- Главная
- Наша история
- "Закатившаяся запонка" Очерк о событиях 1921 года в Вельском уезде Вологодской губернии, связанных с кулацко-эсеровским контрреволюционным восстанием Часть 5
"Закатившаяся запонка" Очерк о событиях 1921 года в Вельском уезде Вологодской губернии, связанных с кулацко-эсеровским контрреволюционным восстанием Часть 5
Урок усвоен
Проводилось следствие по делу участников восстания. Закрытое заседание ревтрибунала, руководствуясь законами молодой советской республики и политическими соображениями, рассмотрело состав преступления, тяжесть содеянного теми, кто проявил себя непримиримым противником Советской власти, и теми, кто подталкиваемый первыми, по своей политической безграмотности, отсталости, участвовал в восстании, но не нанес своими действиями существенного вреда строительству новой жизни. С полным основанием было предложено, что полученный урок усвоен, кулацко-эсеровский «Союз хлеборобов» идейно и организационно разгромлен, основная часть бедняцко-середняцкого крестьянства вырвана из-под его прошлого влияния.
Решения X съезда Российской коммунистической партии (большевиков), определившие переход к новой экономической политике, от продразверстки к твердо установленному по размеру продналогу; право самостоятельно распоряжаться после выполнения обязательств по продналогу излишками произведенных своим трудом, в своем хозяйстве продуктов, вплоть до продажи их на рынках, обеспечили переход от военного союза рабочих и крестьян в годы социалистической революции и отражения вооруженной иностранной интервенции к экономическому союзу между ними, к усиливанию смычки между городом и деревней. Успешная ликвидация возникших в ряде мест под руководством непримиримо контрреволюционных, монархически настроенных элементов, кадетов, эсеров и прочего политиканствующего отребья, разгром кронштадтского мятежа, произошедшие в эти дни, позволили советскому правосудию ограничиться суровыми мерами наказания только лишь особо активным деятелям мартовского восстания 1921 года в Вельском уезде.
Где скрывался Швецов?
За особое активное, руководящее участие в восстании эмиссар эсеровского центра, один из организаторов контрреволюционного «Союза хлеборобов» М.Н. Швецов, скрывшийся от следствия и суда, перешедший в подполье, был объявлен вне закона. Каждый гражданин был обязан, зная о месте его пребывания, сообщить об этом властям, принять меры к его задержанию, а в случае сопротивления, уничтожить его физически.
Бывший полицейский, служивший верой и правдой при становом полицейском приставе Верховажского стана Попов (из крестьян дер. Чащиха или Вирино, что на взгорье над Верховажьем), ударивший в набат с колокольни Верховажского собора, возглавивший группу по захвату почты и телеграфа и аресту коммунистов Воронина и Третьякова, был приговорен к пяти годам лишения свободы.
Где же скрывался перешедший на нелегальное положение М.Н. Швецов? Как ни парадоксально звучит утверждение, что со дня восстания и до второй половины лета 1921 года он скрывался в своем собственном доме в селе Верховажье, находившемся рядом с заросшим прудом и так называемым земляным мостом, но оно подтверждено фактами. И это утверждение возникло в уме автора спустя семь лет после восстания в результате простой случайности.
На фотографии сверху из фондов Верховажского историко-художественного музея дом, в котором жил М.Н. Швецов – третий справа, за кустами. На фото внизу – сейчас на этом месте двухэтажный дом №17 по ул. Луначарского
Приехавши в Верховажье для агрономической работы с прежней агрослужбы в Кулойско-Покровском агроучастке в мартовские дни, но уже в 1928 году, я подыскивал жилье и для себя, и для размещения агропункта, и натолкнулся на почти пустующий дом Швецова. В нем былне занят двухкомнатный мезонин, а на четырехкомнатном, с кухней, втором этаже проживала одна хозяйка дома – жена М.Н. Швецова, несколько глуховатая Дарья Ивановна, занимавшаяся шитьем платьев «по модам» для жительниц села Верховажье. Узнав, что наша семья лишь только двое, прибавление семейства еще не проявлялось, хозяйка дома согласилась сдать в аренду приехавшему агроному весь второй этаж, сама переместилась в комнаты мезонина. В полуподвальном этаже проживали две тихие, почти незаметные старушки, добывавшие пропитание кой-какими бытовыми услугами для жителей Верховажья.
Тайна платяного шкафа
С двухступенчатого под навесом крылечка входная дверь вела в холодные сени. От входной двери пятиступенчатая, шириной в два метра лестница переходила в площадку, с которой в дом были пробиты две двери – одна в кухню, вторая, почти рядом с первой – в коридор. Коридор узкой дверью сообщался с кухней и двумя дверями – с другими комнатами дома, освещаясь лишь через дверную фрамугу, и был полутемный. Вдоль капитальной стены, отделявшей коридор от кухни, был сделан стационарный платяной шкаф, длиной примерно 220-250 сантиметров, с двумя раздвигающимися створками по типу товарного вагона. Одна из створок не доходила до окончания шкафа примерно на 80-90 сантиметров, и эта часть была заделана плотной, неподвижной дощатой заборкой.
Мы пользовались платяным шкафом по его назначению. И однажды из рукава висящей там моей рубашки выпала запонка. Пришлось залезать в шкаф в поисках ее. Упершись одной рукой в поперечную стенку шкафа в той его части, которая была заделана неподвижной заборкой, я обнаружил, что она подвижна. Подробный осмотр показал, что подвижная стенка якобы в конце шкафа на самом деле не окончание его, а фальшивая, устроенная на незаметных шарнирах, скрытых прибитыми плинтусами. Развернув фальшивую стенку на шарнирах, я обнаружил между ей и уже настоящей стеной пространство, способное вместить человека, причем на уровне глаз спрятавшегося были сделаны узкие, почти незаметные прорезы. Так вот где разгадка!
При неоднократных проверках работниками дознания, по каким-то признакам догадывающихся, что объявленный вне закона Швецов скрывается именно в своем доме, его так и не смогли обнаружить. Это и понятно! Как только возникала тревога – стук во входные двери, пока полуглухая жена шла их открывать, хозяин дома раздвигал створки платяного шкафа, входил в него, отодвигал висевшую одежду, задвигал створки, поворачивал фальшивую стенку, вставал за нее и затаившись пережидал окончание досмотра и ухода работников дознания. И так каждый раз, пока он не был увезен якобы в Тотьму в целях конспирации в новой смоляной бочке под видом и в составе транспорта смолы. А там пароход на Вологду, поездом в Москву или Петроград, или еще куда-то, где притаились его сподвижники по эсеровской партии. Так, видимо, и прожил М.Н. Швецов под чужой фамилией, с чужим паспортом свою испоганенную кулацко-эсеровской затеей жизнь.
По какой воде плыть, ту и воду пить
Думается, что необходимо выяснить влияние трагических мартовских событий 1921 года на последующие умозаключения, на психологию крестьян уезда. Вырванное ликвидацией кулацко-эсеровского восстания из-под влияние эсеров, кадетов, монархистов и других реакционных элементов, крестьянство уезда должным образом усвоило преподанный урок. Личные наблюдения о том, как перестраивалось его настроение, дают основание утверждать, что разъяснительная работа, пропаганда политики партии большевиков, начатая в деревне более активно быстро укрепляющимися партячейками, воспринималась благосклонно. Приходилось нередко слышать: «По какой воде плыть, ту и воду пить».
С весны 1921 года более широко проводятся земельные переделы с ликвидацией «ревизских душ» и переходом к поедоцкой практике разверстания земли, причем часто это сопровождалось переходом к широкополосице, устраняло язвы ранее существовавшего землепользования.
Возникли комитеты крестьянской общественной взаимопомощи (ККОВ), и деревенская беднота в первую очередь стала пользоваться помощью в обработке земли безлошадным, помощью семенами и др.
При потребительских кооперациях возникают прокатные пункты с набором зерноочистительных машин (веялок, сортировок «Триумф», триеров), кое-где даже конных молотилок. Все крестьянство уезда охватывается членством в потребительской кооперации, а вскоре к торговой ее функции присоединяется закупка у крестьян излишков производимой продукции и организованный ее сбыт. Быстро осуществляется кооперирование смолокуров в сбытоснабженческие лесхимартели. Более внимательно, без былой усмешки воспринимаются разговоры о работе двух сельскохозяйственных коммун – в Климушине Верховажской волости и Никольской коммуне на Устье. Начинает возникать производственная кооперация в виде машинных, мелиоративных, мукомольных, бычьих товариществ.
В развернувшейся в 1925-26 и последующих годах коллективизации сельского хозяйства крестьянство уезда шло впереди и более высокими темпами, нежели в других уездах Вологодской губернии.
Январь-май 1975 г.
В тему
Михаил Швецов был расстрелян вместе с другими участниками восстания
Известный архангельский историк Юрий Дойков давно занимается репрессированными советской властью людьми. Его проект называется: «Хроники красного террора», он размещен на генеалогическом форуме ВГД (https://forum.vgd.ru)
В одном из разделов вологодский писатель-краевед Александр Быков обнаружил список расстрелянных участников восстания. В их числе упоминается Михаил Николаевич Швецов. Ниже приводим список расстрелянных и комментарий А.В. Быкова.
«Скорее всего, список не полный, поскольку фиксирует только одну группу расстрелянных, но сам масштаб расправы советской власти со своим народом поражает, – отмечает Александр Владимирович. – Обратите внимание на профессиональный состав участников, представлены все слои общества, начиная с советских служащих. Это говорит о том, что недовольство было всеобщим».
Расстреляны по приговору Выездной сессии (13-16 апреля 1921 г.) Вологодского ревтрибунала в составе:
председатель А. Силин, члены: Микляев, Праемичев, секретарь: Шутов.
В г. Вельске приговорены к расстрелу участники Вельского крестьянского восстания:
1. (532) Бахтин Павел Иванович – руководитель восстания в Шелотской волости.
2. (533) Васендин Василий Васильевич (24 года).
3. (534) Власов Михаил Михайлович (52 года) – бывший полицейский исправник.
4. (535) Задигин Максим Игнатьевич (32 года).
5. (536) Лазаревский Федор Иванович (26 лет).
6. (537) Некрасов Александр Иосифович (46 лет).
7. (538) Платунов Михаил Васильевич (25 лет).
8. (539) Плотников Василий Данилович (36 лет).
9. (540) Попов Павел Осипович (34 года) – член Уисполкома.
10. (541) Сальников Александр Григорьевич – матрос из Кронштадта.
11. (542) Сорокоумов Владимир Васильевич (31 год).
12. (543) Шайтанов Алексей Флегонтович (37 лет) – учитель, бывший офицер.
13. (544) Швецов Михаил Николаевич.
14. (545) Шестаков Василий Никифорович (23 года).
15. (546) Шутов Александр Иванович (заочно).
(ГААО. Ф. 5661. on. 1. д. 6. лл. 7-12).
«Верховажский вестник» №30 за 23 апреля 2021 года