Главная
  • Наше интервью
  • Тренер – профессия творческая. Окончив университет, молодой верховажанин вернулся на малую родину, где занимается с детьми легкой атлетикой

Тренер – профессия творческая. Окончив университет, молодой верховажанин вернулся на малую родину, где занимается с детьми легкой атлетикой

09.08.2020

В июле тренировки начинающих легкоатлетов возобновились. Ребята занимались на верховажском стадионе

 Говорят, рыба ищет там, где глубже, человек – где лучше. Для нынешней молодежи это самое «лучше» прежде всего определяется в возможностях проявить себя. Где это сделать – каждый решает сам. Одни выбирают город, другие, наоборот, привычную нам сельскую глубинку. Верного или неверного решения здесь нет, хоть всем нам и известна еще одна пословица о том, что где родился, там и пригодился. Увы, ее актуальность сегодня практически полностью утрачена для молодых людей. Главное сейчас – найти ту среду, в которой хорошо, где ты на своем месте. Правда, иногда чувствовать себя именно так человек может только на малой родине.

Наш земляк Герман ШАМАНИН из Верховажья – один из таких. Сегодня поговорим с ним, чем его привлекает жизнь в сельской местности, в чем отличие физкультуры от спорта и почему тренер – творческая профессия.

 

– Гера, поскольку мы с тобой хорошо знакомы, думаю, ты не будешь против, если в нашей беседе я буду обращаться к тебе на «ты». К тому же и для большинства читателей «ВВ» по возрасту ты подходишь на роль сына или внука. Поэтому, как говорится, не обессудь.

 – Да, конечно. Честно говоря, у меня до сих пор иногда обращение на «вы» или по имени-отчеству от взрослых людей вызывает некую неловкость. «Герман Викторович» от детей я слышать привык, а вот от старшего поколения, видимо, еще не совсем.

Герман Шаманин с 2019 года ведет секцию легкой атлетики в ФОКе Верховажья

 – Расскажи, пожалуйста, как ты решил поступать на физвос и почему выбрал именно легкую атлетику?

 – На факультет физической культуры и спорта в Вологодский государственный университет я поступил в 2014 году, после окончания школы. Честно говоря, при выборе факультета и вуза я шел, скажем так, по пути наименьшего сопротивления. Чтобы поступить, требовались результаты ЕГЭ по русскому языку и обществознанию, плюс выполнение заданий по физической подготовке. Особо много в школьные годы спортом я не занимался – в свое время не совсем регулярно посещал лыжную секцию, выступал также за школу и район в соревнованиях по бегу, на «Зарнице».

– Какими видами спорта ты занимался в университете?

– Всеми понемногу. Но, конечно, больше внимания уделял легкой атлетике и ее судейству. Можно даже сказать, что именно по судейской дорожке я и пошел. За время учебы, участвуя в соревнованиях всероссийского и зонального уровней, получил квалификацию судьи первой категории по легкой атлетике.

 – Наверняка у тебя была возможность остаться в городе. Почему все-таки ты решил вернуться?

 – Да, предложения были. Звали работать и в вологодской школе, где проходил педпрактику, приглашали и в Череповец. Но я давно для себя решил, что вернусь в Верховажье. Мысли о жизни в городе у меня когда-то были, в подростковом возрасте, но потом, поступив учиться в Вологду, а также побывав в более крупных городах и посмотрев на людей, которые там живут, понял, что я так не хочу. Меня устраивает размеренность сельской жизни, мне есть чем здесь заняться – имею в виду и работу, и отдых. В Верховажье мне действительно хорошо. Поэтому уезжать отсюда не хочу, а, наоборот, планирую строить свой дом.

 – Такие мысли сейчас – редкость для молодого поколения. Многим в нашей глубинке не хватает какого-то движения, активности. Что ты можешь ответить на это?

 – Все зависит от человека. Лично мне нравится активный образ жизни, когда я могу сам организовать свою деятельсность и отдых. Жизнь в Верховажье дает мне такую возможность.

 – Гера, давай теперь о твоем тренерстве. Как все сложилось?

 – Когда я возвращался, то думал, что устроюсь в нашу школу учителем физкультуры. Но штат физруков был укомплектован. Узнавал о вакансиях в соседнем Вельском районе, но пока тишина. Где-то год я занимался исключительно еще одной моей деятельностью – ремонтом телефонов и цифровой техники. А потом Алексей Иннокентьевич Колосов предложил мне ставку тренера по легкой атлетике в ФОКе. И вот здесь я уже второй год.

Сейчас занятия проходят на свежем воздухе

 – Кто твои воспитанники?

 – В основном это ребята начальных классов. Первое время ходило около 30 человек, поэтому мы организовали три группы, занимаясь трижды в неделю. Со временем некоторые отсеялись. Но это нормальный процесс. А потом из-за пандемии нам пришлось отменить все тренировки на несколько месяцев. С июля они были возобновлены на улице, что очень удобно, но народу стало ходить меньше – человек пять-семь постоянно. Сейчас у меня отпуск, поэтому занятия снова на паузе. Потом они начнутся вновь.

 – Испытывал ли ты какие-то сложности, когда начал работать тренером?

 – Поскольку я пришел на новую должность – в Верховажье легкую атлетику не преподавали давно, то оказался сам по себе, без наставника. В университете упор у нас делался на преподавание физкультуры в школе, а здесь – совсем другая специфика. Какие-то знания были у самого, какими-то советами помогли мои личные тренера из вуза. Сейчас уже могу точно сказать, что тренер – это творческая профессия. Без фантазии и мышления, каких-то нестандартных подходов в этом деле не обойтись. 

 – А в техническом смысле? Насколько Верховажье приспособлено к занятиям легкой атлетикой?

 – По большому счету у нас для этого есть только стадион и яма для прыжков в длину. Причем стадион с асфальтовым, а не прорезиненным покрытием, как это должно быть. Но тренироваться можно и в таких условиях. Главное – было бы желание. Сложнее, конечно, зимой, когда для занятий у нас остается только спортзал. В городах в это время легкоатлеты, как водится, занимаются в специальных манежах. Лыжи для легкой атлетики нежелательны, поскольку техника может пострадать. Поэтому «спасаемся» подвижными играми, упражнениями на определенные группы мышц. С Алексеем Иннокентьевичем мы обсуждали, какой инвентарь нужно закупить для тренировок, но коронавирус все притормозил. Со временем, я думаю, наработаем необходимую техническую базу.

 – Прогресс у своих ребят замечаешь?

 – Физический прогресс, конечно, есть, но он больше естественный. Ведь в первую очередь они и сами растут. А для того, чтобы появился прогресс уже более профессиональный, необходима соревновательная среда, которая мотивирует на дальнейшее развитие, достижение успехов, да и просто на поддержание интереса к занятиям. Например, некоторые при сдаче норм ГТО норматив в один-два километра пробегают хорошо, а на тренировках могут лениться как раз от отсутствия стимула.

 – А как думаешь, в дальнейшем у кого-нибудь из ребят может сложиться спортивное будущее?

 – В принципе, все возможно. Сейчас в июле ходил как раз основной костяк мальчишек и девчонок, которые посещали занятия регулярно. В этом деле немаловажно постоянство тренировок. Но если честно, я с некой опаской отношусь к спорту, а тем более профессиональному. Ведь это работа, с множеством различных травм и, в конечном счете – потерей здоровья. Мне ближе понятие физкультура, где главный принцип, как говорил и мой тренер – не навредить. Поэтому и на своих занятиях я ребят не перегружаю.

 – Поделись немного, как строится ваш тренировочный процесс?

 – Как правило, сначала разминка, затем отработка специальных упражнений, а после – игры на развитие скорости. Завершаем тренировку, наоборот, более спокойными играми или упражнениями. Занимаемся час, для детей начального звена этого времени достаточно.

 – А ты не собираешься делать группу для детей постарше?

– Да, в планах есть набрать ребят среднего и старшего школьного возраста. Посмотрим, как дальше будут обстоять дела с коронавирусом.

 – Как тебе вообще работается с детьми? Получаешь удовлетворение от работы?

– Работать с детьми мне нравится. Бывает, настроение не очень, а к ним придешь, они смеются, спрашивают что-то, бегают – заряжаешься от них энергией, одним словом. Они очень дружные ребята. Особенно те, что из кадетского класса. Порой они сами подкидывают идеи новых упражнений, игр. В общем, с ними интересно.

– Гера, спасибо за беседу. Желаем твоей деятельности развития, а твоим воспитанникам – успехов. Хочется верить, что героем наших публикаций ты станешь еще не раз!

 – Спасибо, будем стараться.

Ольга ГУЛИНА. Фото автора и из архива Германа Шаманина

«Верховажский вестник» №56 за 31 июля 2020 года

 

Читайте также:

Словно из космоса вернулся. Наш земляк рассказывает о своем опыте участия в любительских забегах на длинные дистанции и рассуждает о беге, как о тренде

Звание под занавес ушедшего года. Верховажские тренеры получили подарки за воспитание призера Олимпиады-2018

Анна Нечаевская: "Без падений взлетов не бывает"

 

Поделиться
Комментарии (0)
Свежий номер